Любой опрос сегодня подозрителен как потенциальное намерение украсть чужой голос, причем не в электоральном, а в экзистенциальном смысле этого слова

Оцените материал

Просмотров: 15921

Чтение про чтение

Ирина Каспэ · 26/08/2010
ИРИНА КАСПЭ устраивает абсолютно нерепрезентативный опрос – «Какой литературный текст вы читаете в данный момент или недавно прочли?»

©  wheelercentre.com

Чтение про чтение
Любопытно, что все, с кем я делилась замыслом этой колонки, реагировали примерно одинаково: опрос о недавно прочитанных книгах? Отлично, и каких же экспертов планируется опросить?

В том-то весь и фокус, что никаких. Никакие инстанции, уполномоченные делать литературные события и создавать информационные поводы для рецензий, меня в данном случае интересовать не будут – ни эксперты с рекомендательными списками, ни книжный бизнес, ни толстые журналы, ни премии.

За территорией, размеченной флажками «литературный процесс» (словосочетание чудовищное), начинается область повседневного чтения: с другой событийностью, с другим отсчетом времени, а часто и с другими ценностями. Пространство реального читательского опыта (основное на самом деле местонахождение литературы) в публичной сфере представлено почти исключительно количественными показателями, будь то рейтинги, объемы продаж или результаты репрезентативных социологических замеров. Параллельно конструируется, а вслед за тем мгновенно идеализируется или демонизируется обобщенный образ «простого читателя», с которым читатель, осознающий себя непростым, то есть «профессиональным», усиленно стремится наладить коммуникацию – нередко путем популистских стратегий.

По мере того как растет внимание к «общественному», но при этом «частному» мнению (доступному на расстоянии не слишком вытянутой руки – в ближайшем блоге), возрастает и серьезное недоверие к подобным формам коммуникации: они начинают расцениваться как попытка манипулировать, использовать суждения других людей в собственных целях (на языке тех, кто выказывает такого рода опасения, – «пиарить себя»). И любой опрос сегодня, конечно, подозрителен как потенциальное намерение украсть чужой голос, причем не в электоральном, а в экзистенциальном смысле этого слова.

Все вышеперечисленное и есть исходные условия эксперимента, который я предлагаю провести. Его цель – попытаться обойтись без популистской фигуры «простого читателя» и вместе с тем апеллировать к другим способам создания литературного события, к другим критериям отбора достойных упоминания текстов.

Правила таковы: я устраиваю абсолютно нерепрезентативный опрос, состоящий из единственного пункта: «Какой литературный текст вы читаете в данный момент или недавно прочли?» Ответы вывешиваю, а по итогам волюнтаристским образом (как это и происходит при обычном книжном рецензировании) отбираю несколько книг (или журнальных публикаций) и о них пишу. Опросы будут проводиться в разных – по возможности в самых разных – аудиториях (предложения с благодарностью принимаются); начать же логичнее всего с аудитории OPENSPACE.RU.

Поехали? Тогда какой литературный текст вы читаете в данный момент или недавно прочли? Пожалуйста, укажите автора, название, место и год публикации. Специально подчеркну, что имеется в виду исключительно fiction. Ответы можно оставлять ниже в комментариях или высылать по специально предназначенному адресу [email protected]. Жду их в течение недели, а дальше данные будут запущены в работу. До связи.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:140

  • trepang· 2010-08-26 17:14:32
    если вы включаете в понятие fiction поэзию, тогда:
    Борис Херсонский. Площадка под застройку. М.: НЛО, 2008.
    если же нет, то тогда это будет рассказ Артура Конан Дойла "Пляшущие человечки", перечитанный в Библиотеке Мошкова.
  • sanin· 2010-08-26 17:16:03
    Поэзию не включаем, нет
  • zverok· 2010-08-26 17:21:12
    Евгений Клюев, «Андерманир штук»
Читать все комментарии ›
Все новости ›