Оцените материал

Просмотров: 13848

Костанцо Костантини. Феллини

27/07/2009
Федерико Феллини говорит о нефти, деньгах, Москве, премии «Оскар» и других не менее важных вещах

Имена:  Констанцо Константини · Федерико Феллини

Эта книга, изданная «Молодой гвардией» в серии «ЖЗЛ», только притворяется биографией — пока ее не откроешь. На самом деле это сборник интервью, взятых у Федерико Феллини в течение двадцати лет, — с небольшими комментариями интервьюера, журналиста Костанцо Костантини. На протяжении книги видно, как деловые отношения журналиста и режиссера постепенно перерастают в дружбу. Это позволяет Костантини получать более или менее развернутые ответы на чувствительные вопросы — например, о размерах бюджетов и об отношениях с продюсерами. Феллини рассказывает о детстве, о своем первом эротическом переживании (горничная), вспоминает, как перед началом американской оккупации Рима они с друзьями заняли денег и открыли ателье, чтобы рисовать портреты американских солдат.

Он много говорит о Джульетте Мазине, ближе к концу книги рассуждает о политике и нелюбимом им телевидении, оправдывается за снятые рекламные ролики, преувеличивает, жалуется, радуется, перевирает — в общем, получается не сборник интервью, а полноценный непрерывный, эмоциональный, немного путаный монолог длиной в двадцать лет. Для читателя, не занятого сбором и анализом фактологии, а просто желающего узнать все, что нужно знать о самом, возможно, крупном итальянском режиссере прошлого века, книга оказывается отличным источником информации. В качестве материала для серьезного исследователя она, однако, едва ли годится: многочисленные редакторские небрежности, а иногда и ляпы подразумевают не столько «доверяй», сколько «проверяй» — впрочем, повторимся, широкому читателю это вряд ли помешает. Мы открыли «Феллини» в нескольких местах (или правильнее сказать «остановили на нескольких кадрах»?), показавшихся нам характерными или почему-либо важными.

О детстве в Римини

«Неужели для тебя в то время (детство в Римини. — OS) так много значил Гранд-Отель?

Для всех нас, мальчиков в беретах и коротких брюках, Гранд-Отель в Римини был очарованным замком, олицетворением роскоши, благополучия, сказочного Востока. Мы крутились вокруг него как белки, пытаясь подсмотреть, что происходило внутри, хотя бы одним глазком заглянуть на террасы, где звучала музыка из американских фильмов, таких как “Sonny Boy”, “I love you”, “Alone”, которые мы слушали зимой в Фульгоре. Летними вечерами Гранд-Отель в нашем воображении превращался одновременно в Багдад, Стамбул, Ниневию, Вавилон и Голливуд. На его ухоженных, продуваемых морским ветерком террасах проходили празднества, достойные “Зигфильда” *, там были женщины с роскошными грудями и полуобнаженными спинами, танцующие с мужчинами в белых смокингах. В общем, Гранд-Отель был нашей “Тысяча и одной ночью”».

О литературе

«По поводу еще одного воспоминания Нино За **. Однажды ты явился к нему очень взволнованный и, заявив: “Ты должен прочесть эту книгу”, протянул ему “Превращение” Кафки.

Не без стыда должен признаться, что так и не удосужился посмотреть классиков кино, фильмы Эйзенштейна, Дрейера, Мурнау, Пудовкина, но что касается классиков литературы и знаменитых современных писателей, то я никогда и не пытался их прочесть».

О присуждении «Оскара» фильму «Дорога»

«Шествие звезд немного смахивало на похоронную процессию, в самой же церемонии много от карнавала, но в то же время это был волнующий, трогательный спектакль, обставленный с полным пониманием того, что он означает, и все такое прочее. Несмотря на уличную шумиху, церемония вручения “Оскара” очень интимная, это встреча кино с самим собой в попытке воскресить мертвых, избавиться от морщин, старости, болезни, смерти. Церемония вручения “Оскара” очаровательна своей карикатурностью, это пародия на Страшный суд, это возрождение плоти. Тот, кто, как я, принимает мифологию кино, не может отказаться от такого приза, как “Оскар”. Оспаривать его мне кажется глупым и несерьезным. Кино — это тот же карнавал, цирк, манеж, шутовская игра».

___________________________________

* Легендарный нью-йоркский мюзик-холл.

** Псевдоним пользовавшегося мировой известностью итальянского карикатуриста Джузеппе Занини.
Страницы:
Все новости ›