Любой опрос сегодня подозрителен как потенциальное намерение украсть чужой голос, причем не в электоральном, а в экзистенциальном смысле этого слова
ИРИНА КАСПЭ устраивает абсолютно нерепрезентативный опрос – «Какой литературный текст вы читаете в данный момент или недавно прочли?»
Любопытно, что все, с кем я делилась замыслом этой колонки, реагировали примерно одинаково: опрос о недавно прочитанных книгах? Отлично, и каких же экспертов планируется опросить?Читать!
За территорией, размеченной флажками «литературный процесс» (словосочетание чудовищное), начинается область повседневного чтения: с другой событийностью, с другим отсчетом времени, а часто и с другими ценностями. Пространство реального читательского опыта (основное на самом деле местонахождение литературы) в публичной сфере представлено почти исключительно количественными показателями, будь то рейтинги, объемы продаж или результаты репрезентативных социологических замеров. Параллельно конструируется, а вслед за тем мгновенно идеализируется или демонизируется обобщенный образ «простого читателя», с которым читатель, осознающий себя непростым, то есть «профессиональным», усиленно стремится наладить коммуникацию – нередко путем популистских стратегий.
По мере того как растет внимание к «общественному», но при этом «частному» мнению (доступному на расстоянии не слишком вытянутой руки – в ближайшем блоге), возрастает и серьезное недоверие к подобным формам коммуникации: они начинают расцениваться как попытка манипулировать, использовать суждения других людей в собственных целях (на языке тех, кто выказывает такого рода опасения, – «пиарить себя»). И любой опрос сегодня, конечно, подозрителен как потенциальное намерение украсть чужой голос, причем не в электоральном, а в экзистенциальном смысле этого слова.
Все вышеперечисленное и есть исходные условия эксперимента, который я предлагаю провести. Его цель – попытаться обойтись без популистской фигуры «простого читателя» и вместе с тем апеллировать к другим способам создания литературного события, к другим критериям отбора достойных упоминания текстов.
Правила таковы: я устраиваю абсолютно нерепрезентативный опрос, состоящий из единственного пункта: «Какой литературный текст вы читаете в данный момент или недавно прочли?» Ответы вывешиваю, а по итогам волюнтаристским образом (как это и происходит при обычном книжном рецензировании) отбираю несколько книг (или журнальных публикаций) и о них пишу. Опросы будут проводиться в разных – по возможности в самых разных – аудиториях (предложения с благодарностью принимаются); начать же логичнее всего с аудитории OPENSPACE.RU.
Поехали? Тогда какой литературный текст вы читаете в данный момент или недавно прочли? Пожалуйста, укажите автора, название, место и год публикации. Специально подчеркну, что имеется в виду исключительно fiction. Ответы можно оставлять ниже в комментариях или высылать по специально предназначенному адресу [email protected]. Жду их в течение недели, а дальше данные будут запущены в работу. До связи.
КомментарииВсего:140
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452107
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343570
- 3. Норильск. Май 1269580
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897884
- 5. Закоротило 822438
- 6. Не может прожить без ирисок 783995
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760946
- 8. Коблы и малолетки 741719
- 9. Затворник. Но пятипалый 472864
- 10. ЖП и крепостное право 408168
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404012
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371310
Борис Херсонский. Площадка под застройку. М.: НЛО, 2008.
если же нет, то тогда это будет рассказ Артура Конан Дойла "Пляшущие человечки", перечитанный в Библиотеке Мошкова.