Комментариев: 1
Просмотров: 13333
Экономические гангстеры: коррупция, насилие и бедность национальных масштабов
OPENSPACE.RU публикует фрагмент из книги двух американских экономистов, посвященной исследованию «темной стороны» экономического роста
Фрагмент обложки книги «Экономические гангстеры»
Читать!
Удивительная история доктора Антанаса Мокуса
В октябре 1994 года мэром Боготы, столицы Колумбии, был избран профессор философии и математики Антанас Мокус. Богота к тому времени еще не успела оправиться от бесчинств Пабло Эскобара, и отголоски нарковойн последних десятилетий по-прежнему сотрясали город. Разгул преступности превышал все мыслимые пределы, город завоевал «почетное» звание мировой столицы убийств: в одном только 1993 году насильственной смертью здесь умерло более 4200 человек. Муниципальные власти были коррумпированы буквально насквозь. Жители Боготы бесконечно устали от такой жизни, и перед Мокусом, заявлявшим о себе как об «антиполитике», перед человеком, никогда в жизни не занимавшим никаких государственных должностей, встала невыполнимая на первый взгляд задача: создать островок порядка в море хаоса.
Вступив в должность, мэр Мокус первым делом поставил на все самые оживленные городские перекрестки дежурных мимов. Да-да, мимов. Одним из пунктов разработанной им стратегии обуздания буйных колумбийских наркобаронов было приглашение на работу студентов театральных вузов. Им предписывалось нанести на лица толстый слой белого клоунского грима, надеть клоунские трико — и дежурить на улицах, помогая обеспечивать соблюдение горожанами правил дорожного движения. У мимов не было оружия, и они не имели права выписывать штрафы. Законопослушность обывателей обеспечивалась средствами, традиционными для искусства пантомимы, но, как правило, не ассоциирующимися с охраной порядка (во всяком случае, с «нормальной» охраной порядка).
Мимы пристраивались на расстоянии шага за спиной у пешеходов-нарушителей и принимались передразнивать каждое их движение. К водителям-лихачам применялись похожие методы. У каждого мима имелся запас карточек с изображением опущенного вниз большого пальца (жест неодобрения) — примерно как у футбольных судей всегда при себе желтые и красные карточки. Улицы мгновенно превратились в театр, в спектаклях которого публика принимала самое непосредственное участие: мимы охотно делились своими карточками со всеми, кто изъявлял готовность поработать вместе с ними. В течение нескольких месяцев доля горожан, подчиняющихся сигналам светофора, возросла с 26 до 75 процентов. Дорожные пантомимы приобрели такую популярность и оказались настолько эффективным средством, что Мокус распространил эту практику на все улицы города, наняв еще 400 мимов1.
Реформы Мокуса начались с малого, но очень скоро вышли за пределы дорожного движения. Он принял целый ряд мер для обуздания насилия и преступности в городе, для решения проблемы бедности. Чтобы очистить улицы от вооруженных людей, мэр обещал всем гражданам, согласившимся сдать имеющееся у них оружие, компенсацию и амнистию; он закрыл управление транспортной полиции, две тысячи сотрудников которого снискали дурную славу за ненасытное вымогание взяток; он развернул крупномасштабные работы по сооружению объектов общественного пользования, что обеспечило беднейшим слоям городского населения доступ к базовым удобствам и услугам; он поддержал инвестициями городской общественный транспорт. Но самое главное — Мокус почувствовал, что в основе всех реформ должно лежать изменение отношения горожан к жизни города, что к решению несметного числа городских проблем имеется один-единственный ключ — повышение культуры его жителей2.
Благодаря усилиям Мокуса Богота и впрямь преобразилась. В 1997 году он оставил пост мэра, чтобы баллотироваться в президенты Колумбии, а в 2001 году вновь занял эту должность — и второй период его пребывания у власти оказался не менее успешным, чем первый. К 2004 году, когда кончился срок, на который он был избран, число убийств в Боготе (оставаясь, правда, по-прежнему значительно выше аналогичных показателей в городах США) уменьшилось на 70 процентов, а количество похищений людей сократилось еще больше. В настоящий момент уровень преступности в Боготе — один из самых низких среди всех крупных городов Латинской Америки. Цифра доходов в муниципальном бюджете Боготы превысила цифру расходов — при том что городские власти находят деньги на строительство новых школ, библиотек, дорог и парков — и даже на устройство городских выставок современного искусства. Но самое поразительное — это изменение психологии жителей Боготы, которые теперь искренне гордятся чудесным возрождением своего города. Если все эти культуртрегерские реформы показались вам несколько странными, вообразите, насколько экстравагантными они представляются нам — двум ученым-экономистам, зомбированным мантрой о том, что «материальные стимулы — основа всего» (справедливости ради следует сказать, что при анализе схем южнокитайских контрабандистов, предпринятом нами в третьей главе, этот принцип работал неплохо). Спору нет, многие меры, принятые Мокусом, вполне соответствовали экономической теории, то есть опирались именно на материальные стимулы: сдай мне свой пистолет — и получишь 130 тысяч песо (это не так много, как может показаться, — один доллар стоил тогда 1300 песо, и все равно это деньги, на которые можно что-то купить). Но вот обеспечение соблюдения правил дорожного движения на улицах Боготы силами мимов, когда нарушителей попросту выставляли на всеобщее посмешище, — где здесь материальный стимул?
Только экономист с очень ограниченным научным кругозором может полагать, что человеческое поведение определяется исключительно материальными вознаграждениями и наказаниями. Несомненно, люди руководствуются прямыми экономическими стимулами, но они могут реагировать также и на менее осязаемые вещи, такие как общественное мнение и собственная совесть. Вспомните свои ощущения, когда вы последний раз бросили обертку от жевательной резинки на тротуар, ну или сделали что-нибудь другое в том же роде — может, и не вовсе противозаконное, но привлекающее укоризненные взгляды прохожих.
Мимы не имели права выписывать штрафы или арестовывать нарушителей, но боязнь выставить себя в смешном свете успешно перевоспитала многих пешеходов и водителей Боготы. История доктора Антанаса Мокуса похожа на сказку (только эту сказку читают на сон грядущий не дети, а будущие авторы социальных реформ). Мокус нередко добивался успеха как раз за счет того, что умудрялся соединять психологию и искусство организации зрелищ с традиционными экономическими стимулами. К примеру, когда в Боготе случился дефицит воды для коммунальных нужд, весь город увидел по телевизору, как мэр, принимая душ (он разделся по пояс перед телекамерой), выключает воду в те моменты, когда она ему не нужна (пока намыливается), и призывает всех поступать так же. Со своей стороны, городские власти неустанно напоминали горожанам, что у них есть реальная возможность сэкономить деньги за счет бережного отношения к воде. Трудно сказать, что больше способствовало возрождению города — остроумные меры Мокуса по изменению социальных норм или просто наличие честного, успешного, харизматичного лидера, сумевшего добавить ложку сахара к горькому лекарству.
Дело не только в экономике
Продолжая размышлять о поступках экстраординарного южноамериканского мэра, мы выходим на куда более общий вопрос: почему в некоторых обществах доминирует законопослушное поведение граждан, а в других коррупция — нормальная рутинная практика. Почему жителю Нью-Йорка или Сан-Франциско и в голову не придет совать двадцатидолларовую бумажку полицейскому, остановившему его за превышение скорости, а на безумных дорогах Лагоса или Дакки подобная сделка считается абсолютно обычной (да и в сицилийском Палермо — тоже)?
Мы не пытаемся подкупить полицейских на улицах Нью-Йорка, потому что знаем: это неплохой способ ознакомиться с условиями содержания в тюрьме на острове Райкерс-Айленд. Зато в Лагосе предложение денег полицейскому не просто совершенно уместно — это именно то, чего от вас в соответствующей ситуации ожидают. Месячная зарплата полицейского едва ли намного превышает двадцать долларов, а ведь ему нужно кормить семью. На самом деле у вас, пожалуй, скорее возникнут проблемы с полицией, если вы не дадите взятку, чем если дадите. То же самое можно сказать об обычных коммунальных услугах: в США для обеспечения водоснабжения, телефонной связи, электричества не нужно платить взяток, но во многих странах мира без подкупа нельзя получить практически ничего.
Дело здесь не только в разной потенциальной реакции полицейских или бюрократов, ведающих водоснабжением, на предлагаемые взятки. Есть страны, где для обеспечения каждодневных нужд обычные люди вынуждены нарушать закон, превращаясь в экономических гангстеров. Даже если практика подкупов и взяток изначально коренится в слабой системе принуждения к соблюдению законности, стоит только дать этому явлению волю — и оно становится привычным: пройдет немного времени, и все молчаливо согласятся с тем, что взятки — это просто способ решения проблем. В то же время большинство американцев выросли в условиях совершенно иных культурных норм, с самых юных лет все: родители, учителя, другие люди, пользующиеся у них авторитетом, — в унисон внушали им, что взятки — это неправильно.
Что же такое коррупция: простое следствие слабой правоохранительной системы, или на выбор противоправного образа действий влияют какие-то факторы более общего и фундаментального характера? Это очень важно понять для того, чтобы найти оптимальную тактику искоренения коррупции: делать ли акцент на использовании «кнутов и пряников», то бишь экономических поощрений и санкций, называемых экономическими стимулами, или, следуя примеру Мокуса, сосредоточиться на культуре.
Впрочем, на практике — как явствует из действий того же Мокуса — очень сложно отделить одно от другого. Ведь мы не знаем — и едва ли когда-нибудь узнаем, что сыграло главную роль в изменении поведения участников дорожного движения в Боготе: пантомима или штрафы. Не менее трудно сделать это путем сравнения масштабов коррумпированности разных стран. Не грех еще раз повторить: в разных странах разные традиции и разные уровни организации правоохранительной системы. К примеру, предположим, что мы взялись сравнивать влияние на коррупцию обоих факторов (традиций и правоохранительной системы), сопоставляя Нигерию и Норвегию. Кого ни спроси, любой скажет, что Нигерия, в 2005 году занявшая последнее (то есть худшее) место в так называемом Индексе восприятия коррупции (Corruption Perceptionѕ Index) Центра антикоррупционных исследований и инициатив Tranѕparency International, отличается как отсутствием традиции соблюдения закона, так и слабой правоохранительной системой. В то же время Норвегия, в течение многих лет удерживающая позиции наименее коррумпированной страны на планете, обладает и давними традициями уважения к закону, и сильной правоохранительной системой.
Получается, что сравнивать нигерийцев и норвежцев — все равно что сравнивать яблоки с апельсинами. Сопоставляя коррупцию в этих двух странах, нужно принимать во внимание
обе составляющие: и функционирование правоохранительной системы, и традиции (и многие другие факторы). Чтобы разобраться с ролью традиций, нужно каким-то образом поместить норвежцев в условия слабой правоохранительной системы — тогда мы выясним, чего стоят их нордические характеры и социальные нормы в отсутствие норвежской полиции.
Увы, норвежцы не подопытные кролики, и, скорее всего, они не захотят менять свои законы, чтобы удовлетворить наше любопытство относительно сравнительного удельного веса традиций и
Читать!
На самом деле это не так невозможно, как может показаться. Ведь то, что мы описали, существует (или существовало) на самом деле: это мечта анархистов — право дипломатов ООН парковать машины где угодно и когда угодно, не боясь недреманного ока манхэттенских парковочных инспекторов3.
___________________
1 Опубликованный в прессе рассказ о времени правления Мокуса см. в: John Rockwell [Джон Рокуэл] (2004), Reverberationѕ: Where Mimeѕ Patrolled the Streetѕ and the Mayor waѕ Superman [«Отголоски: город, где на улицах дежурили мимы, а мэр был суперменом»], New York Timeѕ, July 9, 2004.
2 См.: Maria Caballero [Мария Кабальеро], Academic turnѕ city into a ѕocial experiment [«Профессор превращает жизнь города в научный эксперимент»], the Harvard Gazette, March 11, 2004. Статья представляет собой краткое изложение лекции г-на Мокуса в Гарвардском институте политики, прочитанной в январе 2004 г.
3 Анализ нарушения правил парковки основан на нашей совместной работе: Raymond Fiѕman and Edward Miguel [Раймонд Фисман и Эдвард Мигель], Corruption, Normѕ and Legal Enforcement: Evidence from Diplomatic Parking Ticketѕ [«Коррупция, нормы и принуждение к соблюдению закона: анализ на основе штрафных талонов дипломатов ООН за неправильную парковку»] (2008), Journal of Political Economy, 115 (6).
Раймонд Фисман, Эдвард Мигель. Экономические гангстеры: Коррупция, насилие и бедность национальных масштабов
Перевод с английского О. Литвинова. — М.: Юнайтед Пресс, 2011
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
Если честно, довольно слабоватый кусок. По сути, тут лишь один абзац про [довольно] известную историю с мимами Боготы. Его вполне успешно мог бы заменить соответствующие пару абзацев из Вики
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452099
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343565
- 3. Норильск. Май 1269566
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897881
- 5. Закоротило 822427
- 6. Не может прожить без ирисок 783977
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760884
- 8. Коблы и малолетки 741703
- 9. Затворник. Но пятипалый 472856
- 10. ЖП и крепостное право 408166
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403994
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371306