Кажется, российские издательства решили всерьез взяться за буктрейлеры. В истекшем месяце появились ролики от мейджоров: «Азбуки-Аттикуса» и «ЭКСМО». Этак, глядишь, наша рубрика перейдет к политике протекционизма. Пока же посмотрим, что за книги издатели решили прогрессивно прорекламировать.
1. Марина Друбецкая, Ольга Шумяцкая. Продавцы теней. — М.: КоЛибри, 2011
Роман «Продавцы теней» принадлежит к жанру альтернативной истории: «20-е годы прошлого века, большевистский заговор раскрыт, стране удалось избежать революционных потрясений» (тут вспоминается
поэма Дмитрия Быкова «Версия»). «Однако, — продолжает аннотация, — мятежные страсти XX столетия разыгрываются на площадке кинематографа — новейшего и грандиозного искусства, оказавшегося в эпицентре событий эпохи». В книге Марины Друбецкой, киноведа и режиссера, и Ольги Шумяцкой, журналиста и кинокритика, действуют персонажи с прозрачными именами-намеками (вроде Ленни Оффеншталь и Сергея Эйсбара), а в вымышленный сюжет встроены вполне реальные исторические события. Для книги сделали целых три буктрейлера (все их можно посмотреть здесь), иронически отсылающих к эре немого кино: прием старый, но здесь симпатично поданный.
2. Яна Вагнер. Вонгозеро. — М.: ЭКСМО, 2011
Вторую российскую книгу в нашем обзоре тоже можно отнести к фантастике, но теперь это не альтернативная история, а роман-катастрофа. Судя по всему, читателя ожидает пандемия свиного гриппа и спасение на тихом карельском озере. Первоначально тексты о закрытой на карантин Москве Яна Вагнер вывешивала в своем ЖЖ, и к моменту выхода книги у этой истории уже было много поклонников. Трэшеватый ролик активно задействует визуальные эффекты, обрушивает на зрителей типичную (по созвучию — эпичную) кинотрейлерную музыку и задает страшные вопросы, но, на наш взгляд, с саспенсом авторы откровенно переборщили.
Читать текст полностью3. Franz Kafka, Cook Coleridge. Meowmorphosis. — Philadelphia: Quirk Books, 2011
Лидер просмотров на YouTube (более 60 тысяч за месяц) и наш фаворит — трейлер к новому мэшапу от издательства Quirk, уже подарившего благодарному человечеству «Гордость и предубеждение и зомби» и «Андроида Каренину». На сей раз в пыточную камеру отправился Грегор Замза, которому вообще-то и от самого Кафки порядочно досталось: видимо, учитывая это, Кольридж Кук (имя не настоящее — ждем «Сказания о старом мореходе и каннибалах») решил превратить Замзу не в мерзкое насекомое, а в милого котика. В России квирковские книжки выпускало издательство Corpus, так что, наверное, рано или поздно мы сможем ознакомиться с «Мяуморфозой», или «Прекощением», по-русски.
4. Ellen Willis. Out of the Vinyl Deeps: Ellen Willis on Rock Music. — Minneapolis: University of Minnesota Press, 2011
В конце шестидесятых и семидесятые Эллен Уиллис (1941—2006) была одним из самых значительных музыкальных критиков, писавших о рок-музыке. Об Уиллис отзываются как о критике вдумчивом и неподкупном. Она обозревала пластинки для The New Yorker, Rolling Stone и других журналов, а среди героев ее рецензий и эссе были Боб Дилан, The Rolling Stones, The Velvet Underground, Дэвид Боуи — собранные вместе, эти тексты представляют всю историю зрелого рока вплоть до 1980-х, когда Уиллис отошла от музыкальной журналистики. Несколько примеров есть здесь. Книга, тщательно подготовленная, выпускается в университетском издательстве: это говорит о том, что значимость рок-музыки для американской культуры давно не ставится под сомнение и академическим сообществом. В ролике мы слышим голос самой Эллен, рассказывающей об эпохе, в которую она работала.
5. Alex Prud'homme. The Ripple Effect: The Fate of Fresh Water in the Twenty-First Century. — NY: Scribner, 2011
В своем популярном исследовании американский журналист и океанограф Алекс Прюдом говорит о том, что давно на уме у многих: в двадцать первом веке нас ждут глобальные проблемы с водой. Засухи, наводнения, последствия бездумного потребления — со всем этим, по мнению Прюдома, мы можем столкнуться уже в ближайшие десятилетия (ООН того же мнения). Автор книги рассказывает, почему эксперты называют воду «новой нефтью», делает прогнозы о будущих конфликтах, научных открытиях, экономических решениях и дает элементарные советы о том, как по возможности минимизировать свой {-tsr-}вклад в катастрофу. «Эффект кругов по воде» — примерно то же самое, что «эффект бабочки»: самая незначительная трата воды запускает цепочку событий, а вернее, не-событий и приводит к серьезному результату. Проблема, о которой пишет Прюдом, все отчетливее формулируется и в массовой культуре: так, неожиданными и пугающими в последнем фильме о Джеймсе Бонде были кадры из Боливии, где люди стояли на иссушенной земле в очереди к трубе, из которой вода еле капала. Или вот, например, можно узнать, что каждый клик в Google расходует полмиллилитра воды на электростанции. Так что мы тратим воду, даже когда ее рядом нет. Скажем, вы решили посмотреть новые буктрейлеры…