Оцените материал

Просмотров: 5801

Русский дух

Николай Александров · 27/08/2008
Эстонские ученые установили: русского духа не существует

©  Антон Сташевич

Русский дух
Довольно забавная новость появилась недавно и обратила на себя внимание. «Эстонские ученые установили: русского духа не существует. Об этом свидетельствует исследование Тартуского университета, результаты которого были сообщены на проходившей в Тарту 14-й Европейской конференции психологии личности. Ученые выяснили, что стереотип особого русского человека — такой же миф, как и «русский дух» и «особенная стать» России. В ходе исследования, в котором принимали участие сорок российских вузов, были получены данные об одиннадцати тысячах человек — от Камчатки до Карелии. По словам профессора Тартуского университета Юри Аллика, исследования показали, что русский человек как на генетическом, так и на личностном уровне очень схож с другими народностями мира, хотя Достоевский и Солженицын, например, считали русскую нацию уникальной».


Цели в общем были поставлены благородные. «Мне кажется, что это и в политическом смысле ясная и важная весть. Например, оправдывать какую-нибудь политическую систему тем, что таков русский народ или что демократия и другие прозападные формы жизни русскому противопоказаны, — чистая демагогия. Простой, реальный русский человек, которого ценят, ничем особым не отличается от латыша, литовца, эстонца или от людей любой другой национальности», — поделился своим научным и человеческим мнением профессор Аллик. Очень хочется посмотреть на опросные листы, призванные обнаружить наличие или отсутствие русского духа, чтобы понять, каким образом удалось добиться такого блестящего результата.

©  Антон Сташевич

Русский дух
Так что нет русского духа. Эстонские ученые доказали. Нужно ли говорить, что к литпроцессу все это имеет самое непосредственное отношение, поскольку он часть процесса общементального. А в нем, в этом ментальном процессе, «русский дух» категория основополагающая. Вот ведь и Юри Аллик ссылается на Достоевского и Солженицына. Но проблема серьезнее. Чем, например, пахнет Лукоморье, теперь ответить невозможно. Что имел в виду Пушкин, когда писал «Там русский дух, там Русью пахнет», неизвестно. Какой конкретно запах, то есть дух. Не пахнет, оказывается, Русь русским духом, что засвидетельствовали 11 тысяч человек. Можно ли верить этому? Или все-таки в пушкинские времена «русский дух» был, а потом скончался. Вяземский же кричал «вот он, вот он русский бог»:

        Бог метелей, бог ухабов,
        Бог мучительных дорог,
        Станций — тараканьих штабов,
        Вот он, вот он, русский бог.

        Бог голодных, бог холодных,
        Нищих вдоль и поперек,
        Бог имений недоходных,
        Вот он, вот он, русский бог.

        Бог грудей и ... отвислых,
        Бог лаптей и пухлых ног,
        Горьких лиц и сливок кислых,
        Вот он, вот он, русский бог.

        Бог наливок, бог рассолов,
        Душ, представленных в залог,
        Бригадирш обоих полов,
        Вот он, вот он, русский бог.

        Бог всех с анненской на шеях,
        Бог дворовых без сапог,
        Бог в санях при двух лакеях,
        Вот он, вот он, русский бог.

        К глупым полон благодати,
        К умным беспощадно строг,
        Бог всего, что есть некстати,
        Вот он, вот он, русский бог.

Ну и так далее. Кончается, правда, все немцами (Бог бродяжных иноземцев, К нам зашедших за порог, Бог в особенности немцев, Вот он, вот он, русский бог), но этого и следовало ожидать. Русский бог оказывается везде и нигде, как богу и положено. Разглядеть его трудно, определить нелегко (на целое стихотворение растягивается определение). Только, кажется, ухватишь, а он уже другое обличье принимает, впрочем расходящееся с «прозападными формами».

©  Антон Сташевич

Русский дух
А славно было бы, если б эстонским ученым «русский дух» удалось обнаружить, выявить, выпарить из ответов 11 тысяч респондентов. Так, чтобы можно было в подробностях его разглядеть. В данном же случае возникают подозрения по поводу методики. Иными словами, дело не в том, что «русского духа» нет, а что эстонским ученым не удалось его обнаружить.

Так что проблема остается во всей своей полноте. Во всех аспектах, от метафизических до социокультурных. Более того, она осложняется. Потому что если эстонские ученые правы и русского духа все-таки нет, то как нам, простите за выражение, самоидентифицироваться, как самоопределяться и обустраиваться, о чем писать? Во что верить? А если русский дух вопреки чухонским наветам существует, то что из этого следует и как этим руководствоваться? Достаточно ли, положим, признать независимость Южной Осетии и Абхазии или нет, или нужно идти еще дальше, то есть быстрее, выше и сильнее? Загадка...

 

 

 

 

 

Все новости ›