Что его больше всего волнует? Любовь охранников!

Оцените материал

Просмотров: 27003

Пламенный революционер: случай Шаргунова

Марк Липовецкий · 03/10/2011
Был такой стиль, сконструированный в начале 80-х специально для премии Ленинского комсомола. Шаргунов его подобрал – и выпестовал

Имена:  Сергей Шаргунов

©  Максим Авдеев

Сергей Шаргунов  - Максим Авдеев

Сергей Шаргунов

Петров садится на коня…
Д. Хармс. «Суд Линча»


Невянущее обаяние фигуры романтического художника, «агитатора, горлана, главаря», воплощающего свои поэтические видения не только на бумаге, но и на площадях, представляет сегодня озадачивающий феномен. Кажется, уже давно ясно, что результат этих поэтических жестов исчерпывающе описан Хармсом в процитированном «случае»: «Оторванная голова катится по мостовой и застревает в люке для водостока. Толпа, удовлетворив свои страсти, — расходится». При этом, разумеется, оторванная голова принадлежит не усевшемуся на коня Петрову — он вовремя скрывается — а «человеку среднего роста». Ан нет.

В сегодняшней социально-культурной среде романтическая стратегия поведения в наиболее чистом виде представлена Эдуардом Лимоновым, которому, как известно, лучше, чем кому бы то ни было, удалось вдохновить протестно настроенную молодежь на разнообразные подвиги. Лимонов лучше и раньше других понял, что современная Россия — это идеальное общество спектакля, и разыграл в этом спектакле роль романтического бунтаря по известным партитурам, но с индивидуальным блеском. Роль, как водится, превратилась в амплуа, и сегодня можно наблюдать целую когорту литераторов, пробующих силы в сценках по лимоновскому сценарию.

Среди молодых писателей, завороженных харизмой Лимонова, выделяется Сергей Шаргунов. Передавая свою премию «Дебют» в тюрьму Лимонову, Шаргунов оговаривался: «Я не лимоновец». Однако он, конечно, «лимоновец», только не в идеологическом смысле — вся его литературно-политическая карьера пронизана оглядкой на Лимонова как на образец для подражания. Прославившийся своими повестями «Малыш наказан» и «Ура!», стилистическая зависимость которых от Лимонова видна невооруженным глазом, он по примеру лидера НБП создал свою партию под названием «Ура!», которая затем вошла в состав «Справедливой России». На прошлых выборах в Думу Шаргунов первоначально числился в первой тройке кандидатов «эсеров», затем под давлением Кремля был со скандалом изгнан и из списков, и из партии. Разумеется, эта история сильно отличается от драматической истории НБП, и готовность бунтаря на альянс с ручной «оппозицией» с самого начала вызывала сомнения в искренности бунта. Однако и в этом сюжете оглядка на Лимонова видна без специальной оптики. Не так давно, опять же следуя примеру мастера, Шаргунов выпустил свой «роман без вранья» — «Книгу без фотографий» (М.: Альпина нон-фикшн, 2011), — где он пунктиром излагает свою биографию, центральное место уделяя именно хождению в политику и последствиям этого жеста. Книга попала в шорт-лист «Нацбеста», но о ее литературных достоинствах — позже.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Viesel· 2011-10-03 15:51:48
    ай. маладца ;)
  • dkuzmin· 2011-10-05 03:06:06
    Замечательно.
  • sergeychenko· 2011-11-17 12:25:52
    Думал, чем же он мне не нравится. Теперь ясно.
Все новости ›