«История России. ХХ век» – крупное общественное событие, но в научном смысле эта работа производит сложное впечатление.
Единство общества — идеал крайне сомнительный. Осмысление исторической травмы требует не единства, а разнообразия интерпретаций
Однако сама книга получилась с научной точки зрения архаичной и часто довольно прямолинейной по трактовкам. Разумеется, на фоне известного школьного комплекта, вышедшего под редакцией Александра Филиппова (именно в его первом издании было написано про Сталина как «успешного руководителя»), что угодно покажется сладкой малиной, но не стоит поддаваться «понижению планки», к которому сегодня вынуждают российскую гуманитарную науку.
По методологии новый двухтомник, хоть и изобилует ссылками на издания 2000-х, находится в очень давних временах, самое позднее — в 1960-х. Историография России и СССР в последние двадцать лет развивалась очень интенсивно именно с концептуальной точки зрения, но следы этой эволюции в книге найти трудно. Главное содержание нового двухтомника — не сюжеты, выстроенные из событий, а многочисленные, внешне разрозненные факты и энергичные моральные оценки, плавно переходящие в идеологические. Но ведь имперская и постимперская история, теории тоталитаризма и национализма, история ментальностей, социология постсоветского общества — не только новомодные идеи: они позволяют более глубоко понять смысл того, как люди действуют в истории, создать новый образ человека исторического. Такая коллективная работа должна была появиться примерно в 1991—1992 году как завершающий этап усвоения эмигрантских концепций истории России, но она вышла только в 2009-м. Тем не менее ее выход, судя по всему, потребовал от редакторов очень больших усилий, интеллектуальных и организационных. «История России. ХХ век» — крупное общественное событие, но в научном смысле эта работа производит сложное впечатление.
Уже при беглом просмотре книги бросаются в глаза последовательные и смыслово «нагруженные» отступления от общепринятых орфографических норм: слово «большевицкий» везде пишется через «ц», а не через «ст» («большевистский»), слово «император» — неизменно с большой буквы, независимо от того, о какой стране идет речь. Так писали в правых изданиях русского зарубежья, так пишут и нынешние крайне правые в России, стремящиеся ущучить большевиков даже орфографически, — но идеология двухтомника под редакцией А. Зубова к крайне правым отношения не имеет. В книге она названа солидаризмом. Первый том открывается 60-страничным вступлением «Как Россия шла к ХХ веку», отправная точка — войны восточнославянских племен VI века. Главная мысль введения и всей книги: в истории России постоянно боролись два начала — солидарность, при которой «люди... помогают друг другу... уважают свободу друг друга и общий интерес ставят выше своего личного» (т. 1, с. 7—8); и себялюбие, под влиянием которого население страны норовило жить по принципу «умри ты сегодня, а я завтра», а Россия в целом замыкалась в кругу ксенофобии и национального эгоизма. ХХ век оказался самой большой трагедией в истории России: «большевизм проявил себя как крайний антисолидаризм» (т. 1, с. 741).
{-page-}
«История России ХХ в. ... предельно трагична, и изучать ее — мучительно больно. Поэтому многие ничего не хотят о ней знать. Но если потомки не будут сопереживать своим предкам — то муки предков окажутся напрасными. Сопереживание нужно для исторического единства нации. Единство нельзя строить на лакированных мифах — мифы все равно распадутся. Единство можно строить лишь на поиске истины».
Опыт 2000-х показывает, что при всех благих целях подобной аргументации она вряд ли действенна. «Дело Подрабинека» показывает, что «сопереживание предкам» можно понимать совершенно по-разному и ни к какому «единству» оно привести не может. «Единство общества» — идеал крайне сомнительный; к чему он может привести в политической практике, легко видеть на примере выборов 11 октября. Если осознать историю нашей страны в ХХ веке как катастрофическую общественную травму — а авторы двухтомника призывают именно к этому, и я с ними полностью солидарен, — то для ее осмысления и для сочувствия жертвам этой травмы нужно не единство, а общественное многоголосие, спор, полемика, основанные на уважении и сочувствии к оппоненту. Такой традиции у нас нет. При желании ее можно было бы создать, но авторы двухтомника подобного желания не испытывают: из предисловия и заключения ясно, что книга должна представлять единственный взгляд на историю: «все мы ставили перед собой совершенно определенную задачу — рассказать правду о жизни и путях народов России в ХХ в.» (т. 1, с. 5). Именно из-за таких глобальных амбиций книгу ошибочно называют учебником, хотя по жанру она больше напоминает то, что по-английски называется handbook или companion — книга, которую можно использовать и как учебник, и как справочник, и просто как интеллектуальное чтение.
Очевидно, авторам хотелось противопоставить «учебнику Филиппова» более гуманистический и общественно ответственный взгляд на историю. Новая книга в самом деле может служить таким противоядием, но с большой оговоркой: ее идея следует почти такой же логике «единственной правды», что и «учебник Филиппова». На Западе вышло (а иногда и переиздано в нашей стране) несколько капитальных трудов по истории России в ХХ веке, основанных на принципиально разных концепциях: «Утопия у власти» Михаила Геллера и Александра Некрича, «Советский век» Моше Левина, «История России и Советского Союза» Леонида Люкса... Но в России не подготовлено никаких других монографических обзоров, кроме изданного под редакцией А. Зубова! Если бы подобных книг было издано пять-шесть, а лучше десять-двенадцать, и каждая — со своей концепцией (не идеологией, а именно научной концепцией!), это свидетельствовало бы о здоровье общества и исторической науки. Разумеется, сегодняшняя ситуация называется иначе.
Описывая 2000-е годы, авторы готовы умилиться любым сообщениям политических элит об объединении культур метрополии и эмиграции и об отказе от наследия коммунистического режима — в том числе и совершенно демагогическим. Например, в двухтомнике с уважением сообщается о переносе праздника 7 ноября на 4-е, в то время как историки и даже журналисты уже в 2005-м, сразу после принятия закона о новом празднике, писали, что праздник этот изначально не государственный, а церковный и вдобавок связанный с памятью не столько всей России, сколько дома Романовых. Впрочем, еще А.К. Толстой писал в своей «Истории государства Российского»: «Ходить бывает склизко / По камешкам иным — / Итак, о том, что близко, / Мы лучше умолчим». Или одобрим.
Книга внутренне неоднородна не только по оценкам, высказанным в разных главах, но и по научному уровню. Некоторые разделы имеют вполне осмысленную библиографию, но, например, список литературы к разделу по экономической истории России 1990-х состоит из единственного сочинения, и то сомнительного: «Крёстный отец Кремля Борис Березовский» покойного Павла Хлебникова. Времена, конечно, недавние, но на эту тему все-таки и другие книжки есть (такие и еще такая).
Значение «Истории России…» можно понять, если вспомнить слова Мариэтты Чудаковой: на протяжении 1990—2000-х годов были опубликованы тысячи документов и исследований о преступлениях советского режима и о том, как трудно приходилось жить его гражданам; однако общество никак не восприняло все эти публикации — словно бы канал коммуникации между наукой и обществом был перерезан. Новый двухтомник, несмотря на очевидные недостатки, все-таки восстанавливает прерванную связь: «История...», по информации издательства, распродается темпами, рекордными для книг такого огромного объема и соответствующей ценовой категории. Однако цельность понимания в книге достигнута путем многочисленных «спрямлений» и общей стилизации. Логику объяснить легко: ведь канал-то и был перерезан во многом потому, что для общественной адаптации новоопубликованных источников и работ о них требовались популярные идеологии, которые толком в России не сформировались. А. Зубов попытался оформить «рамочную» идеологию книги, но для того, чтобы не выравнивать авторов под единый ранжир, во многом заменил идеологические критерии стилистическими метками. Судя по многим деталям, и «солидаристский», и «антибольшевицкий» месседжи книги — персональное творение главного редактора, хотя и поддержанное авторским коллективом.
Насколько эту книгу можно считать вариацией на темы идеологии нынешних российских властей? В 2000-е годы политические элиты сделали множество реверансов в сторону белого движения и правой эмиграции (начиная с торжественной репатриации архивов Антона Деникина и Ивана Ильина), и фильмы типа «Адмиралъ» или «Спасти императора» можно считать культурным обеспечением «белогвардейской» риторики. Новый двухтомник можно было бы заподозрить в поддержке этого тренда — тем более что в финале второго тома хватает похвал любым, в том числе и демагогическим, жестам, демонстрирующим легитимацию «русской культуры, сохраненной и умноженной в эмиграции» (т. 2, с. 714), а председатель НТС Александр Шведов вообще утверждает, что книга была подготовлена на грант Администрации Президента; впрочем, в самой книге о такой грантовой поддержке никак не сообщается. Однако последовательное стремление авторов продемонстрировать, что общество важнее государства и в ХХ веке постоянно становится его жертвой, выводит новую книгу за пределы официального этатистского дискурса. Можно предположить, что до некоторой степени идеология предполагаемых грантодателей и авторов двухтомника совпадает, но далеко не полностью: акцент на обществе и негосударственных движениях явно не вписывается в «белогвардейские» политические установки и даже противоречит им.
Выдающийся британский историк Эрик Хобсбаум описал «короткий двадцатый век», который длился с 1914 (начало Первой мировой войны) по 1991 (распад СССР) год. Напротив, авторы двухтомника «История России. ХХ век» демонстрируют длинный двадцатый, который начался в 1894 году с коронацией Николая II* и, получается, не кончился до сих пор. Думаю, в России с ХХ веком не все так просто: на некоторых уровнях развития культуры, общества и государства он давно закончился, на некоторых продолжается, а на некоторых, кажется, и не начинался. В романе Станислава Лема «Звездные дневники Йона Тихого» ракета главного героя попадает в гравитационный вихрь, и времена в ней спутываются — «местами вторник, местами среда, а кое-где, возможно, есть даже немного четверга». Лем, конечно, фантастика, но в России история примерно так и устроена. Будем надеяться, что книга «История России. ХХ век» поможет распутыванию клубка эпох, в котором доныне продолжают запутываться живые люди.
История России. ХХ век: 1894—1939. М.: АСТ, Астрель, 2009
История России. ХХ век: 1939—2007. М.: АСТ, Астрель, 2009
______________________
*С этим парадоксально совпадает мнение Дмитрия Кузьмина, который полагает, что ХХ век в русской поэзии тоже начался в 1894 году, когда были изданы три выпуска подготовленных В.Я. Брюсовым сборника «Русские символисты».
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451787
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343398
- 3. Норильск. Май 1268725
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897704
- 5. Закоротило 822159
- 6. Не может прожить без ирисок 782575
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759298
- 8. Коблы и малолетки 740964
- 9. Затворник. Но пятипалый 471465
- 10. ЖП и крепостное право 407954
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403206
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370572
С удовольствием прочитал Ваш отзыв на двухтомник под ред. г-на Зубова. Да, это всё, что у нас есть на сегодня несоветского о советском периоде. Другой обобщающей работы нет. Поэтому - уже хорошо. Солидаризм мне не близок, ибо он уже сам по себе - разрыв с исторической Россией, но опять же - что делать? Пара замечаний к Вам. Не соглашусь, что"большевицкий" надо писать иначе. Как раз советская "норма" - неверна. См. аналогичные: мужицкий, кулацкий, казацкий. Слова, оканчивающиеся на -ик, -ак образуют прилагательные через суфикс цк. А вот существительные на т - через ст: советский. кадетский, детский. Так что, норму надо вводить, а не критиковать. И насчёт фото. Эти солдаты, похоже, вообще ещё не дезертировали, во всяком случае, до гражданской войны тут далеко. Она и началась-то уже после развала армии и похабного Бреста. А так, был рад увидеть Вас в виртуальном мире. Ваш Серге