«Театрик» – я несколько раз слышала, как это слово используется для описания литературного мира. Слышала всякий раз от очень талантливых читателей.

Оцените материал

Просмотров: 10974

Пляшущие человечки

Ирина Каспэ · 18/10/2010
Список книг в диапазоне от «Одиссеи» до «Улисса», от «Бесов» до «Чертова колеса» сопротивляется любым псевдоаналитическим домыслам

Имена:  Артур Конан Дойл · Джон Апдайк · Иван Тургенев · Мариам Петросян · Юрий Олеша

©  Предоставлено автором

Пляшущие человечки
Искреннее спасибо всем принявшим участие в опросе. Комментарии и письма о недавно прочитанных книгах сами по себе оказались захватывающим чтением – убедиться нетрудно. Я моментально пожалела о том, что предложила унифицированную и формальную схему ответа (автор – название – место и год публикации). Выразительные реплики тех, кто этому предложению не последовал…

• зачастую представляют собой мини-исследования читательской антропологии, а то и готовые рецензии:

– Летний вариант: Пратчетт, перемежающийся Рубиной;
– Марсель Пруст, «Под сенью девушек в цвету» (СПб., Амфора, 2005) и Михаил Гиголашвили, «Чёртово колесо» (Ad Marginem, 2010), одна книжка в сумке, другая под подушкой :),
– Петросян. Дом, который, будь он неладен;


• обнаруживают множественные смыслы, так что не всегда удается установить, не скрывается ли здесь нелицеприятная оценка деятельности организаторов опроса:

– бесы;

• и, наконец, лишний раз подчеркивают условность различения fiction/non-fiction, которое, конечно же, зависит прежде всего от оптики читателя:

– Ирвин Ялом, «Когда Ницше плакал». М., Эксмо, 2010. Настаиваю, что это fiction :)
– Снорри Стурлусон, «Круг земной», впрочем, моя жена, Женя, полагает, что во времена написания это был non-fiction.


Со своей стороны вынуждена с сожалением признать, что не всё получилось так, как задумывалось, – вина за организационные нестыковки, разумеется, лежит исключительно на мне. Во-первых, эта колонка никоим образом не должна называться «Социология чтения». Раз опрос нерепрезентативный, то и социологические задачи решать не может; и уж совсем не входит в мои планы задача вульгарно-социологическая – проанализировать, что и почему читают в тех или иных искусственно заданных стратах. В самом деле: список названных книг в диапазоне от «Одиссеи» до «Улисса», от «Магнитных полей» до «Элементарных частиц», от «Бесов» до «Чертова колеса» сопротивляется любым псевдоаналитическим домыслам. Мои цели в данном случае иные – просто-напросто продолжить (и сделать публичным) обмен впечатлениями, происходящий внутри воображаемого сообщества читателей. Отсюда прямо вытекает «во-вторых»: конечно, проект замышлялся как более оперативный – тут интересна возможность уловить (но не деконструировать) быстро меняющуюся атмосферу читательских выборов.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›