Подлежит пересмотру буквально все живое, и Рубинштейн здесь не исключение
Л.С. Рубинштейн, как известно, большой мастер устного жанра вообще, короткой реплики в частности. Умеет ввернуть словечко. Вот и недавно на вопрос корреспондента «И напоследок, буквально в двух словах: что вы сейчас думаете о концептуализме?» последовал честный ответ: «Если в двух словах, то ничего».Читать!
Язык не мир, а представление о мире. Мир и представление слиты только в нашем сознании, а с ним можно (и нужно) работать. Концептуализм и попытался отделить, отслоить этот язык-представление, - ограничить его полномочия.
Объектом артистических манипуляций становится здесь изменчивость того, что прежде казалось неизменным. Особое внимание автора направлено на скорость и/или траекторию таких манипуляций. Сама художественность как бы переносится из мира вещей в мир представлений. Переносится? Скорее проясняется ее двойное существование – «как бы двойное бытие». Изменяя природу (и отчасти изменяя природе) пластических контактов, искусство все активнее действует в области умозрений.
Затухание обсуждений не означает, что тема до конца осмыслена, можно ведь зайти с другой стороны, да и то, что писалось тогда, требует поправки на время. А время идет.
Время?
________
Идет.
________
Что идет?
_________
Время.
_________
…………
Что подлежит пересмотру?
_________
Буквально всё.
__________
Всё-всё?
__________
Почти всё.
Я думаю, что подлежит пересмотру буквально все живое, и Рубинштейн здесь не исключение. Когда-то к нему прочно приклеилась этикетка «поэт-концептуалист», и ее уже, видимо, не отклеить. Но сейчас хотелось бы говорить о Рубинштейне, не оглядываясь, не засматриваясь туда, где он именно концептуалист.
Л. Р. был концептуалистом, когда писал свою «Программу работ» (1974–1976): описывал некий еще не существующий род (и вид) художественной деятельности. Когда эта деятельность переросла стадию описания и началась реально, концептуализму доставалось все меньше места; автор лишь использовал или имитировал концептуальные приемы для собственных литературных нужд.
То есть получается, что Рубинштейн – не концептуалист, а просто поэт? Что-то подсказывает, что и такое утверждение не открывает, а закрывает тему.
У поэзии свое «двойное бытие»: она существует в стихах (или «после стихов»), но она была и до стихов – как начало языка.
Рубинштейн – поэт именно в этом втором (то есть как раз первом) понимании. И для этого не обязательно жить в доисторические времена, достаточно оказаться в ситуации, когда у поколения или у сословия или у общества нет «своего» языка. «Люди жили тогда в атмосфере громко звучащей и не очень человеческой речи» (В.Гаевский).
– Из всех искусств важнейшим для нас является искусство общения, – говорил мне Л. Р. с тем легким интонационным нажимом, что сопровождает обычно его mot, – Может быть, самый важный литературный жанр современности – тот, которым мы сейчас и занимаемся: разговор на кухне. Жанр, обрати внимание, совершенно синкретический.
В соединении этого абзаца и предыдущего есть только мнимое противоречие. Во-первых, важна дата: 1983. Уже закончились семидесятые, первое десятилетие новой эпохи, новейшей истории – очередное «начало времен». В такое время и литература – в какой-то главной своей интенции – начинается заново. Собственно, с разговора на кухне *.
Ей и не с чего больше начаться. Литература определенного времени начинается вместе с появлением способности мыслить и говорить об этом времени. Свое первое десятилетие новая эпоха провела в темноте и просмотрела завязку. Люди сходились, чтобы связать разрозненное и развязать спутанное, потому что «в одиночку, сам по себе человек не может быть разумным» (К. Ясперс).
Разговор – это способность мыслить, перехватывая у реальности ее стихийный и противоречивый порядок. То, что наша реальность не совпадает с некоей установочной, означает, возможно, ее дефектность, но не означает, что этой реальности нет вовсе. Люди все равно где-то живут, в какой-то реальности, и хорошо бы определить ее характер не только апофатически и в отрицательных характеристиках.
Вещи Рубинштейна, учась у разговора и подражая ему, то как ученик, то как пересмешник, искали возможность стать не разговором, а литературой. Но не какой-то определенной, конвенциональной, а именно такой – живущей смешением всего со всем. В них очень ощутим этот начальный синкретизм: словесность до родового разделения. И только в восьмидесятые они начинают – как будто неосознанно – искать свою
Читать!
На мой взгляд, заслуга Льва Рубинштейна еще и в том, что чистая лирика у него живет своей жизнью и никогда не спешит явиться в узнаваемых и отчетливых формах. Что наименее отчетливо, то и достойно внимания, т.к. сказано: «Крыльев летящей стрекозы не разглядишь».
______________________________________________________
* замечено С.И. Григорьянцем (в разговоре на кухне).
Ссылки
КомментарииВсего:8
Комментарии
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452287
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343667
- 3. Норильск. Май 1270143
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897983
- 5. Закоротило 822624
- 6. Не может прожить без ирисок 785212
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762314
- 8. Коблы и малолетки 742131
- 9. Затворник. Но пятипалый 473843
- 10. ЖП и крепостное право 408353
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404669
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371768
Неверная предпосылка, отчего и все прочее - лажа.
Язык - не представление о мире, а инструмент открытия мира. Мир и наше представление о нем сливаются в нашем сознании только в момент открытия - открытия точного образа (то есть - точной смысловой или формальной связи между явлениями). Это и есть искусство, в том числе и поэзия. Разговор же на кухне (постольку поскольку в них не содержится вышеупомянутых открытий) есть не более чем разговор на кухне, писуар есть не более чем писуар, черный квадрат - не более чем черный квадрат, а Пригов и Рубинштейн - не более чем скучная бессмысленная хрень. Голы ваши короли, сударь, сколько бы умных словес вы на них ни накручивали.
Вот и весь вам концептуализьм.
«И напоследок, буквально в двух словах: что вы сейчас думаете о концептуализме?» последовал честный ответ: «Это контрацептуализм. Попытка зачатия с презервативом. Бесплодие и мошенничество.»
Давным-давно известно, что писСуар в квартире не то,что писСуар в музее.
Так что писсуар иногда более чем писсуар, дорогой oved!
Концептуализм (кроме Всеволода Некрасова, собственно и придумавшего его,) есть мозготня, либо на языке лихих прибауток (пригов) либо жалобно-милых причитаний (Рубинштейн). Форма такая, оказавшаяся очень удобной и выгодной для неталантливых и хитрых.
Средний ум тяготеет к покою, к неподвижности, к состоянию песка - субстанции мёртвой, как известно.
Любое творчество тревожит." Поэзия - стояние Человека среди Разума и Духа".
А в нашей, московской, толстожурнально-опенспесовой среди - мерзость запустения.
И наглейшая самодемонстрация литературных фриков.