Кому нужны все новые лауреаты, бесконечные большие книги, цепочкой бредущие по журнальным страницам рассказы (тактично помолчим о стихах)?

Оцените материал

Просмотров: 15106

Основной инстинкт

Наталья Иванова · 12/01/2011
Зачем продолжать писать по-русски, если в России есть Толстой и Чехов?

©  Антон Сташевич

 

 

Вернулась в Москву из Варшавы, где, кроме всего прочего, участвовала в работе университетской конференции о шестидесятниках. Приехала со своим проектом «Русское чтение» – «От Чехова до наших дней: общественно-литературные дискуссии в России и Польше» – и со своими коллегами, литературными критиками Львом Аннинским, Александром Архангельским, Игорем Виноградовым. Остановились в «Бристоле». Гостиница была построена к началу прошлого века и торжественно открылась в 1901 году (историческое время модерна и соответствующий стиль). Варшава тогда была городом Российской империи. А Чехов – Чехов был жив. И вполне мог бы ехать дальше на Запад через Варшаву. И остановиться в этой новой, комфортабельной, нарядной гостинице.

То, как себя чувствует современная русская словесность на фоне Чехова, я бы сравнила с тем, как себя ощущаешь на фоне тех, кто останавливался в «Бристоле». На мраморной стене в холле – золотые таблички-визитки с выгравированными на них именами постояльцев «Бристоля». Никаких титулов, только имена.

Марлен Дитрих. Джеки Онассис. Пабло Пикассо. Генерал де Голль. Гюнтер Грасс. Франсуа Миттеран. Ален Делон. И еще несколько десятков. Из русских только Гарри Каспаров, семикратный чемпион мира по шахматам.

Чехов проехал другим путем.

Испытываешь ли горькое чувство неполноценности или сладкое – приобщенности, поедая свой завтрак в зале, сохранившей память и стиль прежних времен; поднимаясь на лифте, украшенном зеркалами, в которых отражалась Марлен Дитрих?

Да нет – ни горьких, ни сладких чувств, лишь восхищение тем, что никто ни на интерьеры, ни на экстерьер гостиницы за век и десять лет, прошедшие со дня ее рождения, не поднял руку – в отличие от Москвы, где сначала полностью уничтожили гостиницу «Москва», а потом построили заново. Точно такую же. Но из бетона – и без прежних интерьеров.

В 1901 году Чехов был жив и даже переживал свои удачи и провалы. Но вопрос не в Чехове, а в нас.

Существует ли современная русская проза – на фоне Чехова? Грубо говоря, зачем читать современных, если есть вечные, но не теряющие почему-то своей актуальности (они, замечу в скобках, потому и вечные, что ничего не теряют, а только прирастают вчитываемыми в них и вычитываемыми из них смыслами).

Детский вопрос. Но детские вопросы – самые трудные.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • rustre· 2011-01-12 22:31:42
    Ой, и не говорите! Ещё кто-то даже музыку какую-то осмеливается писать, и это после Моцарта-то! Стыд, да и только.
  • Franky· 2011-01-13 17:13:49
    "Да, Чехова знает весь мир, шестидесятников – только страна (Бродский – исключение, да он и не шестидесятник), а нас не знает и она" С каких это пор известность и знаменитость стали мерилом литературы и писателей? Это для поп-звезд да телеведущих отсутствие популярности означает невозможность карьеры. Надоело уже это нытье, в самом деле. Современная российская словесность никак не уступает тем же шестидесятникам! Автору надо побольше достойных авторов читать, тогда не будут в текстах гламурные ляпы выскакивать, вроде отражений Марлен Дитрих в зеркалах!
  • hellowin· 2011-01-14 23:35:19
    Думаю, время русской литературы ещё придёт.
    Главное не распускать нюни и работать над её развитием.
    На правах рекламы :)
    http://www.predela-fantazii.net/
    <a href="http://www.predela-fantazii.net/">Предела фантазии нет</a>
Читать все комментарии ›
Все новости ›