Литература, мыслившаяся Лидией Гинзбург как «промежуточная», сейчас видится едва ли не основной
В «Новом издательстве» вышла новая книга Лидии Гинзбург «Проходящие характеры». Обозначение «новая книга» вполне уместно, несмотря на то что в нее вошли записи, сделанные во время войны и ленинградской блокады. Состоит она из двух частей, и логичнее сначалаЧитать!
Выход каждой новой книги Лидии Гинзбург воспринимается многими как большое литературное (и общественное) событие, ожидается с нарастающим нетерпением, и слово «нарастание» здесь возникло неслучайно. Дело в том, что в случае Гинзбург каждый новый текст не просто дополняет наше представление о целом, но дает ему какой-то вектор возрастания. От книги к книге меняется смысл и значение ее авторства. Представляется, что именно род авторства Гинзбург – новация по преимуществу. Литературная форма переосмыслена здесь как жизнестроительная задача.
В первую очередь это приводит к изменению авторской позиции – в самом прямом значении: к изменению места автора – той точки, куда он себя помещает и откуда смотрит. К другой широте обзора. Историческая и социальная перспектива как бы внезапно опрокинута на те вещи, которые и не предполагали возможность такого взгляда: на самые машинальные движения и тики жизни, на мелочи бытовой психики и речевого обихода. Отсюда и другое понимание литературного мастерства, которое у Гинзбург не столько навык письма, сколько обострившееся чутье на удачу понимающего зрения и понимающего слуха – профессиональная хватка свидетеля.
И тут начинаются какие-то странные – чтоб не сказать чудесные – превращения: интеллектуальный урок перерастает заданные себе границы; стройность мысли становится образом новой художественной логики, художество – выводом из интеллектуальной последовательности.
Все это делает «записные книжки» Гинзбург базовым текстом новой, «второй» литературы, выросшей на прежнем основании, но с полной переменой акцентов. Эта литература, мыслившаяся автором в конце двадцатых годов как «промежуточная», сейчас видится едва ли не основной.
Лидия Гинзбург была человеком своего времени и училась мыслить в тех обстоятельствах, где безысходность преодолевает только мысль особого закала. И какой бы безутешной она ни была, тайная надежда есть в самой ее неистребимости.
«Неоспоримый факт: там, где совершается насилие над человеком, совершается насилие и над языком» (Примо Леви). Но Гинзбург, выводя себя из области субъективного, мысля себя – как бы со стороны – «объектом» насилия, каким-то образом вывела и свой язык из зоны действия этого безусловного закона. Оставаясь по всем признакам мыслителем-одиночкой, Гинзбург сделала своими незримыми собеседниками людей своей «школы», своего времени – и само свое время. Самой себе – человеку и автору – она поставила другие условия, как будто задаваясь в конечном счете единственным вопросом: что остается у человека, у которого ничего уже не осталось.
В записях Гинзбург опыт блокады выделен как крайний, почти запредельный, но не отделен безусловно от общего опыта нового времени. Для нее это только «специфические черты действительности в еще более проясненном виде». Эти беспощадные наблюдения возвращают нас к нашим основам – в «советскую жизнь», к ее нормам – уже подзабытым в их голой очевидности, но вовсе не отмененным. Самые общеизвестные факты и обстоятельства, регламент, ставший привычным узором, орнаментом с неразличимой символикой, в изложении Гинзбург показывают оборотную сторону: основу и уток – реальные связи. Показывают, на чем все это держится.
Советский человек (я в основном о себе) существо если не безнадежное, то безнадежно невежественное. В первую очередь он ничего не ведает о самом себе и об обстоятельствах собственной жизни. Примеры, способные смутить это невежество, единичны и не общедоступны.
Читать!
Таких инструкций раньше не было (или почти не было). Они совершенно необходимы.
Ссылки
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451910
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343476
- 3. Норильск. Май 1268951
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897765
- 5. Закоротило 822253
- 6. Не может прожить без ирисок 782921
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759881
- 8. Коблы и малолетки 741209
- 9. Затворник. Но пятипалый 471993
- 10. ЖП и крепостное право 408057
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403460
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370776
Человек -- так вернее.