Мечта советской и постсоветской интеллигенции о том, что можно научить кого-то искусствам, не сбылась.

Оцените материал

Просмотров: 26213

Виктор Соснора. Поэзия и поэтика

Виктор Соснора · 20/05/2011
Речь на церемонии вручения премии «Поэт» 19 мая 2011 года. А также: фоторепортаж из Политехнического и четыре стихотворения лауреата в авторском чтении

Имена:  Виктор Соснора

©  Евгений Гурко  ⁄  OpenSpace.ru

Виктор Соснора  - Евгений Гурко

Виктор Соснора

Вчера в Большой аудитории Политехнического музея в Москве состоялось вручение премии «Поэт» 2011 года В.А. Сосноре. Лауреат, которого зал дважды приветствовал стоя, написал к церемонии вручения речь; вчера ее озвучил в Политехническом Владимир Новиков. OPENSPACE.RU публикует этот текст, фоторепортаж с церемонии, а также четыре записи чтения Виктором Соснорой своих стихов.

Поэзия и поэтика

Да простится мне, я буду говорить не о поэзии, а о поэтике. Поэзия − слишком широко употребляемый термин, поэзия − это всё: и природа, и впечатления, и любовь, и сны, и явь, и скорость, и солнце, и тьма − можно перечислять без конца, и словесность, и немота, и т. д. и т. п. − в общем, гуляй, душа, лишь бы было что за душой.

Поэтика − термин намного уже, это стихи, не что и о чем, а как написано. И тут мы сталкиваемся с парадоксом: вроде бы чьи-то стихи захватывают, так сказать, душу, щекочут нервы, вызывают смех и слезы, а закрываешь книгу − и как будто ничего не читал.

Небольшое отступление.

©  Евгений Гурко  ⁄  OpenSpace.ru

Сергей Чупринин, Виктор Соснора  - Евгений Гурко

Сергей Чупринин, Виктор Соснора

Советское общество в сталинском понимании не могло дать «я», а «мы» превратилось в, так сказать, поэтическое мычание. О поэтике советских поэтов не могло быть и речи, царила поэзия рабского труда.

Тридцать лет я вел в Ленинграде разные ЛИТО, их было, кажется, не меньше десяти.

Зачем приходили юные поэты? Кто-то внушил им, что на ЛИТО они научатся писать стихи. Научились? Нет. Пошли на филфак. Научились? Нет. Мечта советской и постсоветской интеллигенции о том, что можно научить кого-то искусствам, не сбылась. Нельзя.

Я бы очень осторожно употреблял термин «поэзия». В моем словаре вообще такого термина нет. Но, читая эту современную «поэзию», я обнаруживаю, что в этих рифмованных или же безрифменных текстах что-то не заметно «поэзии» − это в основном зарифмованные или верлибровые рассуждения на моральные, бытовые или полуполитические темы. И вообще этот термин «поэзия» неприменим сегодня. Да и всегда.

Термин «поэзия» − это самовыражение и проч., и проч.

©  Евгений Гурко  ⁄  OpenSpace.ru

Владимир Новиков, Самуил Лурье, Леонид Гозман - Евгений Гурко

Владимир Новиков, Самуил Лурье, Леонид Гозман

Если поэт интересен ритмически, значит, им пойман ритм своего организма. Ритм, а не «мысль» − мысль оставим философам. И истинная проза должна быть ритмична. Недаром Гоголь назвал свои «Мертвые души» поэмой. Если нет ритма в писанине, то это не проза, а беллетристика.

Что же в таком случае эта пресловутая «поэзия»?

Думаю, что это явление скорее генетическое, а отнюдь не литературное. Скорее, это явление паранормальное, а отнюдь не объяснимое. Я говорю о больших поэтах, а не о хороших и разных, этих несметно, а заметных − единицы. К заметным я мог бы причислить, скажем, Пушкина, имеющего в предках арапа Ганнибала; результат − сам Пушкин и его брат Лев, и его учитель Батюшков.

Батюшков имел двух братьев и дядю, и они вышли из «нормальной» жизни в «паранормальную» − все четверо, только трое не писали стихов, а Батюшков писал.

Мне кажется, что русской литературе пора выходить из аморфных определений так называемого творчества к практическим определениям, что давно сделано западной литературой. То есть от ханжества к реальности. Ханжество − это общественные взоры на литературу, а реальность − это резко индивидуальная постановка «Я». Я-ритмика.

©  Евгений Гурко  ⁄  OpenSpace.ru

Виктор Соснора  - Евгений Гурко

Виктор Соснора

Мы еще не умеем быть собой, то есть давать себе отчет − что и откуда. Честный отчет. А стоило бы, но мешает мелочь − быт. Чрезмерно бытовой взор на окружающую жизнь и на себя. Не проще ли отбросить эту мелочь к Батюшкову. Не надо удивляться паранормальным явлениям, а в простонародье «безумиям», скажем прямо, гениев. В искусствах это дело обыденное. Скажем, столь ценимый в советское время Хемингуэй был из этой плеяды паранормальных, а до него − Флобер, его ученик Мопассан, японец Акутагава, Вирджиния Вулф и т.д., а у нас Хлебников, Маяковский, Цветаева, Мандельштам, то есть целая плеяда «паранормальных» гениев.

Резонный вопрос: что же делать нормальным поэтам?

А ничего. Жить в своем уютном нормальном обществе и вкушать плоды этого общества.
Точка.

А за точкой: жить так, как пишут на TV рекламу:
− Доширак − с любовью!

Апрель 2011 года


Виктор Соснора читает свои стихи


© Студия современного искусства «АЗиЯ-Плюс»

Благодарим организаторов церемонии награждения премией «Поэт» за предоставленные материалы

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • lesgustoy· 2011-05-21 01:34:04
    гонка по диагонали
    телега
    ну
  • dbshchelov· 2011-05-21 12:46:06
    Очень похоже на Волохонского, Хвостенко, Введенского что-ли по духу...красиво читает, подобно Волкову в некоторых проектах с Федоровым...почти поет...Сильный поэт.
Все новости ›