Книжные трейлеры становятся все более востребованным жанром. Влиятельный американский блог The Huffington Postвыбрал очередные лучшие и худшие буктрейлеры года. В список вошли самые разные видео – от девятиминутной фанатской экранизации сцены из фантастической трилогии Сьюзан Коллинз «Голодные игры» до короткой лекции автора популярной книги о вредоносных насекомых.
Впрочем, другой англоязычный блог, посвященный исключительно буктрейлерам, подводит неутешительный итог: «Что касается буктрейлеров, то слово года здесь – ОТСТОЙ. А еще трейлеры по-прежнему слишком длинны. Нужно укладываться в минуту, может, в 90 секунд». Вероятно, имеется в виду основной кустарный ютьюбовский поток: почти все ролики хаффингтоновского списка – хорошего качества.
Так что нам и в этот раз удалось отыскать пять апельсиновых/жемчужных зерен. Три трейлера – из списка «Хаффингтон пост». Еще два в него попасть не смогли, но также заслуживают интереса.
1. Stuart Ross. Buying Cigarettes for the Dog. Calgary: Freehand Books, 2009
Этот ролик в «Хаффингтоне» считают настолько плохим, что он даже хорош. А мне кажется, что он просто хорош. Да и автор симпатичен. Стюарт Росс – канадский поэт, прозаик и преподаватель creative writing. Он начал писать в шестнадцать лет и поначалу издавал себя сам в домашнем издательстве Proper Tales Press. Росс – заметная фигура в канадском литературном процессе, организатор андеграундной книжной ярмарки, редактор нескольких антологий и издатель журналов с названиями вроде Peter O’Toole (журнал полностью посвящен моностиху) и Dwarf Puppets on Parade (литература формальных ограничений). Заглавия его книг тоже прекрасны (в разделе «Информация о себе» в своем блоге Росс пишет: «Автор кучи книг с тупыми названиями»). В этом трейлере Росс с присущей ему самоиронией рекламирует свой сборник рассказов «Покупка сигарет для собаки», который в 2010 году вошел в шорт-листы нескольких литературных премий.
За месяц с небольшим это видео набрало сорок восемь тысяч просмотров, и немудрено. Американский комик Денис Лири в своей саркастичной манере, напоминающей о рэперских диссах, прохаживается по адресу нынешних бестселлеров – от «Свободы» Джонатана Франзена до «Войн Обамы» Боба Вудварда: «Шестьсот страниц? Да вы это не прочтете! Будете хвастаться, что прочли, чтоб все думали, что вы умный. А эта знаете, сколько стоит? Тридцать баксов!» Достается и «Войне и миру» Толстого: «Тысяча триста страниц без картинок!» Конечно, всем этим томам нужно предпочесть собрание остроумных твитов Дениса Лири, которое можно прочитать за двенадцать минут. Если вспомнить успех «Твиттературы» и вообще бешеную популярность твиттеров знаменитостей в Америке, то можно ожидать, что книга Лири отлично разойдется. У него в твиттере столько же подписчиков, сколько просмотров у этого буктрейлера – сорок восемь тысяч. А, например, у Джима Керри – два миллиона. Из русских твиттерян с этим никто не может посоревноваться - даже Дмитрий Медведев.
3. Steven Johnson. Where Good Ideas Come From: The Natural History of Innovation. NY: Riverhead Books, 2010
Стивен Джонсон – американский популяризатор науки, один из основателей интернет-журнала Feed, колумнист Slate и Wired. Newsweek включил его в число «пятидесяти самых важных человек в интернете». Предыдущие книги Джонсона были о том, как на наше общение влияют современные технологии; о том, как поп-культура делает нас умнее; о том, как Джозеф Пристли помог основать США; о том, как лондонская эпидемия холеры 1854 года повлияла на последующее развитие человечества, и о многом другом. Новая книга посвящена возникновению хороших идей. Джонсон разбирается, бывают ли в самом деле озарения, подобные Архимедовой «эврике» и менделеевскому сну о периодической таблице, и рассказывает, что великие идеи вызревают подолгу, зависят от среды и способа общения, часто возникают из совершенно побочных занятий или собираются из других идей, как головоломки. Рассказывая о своей книге, Джонсон признается, что работать на стыке дисциплин очень трудно, но страшно увлекательно. Сложнее всего оказалось структурировать огромный объем информации. В итоге писатель пришел к «глубокой структуре»: каждый раздел рассказывает не об отдельной области знаний, а о мыслительном приеме (паттерне), объединяющем те или иные инновации.
Что до буктрейлера, смотреть его одно удовольствие. И книг Джонсона после него хочется накупить. Никто не едет в Америку в ближайшее время?
4. Iгор Померанцев. Винарнi. К.: Грани-Т, 2010
Киевское издательство «Грани-Т» выпускает переведенную на украинский книгу Игоря Померанцева «Винные лавки». Анонсируя книгу, Померанцев писал: «В неё войдут рассказы, стихи, эссе, статьи на винную тему – тему, над которой я упорно и самоотверженно работаю уже больше тридцати лет». Меланхоличный и тягучий ролик с видеорядом, напоминающим презентацию в PowerPoint, и закадровым голосом, произносящим текст по-английски и по-русски, был представлен публике в книжном магазине «Є» и объявлен первым украинским буктрейлером, не имеющим аналогов в мире. Поэт и переводчик Илья Стронговский указывает, что это не так: первый украинский буктрейлер сняли два года назад. Впрочем, так ли это важно? Главное, что вышла книга, в которой, как можно понять по ролику, запечатлена большая работа переводчиков, дизайнера и художника. «Винарнi» будут презентованы в следующем году на поэтическом фестивале «Меридиан» в Черновцах.
5. Jameelah Kareem. All Money Ain’t Good Money: A Tale of Greed. Willingboro: J.N.K. Media, 2010
Молодая писательница из штата Нью-Джерси Джамила Карим написала роман о двух подругах, которым приходится жить, как говорили советские газеты, «в мире чистогана». Жизнь в этом мире не доводит до добра: можно угодить в тюрьму или вовсе под могильный камень. {-tsr-}Книгу Карим выпустила в издательстве имени себя. Случай более чем распространенный, но особняком стоит трейлер – качеством значительно превосходящий большинство роликов к подобным self-published books. Выдающихся художественных достоинств мы здесь не найдем, но картинка вполне на уровне какого-нибудь эмтивишного сериала. В титрах к ролику указаны режиссер, исполнительные продюсеры и даже охранник.
Не хочется огрчать автора - но то , что он с придыханием называет "буктрейлер" - банальная "презентация". И делают их лет 15. А обозревать эту тухлятину - это только "на бедность" - ни уму , ни жопе.