Даже очень точная, в масштабе один к одному, копия настоящей литературы все равно вызывает такое чувство, словно тебя мертвец по волосам гладит
Это, собственно, второй разговор на ту же тему (см. « Стихи на свету»). Начнем с цитаты: «Всякое сближение прозы со стихом на деле есть не сближение, а введение необычного материала в специфическую, замкнутую конструкцию» (Ю. Тынянов). Понятно, что такое сближение, как конструктивный фактор, очень продуктивно. Но в каких-то случаях речь идет не о необычном материале, а о потере специфики. Эта специфика всегда ощутима, но ее совсем не просто перевести в доходчивое определение. Все же попытаемся.Внутри стихотворения постоянно идет звуковая волна (не путать с мелодией), и весь словесный массив с его словарными значениями и синтаксическими связями переходит в другое — волновое — состояние. Слова существуют в слитном волновом движении; в пределе — как единое слово. Это другой вид речевой материи. И ритмовая внутренняя артикуляция — эхо той же волны.
Волновая природа поэтической речи объясняет, почему настоящие стихи не приедаются (скорее наоборот). Мы не считываем повторно знакомую информацию, а нас еще раз подхватывает и несет волна. Способность такого повторно-первичного воздействия — очень ясный стиховой признак. Едва ли не основной.
При всех модификациях поэтической формы ее волновая (глубинно-звуковая) основа остается неизменной. Но ведь есть стихи, чье волновое происхождение совершенно неощутимо, зато на виду родовая связь с новеллой или эссе. Я имею в виду не внешние данные, а конструктивные признаки. Всегда понятно, с каким начальным импульсом рождается стихотворение: волновым или повествовательным. Стоило бы эти вторые и называть как-то иначе, меньше было бы путаницы. Но всё не так просто.
Есть множество вещей как бы одноразовых, не владеющих повторным воздействием, но они сохраняют стиховые признаки и считают себя стихом. Почему? Ведь быть стихами сейчас не так уж почетно, многие считают это занятие маргинальным и не вполне серьезным.
В таком упорном желании числиться по поэтическому ведомству есть что-то крайне существенное. «Текстам» (будем пока называть их так) нужен какой-то знак стиха. Им важно существовать под этим знаком. Во многом они и формируют себя поэтически; в них присутствует особый принцип словесной организации: свойственное стиху динамическое единство. «Тексты» существуют как семантическая (а не ритмическая) последовательность, но при этом постоянно конфликтуют с тем движением, что навязывает фабула. Накапливая новые свойства и возможности, пристально смотря в сторону прозы, они предпочитают оставаться стихом.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
Неужто? А вот ответ http://www.mipco.com/win/Allcovers.html
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452386
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343727
- 3. Норильск. Май 1270303
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898026
- 5. Закоротило 822694
- 6. Не может прожить без ирисок 785808
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762678
- 8. Коблы и малолетки 742295
- 9. Затворник. Но пятипалый 474334
- 10. ЖП и крепостное право 408384
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404881
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371942