Знаменитые кадры, снятые предтечей нынешних папарацци Александром Дранковым из засады
Лев Толстой. Кадры кинохроники и документальный фильмДокументальный фильм о последних днях и кончине Льва Толстого. Вторая половина фильма включает фрагменты кинохроники, запечатлевшей великого писателя.
В начале XX века, когда русский кинематограф набирал обороты, в России, да и в Европе тоже, мало было людей популярнее Льва Толстого. Поклонники, ходоки, фотографы и журналисты осаждали Ясную Поляну. Результатом стали многочисленные фотографии и аудиозаписи Толстого, читающего свои рассказы и письма. Однако к кинематографу писатель относился с предубеждением. Показать миру живого Толстого удалось только в 1908 году; автором знаменитых теперь кадров кинохроники, где классик запечатлен в Ясной Поляне, стал предтеча современных папарацци Александр Осипович Дранков. Как пишет киновед Валентина Рогова, свои первые кадры, на которых Толстой выходит из заснеженного леса и идет на зрителя (ими заканчивается ролик), Дранков снял через щелку из засады, спрятавшись в уборной яснополянского парка. Благодаря дерзкому охотнику за сенсациями мы можем ровно сто лет спустя увидеть бесценное историческое свидетельство. Впоследствии Дранкову удалось подружиться с Софьей Андреевной и произвести съемки уже с позволения Толстого. В результате, например, появились кадры, на которых писатель пилит дрова.
А вот другая пленка того же автора:
Больной гр. Л.Н. Толстой у себя на балконе в день юбилея (фот. А. Дранков)
Дело происходит в 1908 году. Видно, что хроникера еще не подпускают к писателю близко: приходится снимать его домашних (не тогда ли Дранков отсиживался в уборной?). Софья Андреевна, дочери Толстого, В.Г. Чертков (близкий друг писателя, в титрах ошибочно, видимо, названный Г. Чертковым). Самого писателя показывают только на несколько секунд: Толстой болен, сидит в кресле, Софья Андреевна поправляет ему подушки. Возможно, именно из-за некоторой спонтанности съемки писатель не похож здесь, в отличие от предыдущих отрывков, на оживший памятник самому себе — при всех технических несовершенствах пленки она передает живой и естественный образ Толстого.
Ускоренная съемка, заставляющая Софью Андреевну метаться по саду, и титры в телеграфном стиле создают несколько карикатурное впечатление: вспоминается знаменитая фраза Ильфа и Петрова, использованная в романе «Золотой теленок» и позже вошедшая в поговорку: «Графиня изменившимся лицом бежит пруду». В действительности таков был текст телеграммы, отправленной из Ясной Поляны 3 ноября 1910 года, после ухода Льва Толстого, корреспондентом газеты «Речь» Н.Е. Эфросом. Узнав об уходе мужа, Софья Андреевна, которая и прежде неоднократно угрожала самоубийством, действительно пыталась броситься в пруд. К счастью, графине помешали, и она еще успела попрощаться с Толстым на станции Астапово.
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3450377
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340549
- 3. Норильск. Май 1268474
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897657
- 5. Закоротило 822070
- 6. Не может прожить без ирисок 781980
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758542
- 8. Коблы и малолетки 740808
- 9. Затворник. Но пятипалый 471059
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402956
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370382
- 12. ЖП и крепостное право 345038