НКХ, TextOnly, губернатор Маркелов, много политики и временное отсутствие Пушкина – гостевая колонка ЛИНОР ГОРАЛИК
© David Salle / Courtsy The Saatchi Gallery
Дэвид Салле. Ангелы под дождем. 1998
Автор этой давней и сравнительно еженедельной колонки испытывает от ее ведения некоторую пусть временную и объяснимую, но усталость, — а такие вещи имеют свойство передаваться и читателю. В этой связи было принято решение устроить в Poetry News Weekly гостевой месячник, пригласив к составлению наших традиционных обзоров четырех других достойных авторов. Сегодня мы представляем первую гостевую колонку за авторством ЛИНОР ГОРАЛИК.
• В
свежем выпуске «Новой камеры хранения» — несколько текстов Олега Юрьева, Натальи Горбаневской, Алексея Порвина и Ольги Мартыновой: «Они надоели друг другу. Или не надоели? / Они вспоминают, что было, /
Когда флюгера стучали свихнувшимся дятлом, / Мышиным летом: / Цикады из тайных своих цикаделей / Отстреливались как могли и умели». Там же, на сайте «НКХ», публикуется
большая подборка Порвина и новое
собрание текстов Горбаневской (за февраль — декабрь 2011 года): «Аще ухо твое соблазнится / и в тимпан заполощет зарница, / не рубить же его на корню, / не бросать же его на помойку, / а за ухом — подушку и койку, / и косилку, и серп, и стерню». О Горбаневской пишут
Лев Оборин и
Аркадий Штыпель: «Тема и нерв новых стихов Горбаневской — свобода. Не стихи о свободе, а стихи свободы, манифестируемой самим стиховым веществом: ритмами, рифмами, звуковой вязью — и твердым сплавом серьезности и веселья. Свободный и веселый человек, он и перед самим Богом свободен и весел».
• В
новом выпуске альманаха TextOnly публикуются среди прочих
поэма Игоря Жукова «Джон Леннон и Дед Мороз»,
цикл Елены Михайлик «Шарлемань перешел Гиндукуш»,
«Следы кешью» Алексея Леонтьева и
цикл «Пустеющий новатор» Георгия Генниса: «Кисти рук / брошенные под лобовым стеклом / промелькнувшего утром автомобиля // Должно быть это перчатки // подумал я вспоминая / зеленоватый пергамент кожи». Там же Ниджат Мамедов разбирает
одно стихотворение Аркадия Драгомощенко, а Дмитрий Кузьмин публикует
переводы из Алана Айрленда: «Превыше всего / ты хотел выжить. / Ты выбрал / чёрный панцирь для надёжности, / две клешни для уверенности, / жало для устрашения, // и жизнь тебя отправила / шнырять меж камней».
• На «Полутонах» — новый цикл Яна Выговского «
Звательный падеж» и цикл Гавриила Маркина «
Элегии на сотворение неба». А в ЖЖ Бахыт Кенжеев поздравляет Алексея Цветкова с днем рождения
дружеской одой: «Родимой словесности егерь, / бесценный Алешенька Ц.! / Плеханов, Канова и Гегель, / и Гоголь в едином лице!»
• Лауреатом Новой Пушкинской премии
стал поэт и издатель Владимир Салимон «За почетный творческий вклад в отечественную культуру». Салимон — заместитель главного редактора журнала «Вестник Европы» — и прежде получал премии журналов «Золотой век» (1994) и «Октябрь» (2001), а также Европейскую премию Римской академии им. Антоньетты Драга за лучшую поэтическую книгу года (1995). Тем временем из рук Барака Обамы
получила премию американский поэт Рита Дав (Rita Dove), а украинская Шевченковская премия
досталась Петро Мидянке. Премия же «Летающие собаки» объявила
прием номинаций третьего сезона.
Читать текст полностью
• Прямая речь поэтов за отчетный период: Алексей Алёхин в интервью «Вопросам литературы» (озаглавленном «Поэзия — это любовь в широком смысле слова»), в котором среди прочего любовно объясняет, почему его коллеги по цеху пишут плохие стихи, а также советует некоторым из них следовать Христу. На сайте радио «Культура» интервью с Дмитрием Воденниковым (есть аудио): «Поэзия — это физиология. Мне кажется, что женский пол преуспевает в поэзии, а мужчины трусоваты, или за них уже многое сказали и они ушли в культурный шелест. Мало кто работает всем телом, а в поэзии надо работать всем телом, женщине это ближе и понятнее, после того как им “развязали рты”, они стали потрясающе работать». Тем временем в беседе на Lenta.Ru Борис Гребенщиков объясняет, что «логически поэзию запомнить невозможно. Если ты попадаешь в правильное состояние, то и вспоминать нечего, идет само. И всегда интересно, что будет дальше. А если не попадаешь в состояние, то бессмысленно даже пытаться запоминать». И, наконец, на сайте Преображенского содружества малых православных братств — подробный рассказ о семинаре «Русская катастрофа ХХ века и пути преодоления ее последствий» с цитатой из выступления Ольги Седаковой: «Вспоминаются три соблазна, которые обозначил еще Лев Толстой. Он писал своего рода богословскую антропологию, говоря, что грех сам по себе не привлекателен, никому бы он не понравился. Он становится привлекательным, лишь когда появляется соблазн, чаще всего это какой-то оправдательный мотив. Толстой говорит, что первый соблазн, который все прикрывает, — семья: то, что вообще нехорошо, ради семьи сделать можно. Второе общераспространенное оправдание — это государство: ради Родины тоже якобы можно делать то, что вообще нельзя. Третий — уже не такой распространенный соблазн: поступиться собой ради дела, ради своего призвания. Именно это произошло с людьми, вошедшими сейчас в список “доверенных лиц Путина”».
• К теме отношений поэта и власти: в Амурской области признаны экстремистскими стихи коммуниста Николая Дегтярева: «“Народный фронт” — против кого воюет? / Против народа собственной страны! / Ограбили народ и не горюют — / Единоросы — слуги сатаны». Целиком стихотворение есть, например, тут (из ru_politics его, кажется, убрали). В Ульяновске суд признал экстремистскими материалами тексты из сборника «Запрещенные стихи» (среди авторов Леонид Корнилов, Александр Трубин, Алексей Серенин, Эдди Эриксон). На Украине Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали отказалась рассматривать жалобу касательно поэта Юрия Винничука (напомним: 11 ноября Винничук прочитал стихотворение «Убей пид...са» во время киевской «Ночи эротической поэзии», а политолог Владимир Бондаренко решил, что стихотворение «содержит намеки на действующую власть и призывы устранить ее неправовым способом»). А в Лондоне поэт и художник Роберт Монтгомери протестует против засилья рекламы, превращая ее в стихи.
• И, кстати, в Фейсбуке идет «Конкурс песен протеста “Белая лента”». Пока предлагается такое, например: «Я раньше был глупым и нищим совком / но взял меня в штат вашингтонский обком / я путина предал за новый айфон / поскольку тот легче и тоньше чем он». Присылайте им свои шедевры.
• Среди ожидаемых событий — приезд из Италии в Москву художественно-поэтического проекта «Венеция: обретенный рай». Кроме презентации одноименной книги, посвященной Бродскому (в нее вошли «венецианские» стихи Юрия Кублановского, Александра Кушнера, Анатолия Наймана, Ольги Седаковой, Евгения Рейна, Льва Лосева, Бахыта Кенжеева и других), ожидается выставка иллюстраций к этим работам, выполненных Катей Марголис. В Перми готовятся тем временем к ежегодному фестивалю рисунков на заборах, темой которого стала визуальная поэзия, а в Москве состоятся выступления Дмитрия Веденяпина, Владимира Беляева и Ксении Чарыевой (последние двое совместно, в рамках цикла «Полюса»).
• МХТ им. Чехова намерен провести двадцать семь поэтических моноспектаклей за два часа, а в томском Театре драмы ждут спектакля по книге Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет» с самой Мариной в главной роли. Тем временем на YouTube появилась часовая видеозапись спектакля «Re: Поэты», изначально поставленного в Екатеринбурге. На фоне современного танца, умеренной акробатики и велосипедных трюков декламируются в стиле рэп стихотворения Тютчева, Гумилева, Волошина, Маяковского, Евтушенко, Пастернака, Бродского и Пушкина.
• Пушкин вообще оказался главным героем последнего времени в связи с очередной годовщиной смерти. На Мойке открылся после реконструкции мемориальный музей: в частности, теперь зрители могут увидеть все, что осталось от черновика пушкинского письма к Геккерну накануне дуэли (девять обрывков). Московская же мемориальная квартира Пушкина на Арбате получила в подарок «медную бабушку» — «копию памятника Екатерине II, которую в свое время поэт получил в качестве приданого за невестой Натальей Гончаровой».
• Впрочем, Пушкин дорог всем, не только специалистам. В частности, имели место «церемония возложения Зюгановым цветов к памятнику А.С. Пушкина» и выступление Жириновского в Институте русского языка. В Иордании Пушкину посвятили фотовыставку, в Конго состоялись Пушкинские чтения, а в Тамбове библиотекари провели флешмоб памяти великого поэта: «...Сверившись по часам, в 14:40 девушка запустила аудиозапись стихотворения “Памятник”. “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет и тлена избежит…”. После этих строк в 14:45 (время смерти Пушкина) наступила минута молчания. Ставшие в круг сотрудники библиотеки при этом держали книги с произведениями Александра Сергеевича».
• Однако трудно не заметить, что главным сюжетом этой пушкинианы стал сенсационный сюжет петербургского «Пятого канала» — о том, что ученые могут клонировать Пушкина. Клонировать предлагается из генетического материала, сохранившегося в обивке дивана, на котором умирал поэт. Обсуждаются сроки клонирования Пушкина, а также важный вопрос о том, будет ли Пушкин-2 писать великие пушкинские стихи. Очень рекомендуется смотреть сюжет целиком. «Солнце русской поэзии, по утверждениям ученых, может вновь взойти», — обнадеживает нас «Пятый канал».
• Но и в отсутствие (временное) Пушкина поэзия любезна народу. На Украине прошел «Народный кастинг эротических поэтов» (набралось 55 штук, в Твери готовят конкурс народных чтецов — исполнителей произведений Тараса Шевченко, в Хэмптоне школьникам предлагают заработать $15 тысяч, читая поэзию вслух, а Волгоград отмечает сорокалетие со дня рождения песни «Крепче за баранку держись, шофер».
{-tsr-}• Радикальнее же всего народ приобщают к поэзии в Екатеринбурге: здесь Есенин, Пушкин, Лермонтов и Маяковский лично гонялись за девушками с намерением прочитать им стихи собственного сочинения. Девушки реагировали примерно так, как свойственно реагировать девушкам, за которыми гоняется поэт с намерением прочитать им стихи собственного сочинения. Имеется обширная фотогалерея.
• Впрочем, девушки, возможно, реагировали бы иначе, если бы за ними гонялся не какой-то там Маяковский, а лично губернатор Марий Эл Леонид Маркелов, начавший писать указы в стихотворной форме. Он, значит, с детства писал стихи, но, увы, папа этого не одобрял: «Отец сам писал красивые стихи. И сказал мне: «Видишь, я пишу лучше, чем ты! Но я же их нигде не публикую, а занимаюсь делом». Поэтому, надо понимать, Леонид Маркелов теперь занимается делом.
А мог — бог весть чем, как некоторые.