Интересно читать о тех, для кого существование напрямую связано с героизмом, у кого каждый день – целая жизнь. Герои новой прозы – врачи и больные: они ближе к ощущению полноты жизни
Героизм часто сводится к «ночь простоять да день продержаться» — просто не всегда уточняется, что именно происходит в эти сутки. Уже несколько лет книжный герой — настоящий, героический герой — пребывает в слегка истеричном анабиозе. Проснулся утром — уже хорошо; понял, где проснулся, — совсем молодец; помнит о смутных девяностых — умница, называется «историческая память»; поработал кем бы то ни было целый день — подвиг; кого-нибудь любит — вот и сюжет готов; кого-нибудь ненавидит — ну герой, герой, что тут скажешь.
Это немножко скучно. Немножко хочется смысла. Или хотя бы структурирования бессмыслицы. Никаких суперменов и бэтменов что-то пока не видно, а какие есть, либо углублены в кризис самоидентификации, либо их «я знаю, как надо» вызывает рвотный рефлекс. Как бы найти настоящего героя? Кого-то, кто стоит ближе других к смыслу существования. Кого-то, кто понимает про жизнь и смерть. Нет, про жизнь я сама все понимаю. Нет, я понимаю недостаточно.
В общем, интересно читать о людях, для которых существование действительно напрямую связано с героизмом, и каждый их день — это целая жизнь. Поэтому в книжных магазинах появляются, с одной стороны, «Записки врача» Владимира Найдина, а с другой — «Даун» Михаила Ремера. С одной стороны, в шорт-листе «Большой книги» вместе с Юзефовичем и Тереховым оказывается «Дом, в котором» Мариам Петросян — огромный роман о школе-интернате для детей-инвалидов (нет, совсем не об этом). И с другой — только вышли книги Татьяны Соломатиной «Акушер-ХА» и «Приемный покой», и уже допечатка тиража.
Герои Петросян — дети-инвалиды. Но для них это не очень важно, важнее законы Дома. Точнее, законы Стаи: тут убивают, умирают, не признают одних и превозносят других. Это не жалостная притча, не стивен-кинговский ужастик, не «Республика ШКИД». Темная (светлая) запутанная история о том, как что-то происходило, происходило, а потом произошло. Ее надо читать, как один из воспитателей Дома читает граффити, постоянно появляющиеся на стенах: не вглядываться, а чувствовать, как слой за слоем нарастают проклятия и открытия.
В закрытое сообщество «Дома, в котором» снаружи попасть очень трудно. Герои живут в Доме. Нет, не совсем так: они живут Домом, они вросли в него и могут увидеть, как сквозь Дом мерцает иная реальность, и могут войти в нее. Исследование замкнутого пространства. Это пространство, как знает каждый из его обитателей, способно внезапно раздвинуться во все стороны, но никогда этого не делает. И вот это ощущение — невыносимой близости и ежесекундной возможности запредельного — превращает роман Петросян во что-то живое, своенравное, отводящее взгляд. Не потому, что оно не хочет смотреть в глаза, а потому, что глаза там, как у одного из жителей Дома, — ангельские, сияющие, можно ослепнуть.
Татьяна Соломатина. Приемный покой. М.: АСТ, 2009
Михаил Ремер. Даун. М.: Рипол Классик, 2009
Мариам Петросян. Дом, в котором. М.: Livebook, 2009
Выражаем благодарность магазину «Фаланстер» за предоставленные книги
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
Постмодернисткая эстетика в нашей литературе бессмертна . Авторы наперебой , заботясь о собственном бессмертии , кормят современного полуобразованного читателя чем придётся - личным духовным мракобесием , нравственным инфантилизмом , псевдовоображением . Человек не хочет думать , только потреблять - рабом быть легче , чем ГРАЖДАНИНОМ . Понятие свободы воли , ответственности , морального выбора , вины , совести , покаяния , стыда в одночасье стали синонимом душевного безумия и интелектуального чванства . Литература - поиск своего места в мире . Повинность . Тяжёлый крест . Cамоистязание . Покаяние на крови . Состояние где всё внутри и снаружи беспричинно болит! Где автор - ГЕРОЙ! Печорин - это сам Лермонтов! Онегин - Пушкин , Зилов в Утиной Охоте - Вампилов! Андрей Балконский , Пьер Безухов - Толстой! Литература , если она настоящая , - это трудный и тернистый путь обретения самого себя! И суд над самим собой! Не щадя живота своего ! Борьба - не на жизнь , а на смерть - от любви к себе , памяти о себе. Герой нашего времени - сам АВТОР ! Познай самого себя - и увидишь Бога! Скажи - кто ты! Оправдайся перед собственной жизнью через своих героев , в каждом из которых живёшь ты САМ . Не во времени еадо искать Героя - внутри самого себя! И всегда литература - призвание . Дар . Или он есть , или его нет! Мохно сколько угодно обманывать читателя . Самого себя обмануть гораздо труднее . Постмодернизм - убежище для духовных невежд , приют для бездомных от литературы . Писатель не от слова ПИСАТЬ . Писатель от слова БОЛЬНО . Каждый раз резать себя по-ЖИВОМУ! С уважением - Ивченко Игорь .
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3884191
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2579538
- 3. Норильск. Май 1279998
- 4. ЖП и крепостное право 1111988
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 901226
- 6. Закоротило 827256
- 7. Не может прожить без ирисок 805915
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 772985
- 9. Коблы и малолетки 751094
- 10. Затворник. Но пятипалый 490433
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 423394
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 381393