Автор занимается странным делом: ловит ветер какой-то самодельной сетью.

Оцените материал

Просмотров: 18491

Народные промыслы

Михаил Айзенберг · 15/03/2011
В каком месте поэзия сейчас заявляет себя «полем действий» и живет в полную силу, а в каком – отдыхает под паром?

©  Антон Сташевич

 

 

В какой-то момент у меня начались идейные расхождения с моим товарищем по работе Д.А. Приговым. Тот стал утверждать, что современная поэзия, существующая в привычных формах, проходит сейчас по разряду народных промыслов. В то время (начало восьмидесятых?) это представлялось мне остроумной спекуляцией, и только, но теперь, когда стихов и поэтов стало так невероятно много, и здесь мерещится своя правота, хоть и не абсолютная.

Есть стихи, удивительным образом совмещающие качества, казалось бы, несовместимые: они и ловкие, и ладные, а все же заметно, что сработаны топорно. Дело даже не в том, что используются только те инструменты, что всегда под рукой. Как бы это объяснить?

Многим нравятся стихи, как «другой» язык: так кого-то, к примеру, завораживает само звучание итальянской речи, пускай и непонятной. Но для меня этот язык родной, я слышу там и акцент, и вульгаризмы, и фальшивую интонацию. Когда ничего подобного не слышно, стихи как-то неловко называть плохими.

Вспоминается такой разговор:
— Ты все говоришь «хорошие стихи» да «хорошие стихи». А как ты тогда называешь стихи, меняющие само представление о стихах?
— Вот их-то я и называю «хорошими».
— А что ты тогда говоришь о нормальных хороших стихах?
— Я говорю: «ну, хорошие».

В таком определении легко расслышать какое-то безнадежное понукание. Безнадежное, потому что эти «ну-хорошие», может, и прибавят скорость, но уж точно не взлетят. Между тем единственное, что выводит стихи из разряда кустарных изделий, это момент взлета — когда «поэзия отрывается от стихотворения».

А зачем отрывается, почему это действие так необходимо? Чтобы оказаться на новом месте. Сначала перелетает поэзия, и уже за ней вперевалку, как обоз, подтягивается стихосложение.

Я хочу подчеркнуть, что природное различие между стихами и стихами (теми, «ну-хорошими») определяет не внешний вид изделий, а только это новое место. Новый автор существует в открытом и освоенном им пространстве и теперь говорит оттуда — из того места, о существовании которого мы до начала его речи не подозревали. Новация в том, где возникает речь, откуда говорится.

Хлебникова спросили однажды, каждый ли поэт может написать по-настоящему хорошие стихи. «Стихи, — сказал он, — это все равно что путешествие, нужно быть там, где до сих пор еще никто не был». Я бы только чуть уточнил: это воздушное путешествие.

Слово в стихах не идет, а висит, плывет или летит. Его движение походит на движение ветра, воздуха; оно так же закономерно и непредсказуемо. Мы можем чувствовать его направление, силу и даже вкус. Стихи, в которых мы ничего подобного не чувствуем, стоило бы и называть как-то иначе.

Стиховые изделия существуют во множестве типов, родов, исторических форм; поэзия одна. Стихи конвенциональны, поэзия — нет. Стихи можно исследовать как систему приемов, поэзию — нельзя. Стихи в словах, поэзия — за словами.

Что есть стихосложение? Да и сама способность писать стихи? Автор занимается странным делом: ловит ветер какой-то самодельной сетью. Более того: эта сеть — он сам. Надежность плетения здесь важнее красоты и узорности; это инструмент, невод, лот. «Что явит лот, который брошен в небо?» (Л. Аронзон)

Бессмысленно спорить, чьи стихи лучше; этот спор беспредметен. Но есть предмет у другого спора: в каком месте поэзия сейчас заявляет себя «полем действий» и живет в полную силу, а в каком — отдыхает под паром. Но каких именно действий?

Стихи, не грезящие о поэзии-вне-стихов, отрывают себя от своей главной (по сути, единственной) работы: быть всем и повсюду. Поэзия существует между языком и какой-то неизвестной «материей», природу которой сама и должна выяснить. На мир постоянно идет какой-то ветер — ветер перемен. Поэзия первой способна его почувствовать, потому что воздух — среда ее обитания. Она сродни этому воздуху времени, «новому трепету». Когда воздух меняется, меняются и способы держаться на воздухе; меняются двигательные рефлексы. И уже потом мы пытаемся понять: что ж они так изменились?

Поэзия, не захватывающая новые места, компактна и удобна для обзора. Она занимает свою, выделенную ей культурой, часть ее территории.

Такая область имеет свое название: резервация. А какое в резервации основное занятие? Известно какое: народные промыслы. ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:12

  • lesgustoy· 2011-03-15 23:50:35
    статья хорошая
    цитировать можно со смаком каждую вторую строчку
    ну может быть третью

    хоть обо всём этом говорено уже
    перговорено

    однако и промыслы особенно народные не приговор
    а местами и средство против деэтнизации
    литературоцентричной например
    цивилизации

    русские не сдаются
    братуха заря
    жай
  • rupoet
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • m-vyatkin· 2011-03-16 02:36:44
    Исходно, в построенные рассуждения, заложена серьезная неопределенность. Что понимал Пригов под народными промыслами? Тут «плывут» даже многие искусствоведы. Есть действительно народные промыслы, а есть художественные промыслы - сувениры. Спросишь про народные, в ответ получишь - Палех или Гжель. Но это – художественные, к тому же, имеющие иноземное происхождение. А про валяние валенок или производство на гончарном круге глиняной посуды (что вполне утилитарно) - пожмут плечами. Среди тех, кто занимался настоящими народными промыслами, в основном были простые ремесленники, но на 100 ремесленников отыскивался один художник. Думаю, что в современной поэзии пропорция дилетантов и талантов будет послабее.
  • upatov· 2011-03-16 12:58:25
    у меня наверху соседи иногда пьют, и тогда начинают громко говорить. о политике. на кухне, естественно. что ж, любое ли высказывание о политике стоит перекладывать в жанр статьи? на мой вкус - далеко не любое. далеко не любое кухонное высказывание о политике или о поэзии или еще о чем - стоит увековечивать (разве что в художественном произведении). даже если на условной кухне вещает условный Айзенберг кухонные мысли - то даже кухонные мысли даже Айзенберга остаются кухонными.
  • lesgustoy· 2011-03-16 15:47:10
    ничего кухонного по сути у айзенберга нет
    а кухонное в смысле "мы с тобой на кухне посидим"
    или "может так сидят может пьют вино"
    вполне себе уместно

    просто ситуёвина такова
    что и промысел как уровень качества
    зло относительное - потому что и до этого уровня пиплу уже не допрыгнуть

    а те кто взяты в резервацию тоже на что-то сгодятся
    пусть за её пределами бродят необъявленные шаманы
    или порхают признанные небожители

    да и лучше резервация
    чем пустое место наконец

    впрочем любая аналогия условна
    ну сказал и сказал
    главное чтобы поняли

    ведь пригов и сам был промысловый герой резервации и передовик труда
    работал как станок - давал угля
    и если б не гримаса самопародии
    так бы и ушёл безымянным индейцем
    за остальными умельцами

  • marmelad-off· 2011-03-16 16:15:22
    читать комментарии и плакать, ну.
    Айзенберг ничего не утверждает, он даёт почву. а какой эта почва будет, зыбкой ли, устойчивой, решать каждому.
    промыслы - не промыслы
    резервация - не резервация
    можно об этом много рассуждать, да толку будет ноль.
    всех рассудит время. банальность, конечно, но факт.
    ничего нового не сказал, но и смолчать не сдюжил.
    сорри, ежли что.
  • dbshchelov· 2011-03-17 02:23:18
    как говном по кафельной плитке размазали. треп ниочем. беспредметная нудежь о беспредметном. тоска и скука. и ко всему прчоему - реклама журнала "Воздух", если кто не понял...
  • dbshchelov· 2011-03-17 02:29:29
    а еще вспомнилось "Кролик летит, фантастический кролик летит, во французское небо летит и в московское небо..."
  • pockemon· 2011-03-17 11:04:45
    колосально освоеное ныне новое пространство поэзии, каждый автор приращивает свой смысл к общему, а если считать, что смысл - понятие ситуационное, то и прирост смысловых недр просто колоссальный, так куда подевать 300 000 поэтов с одной стихиры? это уже не народный промысел - это промышленность!!!
  • lesgustoy· 2011-03-18 04:50:49
    2покемону

    не смешите со стихирой
    глянте там любой текущий топ
    это даже до приличной стенгазеты не дотягивает

    т.е. это даже еще не промысел
    о какой промышленности
    можно вообще
    говорить
  • pockemon· 2011-03-20 09:53:22
    густому лесу,

    смотря в каком учереждении выпускают
    эту самую подразумеваемую стенгазету...

    судя по тому, что стихира отмечает всемирный день виршеплета
    вся армия что-то там себе считает

    теперь о грустном:
    в Москве есть группирока "Сибирский тракт", объединяющий около 200 поэтов,
    и это только одно объединение.

    в Новосибирске могучая группировка под флагом Боронтоя Бедюрова, тоже не один десяток, объединенных "Сибирскими огнями",

    поэты Киштыма и Урала,

    это я перечисляю исключительно русскоязычную составляющую,

    никто из них, естественно, на стихире не висит,

    сколько лит объединений в Питере?

    полное количество участников Вавилона и около?

    и у каждого - свой особенный взгляд на то, что? куда? зачем? и отчего?

    можно приплюсовать и уехавших на историческую родину, и в Канаду, Германию и т д.

    у времени уже нет времени разбираться.

    и благодаря этому, видимо, поэзия уходит из пространства языка,

    в сторону сжатия, герметизма, фрагментарности и пр.

    то есть, делает то, что должна была сделать в свое время, но его задержали,

    и бои местного значения идут не за гегемонию в поэзии, мне так кажется уже,
    и даже не за установку некой гипотетической планки,
    и даже не возьмемся за руки, чтоб не...

    нужен образец "современной русскоячзычной поэзии" некий общий эталон, а его пока не силах найти ни одна из существующих планет, светил, магистров, звезд, авторитетов, и т д по списку.
  • afo-nja· 2011-05-04 12:54:53
    все вроде бы складно. заисключеньем того,что в резервации всегда меньшинство
    ("меньшинства"), это меньшинство (Ходасевич... обэриуты... Сатуновский...) и создает
    новое представление о стихах, занимается (в представлении большинства) "штукарством"
    ("народные промыслы"!). Это "индейцы". Изгои.
Все новости ›