Акмеистическая вещность – это основа всего, что почти сто лет делается в нашей поэзии.

Оцените материал

Просмотров: 22383

Речь Евгения Рейна на вручении премии «Поэт» 24 мая 2012 года

Евгений Рейн · 25/05/2012
«Семьдесят лет я сочиняю стихи, значит, угробил на это занятие свою единственную жизнь. А может быть, я спас ее?»

Имена:  Евгений Рейн

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Евгений Рейн

Евгений Рейн

Сейчас, когда уже наступила пора задуматься, на что я истратил свою единственную жизнь, я о чем-то догадываюсь, но не могу объяснить это толковым и исчерпывающим образом.

Я родился в Ленинграде, за шесть лет до великой войны, в самой глубине советской эпохи. Первые детские стихи стал сочинять в семь лет, едва переступив школьный порог. Когда мне было одиннадцать, случайно, по семейным обстоятельствам, я познакомился с Анной Ахматовой. В год смерти Сталина поступил в Технологический институт, не имея к этому ни задатков, ни интереса, и лишил себя возможности получить гуманитарное образование.

Я хорошо помню довоенные и послевоенные годы, день нападения Гитлера на СССР и все дальнейшее, буквально час за часом, вкус, цвет и запах всех сменяющихся периодов моего, так сказать округленно, поэтического семидесятилетия.

Поэтому я думаю, что именно память была и материально, и душевно тем, из чего и возникали мои сочинения. Может быть, повышенная чувствительность к внешней коре мира, прекрасной — я ведь вырастал в Ленинграде-Петербурге — и одновременно безобразной, даже мучительной, и была поводом для попытки что-то понять, запечатлеть, изобразить то, что я интуитивно чувствовал, словами, которые я пытался сделать как можно отчетливее и звучнее.

Очень долго теория стихосложения меня нисколько не интересовала, а вот великий опыт русской поэзии за 200 лет, от Тредиаковского и Ломоносова, от Пушкина и до моих современников, занимал, и даже очень. Дома у меня была хорошая библиотека, но еще школьником я открыл для себя ленинградские книжные барахолки, букинистические магазины и все возможные в ту пору книгохранилища.

Не хочется хвастаться, да, собственно, и нечем, и все-таки, только я начал писать что-то осознанное, как смутно почувствовал, в чем моя главная задача, в чем, собственно, затруднение. Сейчас я точно знаю, в чем. Четко и ясно для меня это сформулировал Ходасевич. Дело в том, чтобы каждый стих прогнать сквозь прозу, ибо только там, за колоритной и обольстительной прозой, прозой жизни и времени, за прозой в ее стилистическом выражении находится нечто, что и есть образ поэзии.

Я всю жизнь любил Пушкина, Лермонтова и Некрасова, но мог научиться у них только азам; по счастью, в моей домашней библиотеке нашлось алконостовское собрание Блока. И именно благодаря Блоку я понял, с какой мерцающей беглой точностью, с какой полнотой и соблазнительной недосказанностью слова и образа могут стихи отобразить время и самого поэта. Однако и тут я не стал последовательным учеником. Увы, слишком впечатлительный и непостоянный, уже очень много прочитавший, пленялся я и классиками, и модернистами, Белым и Маяковским, Кузминым и Ахматовой, доходил в своих блужданиях до переводных Рембо и Аполлинера и даже, сейчас должен признаться, до Тихонова и Сельвинского.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • Аркадий Перенов· 2012-05-25 16:35:18
    Хороший разговор Евгения Рейна ничего не вижу криминального признаться и мне Перенову в любви к Тихонову и Сельвинскому не самым плохим поэтам моей страны. В 2010 году слушая Рейна в Ккотебеле и глядя в его умные смеющиеся глаза я понял что он знает что знаю я -поэзия не стоит на месте и даже я уже старый для новаторства понимаю что двигаться надо дадьше а дальше это не боятся быть и сумасшедшим и травиальным и биг-битовым и сюрреалисттичным. Дед уже в гостинице шепнул мне на ухо тайну продолжения нашего поэтического аръергарда. слава Богу я не в последних рядах.
  • Dmitry Bobyshev· 2012-05-26 05:55:06
    Поздравляю Рейна. Прекрасная речь. Очень рад, что он высказал несколько мыслей в защиту символизма, уже 100 лет как гонимого. Я разделяю эти мысли и оценки, и однажды делал доклад на Ахматовских чтениях в 1997 году в музее "Фонтанный Дом". Тема доклада – "Преодолевшие акмеизм. Ахматова и кружок её поздних друзей". Впоследствии я переделал этот доклад в статью и напечатал её в "Вопросах литературы, в номере 6 за 2005 год.
  • Dmitry Bobyshev· 2012-05-26 06:15:36
    Символисты наработали идей на 200 лет вперёд для хусожественной жизни.
Читать все комментарии ›
Все новости ›