Оцените материал

Просмотров: 5412

«Реклама наркотиков»: скандал продолжается

Владимир Санин · 22/04/2008
Сюжет с выставкой «Реклама наркотиков» скорее проходит по ведомству современного искусства. Но даже при том что художники довольно активно поставляют новой российской буржуазности поводы для беспокойства, судьба «Рекламы наркотиков» стоит особняком, – уж очень много болезненных точек затронуто

©  wikimedia.org

Рекламный плакат компании Байер фармасьютикалс. До 1904

Рекламный плакат компании Байер фармасьютикалс. До 1904

Сюжет с выставкой «Реклама наркотиков» скорее проходит по ведомству современного искусства. Но даже при том что художники довольно активно поставляют новой российской буржуазности поводы для беспокойства, судьба «Рекламы наркотиков» стоит особняком, – уж очень много болезненных точек затронуто. Пока работы Григория Ющенко проходят экспертизу в московском офисе УФСКН, Openspace.ru напоминает историю вопроса
Пятого апреля в галерее Navicula Artis, которая размещается на Пушкинской, 10, в старейшем арт-центре Петербурга, открывается выставка молодого художника Григория Ющенко. На выставке представлены плакаты с практически неузнаваемыми изображениями музыкантов, артистов и других поп-персонажей, среди которых можно пытаться (скорее безуспешно) опознать, к примеру, легенду русского рока Бориса Г., артиста Михаила К. или певицу Елену В. Каждый плакат «рекламирует» какое-либо наркотическое средство — будь то разрешенное (чифирь) или запрещенное (псилоцибиновые грибы). Слоганы взяты непосредственно из коллективного бессознательного российской рекламы: «Достойная альтернатива алкоголю», «Беломор — ведь это и твоя история» etc. На выставке присутствуют журналисты «Пятого канала», формально Санкт-Петербургского, но имеющего вполне федеральные амбиции, — скажем, в сентябре прошлого года канал проводил общероссийскую рекламную кампанию под слоганом «Говорит и показывает страна».

Седьмого числа журналисты, присутствовавшие на открытии, просят разрешения доснять материал. На съемки они приводят с собой певицу Ваенгу, которая перед камерами уничтожает плакат с шаржем на себя, после чего на Пятом канале выходит репортаж с комментарием юриста о возможности возбуждения уголовного дела за клевету.

Присутствующее на съемках начальство «Пушкинской, 10» выставку на всякий случай закрывает.


Неосторожные телевизионщики оставляют в помещении документ, который позднее Ющенко публикует в своем блоге. Из документа следует, что вся история была предварительно срежиссирована журналистами. Их можно понять: при нашем благорастворении политических воздухов, если сам о себе не позаботишься, снимать будет нечего.

Девятого апреля Ющенко вызывают в УФСКН для профилактической беседы, а одиннадцатого числа озадаченные сотрудники питерского отдела оного УФСКН отсылают фотографии работ на экспертизу в Москву, поскольку сами разобраться во всей этой каше не в состоянии: уважаемые вроде люди, а рекламируют наркотики; Ющенко — он, конечно, враг, но вроде бы в Киеве; а Пушкин — уже совсем непонятно при чем, пусть начальство разбирается. Тут Пятый канал снова делает репортаж.

Что же на самом деле произошло? Провокация Ющенко имеет сразу две цели: во-первых, УФСКН, известный в просторечии как ГНК, — одну из самых неуклюжих (возможно, в силу нежного возраста) российских спецслужб. В частности, провокация направлена против принятой ГНК на вооружение статьи 46.1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и статьи 4 Закона «О СМИ»: первая запрещает юридически невнятную «пропаганду», а вторая — просто «распространение информации» о магических веществах разного рода. Во-вторых, Ющенко пробует на прочность общественный консенсус относительно наркополитики государства, который в России невнятно артикулирован, но весьма прочен, — как представляется, именно за счет своей полной бессознательности.

Провокация художника сталкивается с провокацией медиа, которое вместо фиксации события вдохновенно его творит, одновременно формулируя донос властям на творящиеся безобразия. ГНК делает то же, что и всегда, — как, собственно, и положено нормальной спецслужбе, ищет потерянное под фонарем. Ющенко и Пятый канал (у меня у одного дежа-вю?) обеспечили сотрудников на некоторое время работой — ну и слава богу, а то им оклад жалованья-то положен, а как перед налогоплательщиком отчитаться, неясно. Начальство «Пушкинской, 10» принимает под козырек и выставку закрывает. Заметим, что это кристальный случай самоцензуры. Нет не то что постановления суда, а даже какого-нибудь захудалого предписания ГНК, которое о выставке узнало уже после закрытия, — из созданной Пятым каналом новости. Наконец, юрист Чернышов упоминает о возможности подать в суд за клевету.

Кажется, почти полный набор современных российских реалий: ограничение свободы слова; медиа как орудие провокации; спецслужба, выполняющая несвойственные ей функции; самоцензура; агрессивная до полной нетерпимости ко всему остальному массовая культура с полным отсутствием самоиронии. Кто-то для полноты картины упоминал копирайтное законодательство в связи с перерисовкой афиш. Рейдерства не хватает, но это дело поправимое.

Теперь представим себе на минуту, что выставка называется, по слову Св. Преп. Нэнси Рейган, «Просто скажи нет». Или «Наркотики — зло». Постараемся построить вокруг такой выставки альтернативный скандал.

Не получается, нет. Скорее всего, ничего из вышеописанного просто не состоялось бы. И вообще ничего бы не произошло. Вся эта компания довольно серьезных (ну, по крайней мере, взрослых) людей — журналисты Пятого канала, певица Ваенга, сотрудники УФСКН по СП и ЛО, юрист Чернышов и патриотические журналисты в блогах — среагировали на волшебное слово «реклама». На самом деле перед нами нечто похожее на серию абстрактных картин Тер-Оганяна с подписями «Эта работа направлена на разжигание религиозной вражды», «Это произведение призывает к образованию вооруженных бандформирований» и проч. Жанр выдержан не так уж чисто, зато простодушие новой российской буржуазности и ее готовность всерьез видеть настоящего вампира во всяком, кто носит маечку с надписью «Я — вампир» продемонстрированы очень даже наглядно — цены на чеснок, если что, за пару дней взлетят до небес.

У обоих репортажей Пятого канала есть сквозная тема: тот факт, что Ющенко после всей этой истории проснулся знаменитым. Не поймешь: то ли журналисты завидуют своему герою, то ли намекают на собственный вклад в дело приумножения популярности современного искусства. По интонации кажется, что скорее второе. Волшебных слов, кроме «пожалуйста» и «спасибо», вроде бы не бывает. Но насчет слова «реклама» в России 2008 года есть какие-то смутные подозрения.

Реклама, реклама, реклама. Крекс, пэкс, фэкс.

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›