Программа биеннале обширна, чрезвычайно эклектична и, в общем, никак концептуально не структурирована.
VII Биеннале поэтов, разговоры о Милоше, «Акцент» и фильм по «Горбунову и Горчакову»
• C опережением появился в сети октябрьский номер «Знамени» (№10, 2011). Опубликованы в нем стихи Дениса Колчина, Александра Стесина и Алексея Пурина: «Езда в незнаемое — сладок / нам только узнаванья миг... / Раскрой на лучшей из закладок / Евтерпы парусный дневник! // Всё осязаемое — остов, / скелет безжизненный. Зато / нас увлекли ездою в остров / Тредиаковский и Ватто». Здесь же подборка вполне гладких текстов Алексея Улюкаева, первого заместителяЧитать!
• На «Полутонах» выложен первый выпуск альманаха «Акцент». Имеют место среди прочего стихи Кирилла Корчагина, Ирины Шостаковской и Марианны Гейде: «Тьма — холодный ловец, / пробегает по венам, / сдавив дыханье, / ищет себе пропитанья / по тропам сбегая ветвистым./ Со свистом вдруг / оно выпрастывается / из сжатого горла, / ликуя и лая, / легкие белки текут по ветвям, их тонкие когти / нежную ранят кору, легкую кару творят,/ створки клеток распахнуты, вот побежали / по трубкам и трубам, / и трубочкам малым, / и жалят железные змейки, / как древнего бога засланцы, / как вестники древней весны,/ что, от сна пробудившись зевает / и кажет раздетый язык». Касательно концепции альманаха в целом говорится следующее: «…мы стремимся к сужению охватываемого литературного пространства, а вовсе не к расширению <...>. Другими словами, сфера наших интересов не расширяется за счет охвата всё более и более отдаленной периферии <...> а, наоборот, стремится замкнуться внутри узкой области — и это принципиально. Прежде всего потому, что в наши планы входит высветить достаточно локальный участок текущей словесности — естественным образом наиболее нам интересный. Поэтому альманах не составлялся куратором, тщательно стратифицирующим текущую литературу «извне», а формировался в ходе коллективных обсуждений, направленных на обсуждение поэтик, отклоняющихся от крайне индивидуализированного (что не значит индивидуального) поэтического высказывания и стремящегося если не уйти от мира предметов, то хотя бы прозреть в нем образ чего-то большего. В нашем контексте такая телеология оказывается связана с отказом от линейной нарративности и субъективизированного письма (“дневникового” типа)».
• На «Полутонах» же опубликована подборка Ильи Дацкевича. В журнале «Ликбез» (№81, 2011) среди прочего — стихи Дениса Безносова и Елены Ванеян. Журнал «Трамвай» (№11, 2011) предлагает вниманию читателя стихи Пабло Неруды в переводе А. Щетникова и три стихотворения Каната Омара: «возвращаться под солнце / у пыльной реки / в жаркие улицы / лопающиеся от предчувствия счастья / возможного разве только в детском саду / когда не догадываешься / захлёбываясь пузырьками свободы // пытаясь войти с головой / в податливый воздух / в шелест и злое сияние / застывая в сиропе / корчась от несбывшихся обещаний // этого теперь никогда / не повторить никогда». В журнале «Русская жизнь» старые, середины девяностых, стихи Марка Ляндо.
• События. 4 октября в Москве открывается VII Московский международный фестиваль Биеннале поэтов. Из гостей обещаны Петер Шулей (Словакия), Луи-Филипп Эбер (Канада), Дэвид Вонсбро (Австралия), Патрик Хенри (США), Джага Самба (Сенегал), Стив Андриамампиаринцуа (Мадагаскар), Эммануэл А. Акиннува (Нигерия), Кристиан (Камерун), Мариам Палькубу (Чад). Из пишущих по-русски: Владимир Друк (США), Александр Бараш (Израиль), Наталья Горбаневская (Франция). Программа обширна (вот она целиком), чрезвычайно эклектична и, в общем, никак концептуально не структурирована. Особо хотелось бы отметить мероприятия «Крымского клуба» в Центре ArtPlay, где сейчас располагается основная экспозиция Московской биеннале современного искусства; «Фестиваль голосового стиха» в «Билингве»; вечер памяти Нины Искренко в «Петровиче»; Фестиваль видеопоэзии (тоже в ArtPlay); презентацию антологии премии «Московский счет» (салон «На Самотеке») и вечер «Новое тысячелетие — поэзия, музыка, видео» в ГЦСИ. Впрочем, в программе еще много интересного. Сайт «Культурной инициативы» отчитывается о презентации книги Данилы Давыдова, «Литкарта» — о чтениях, прошедших в Москве в рамках международной акции «100 thousand poets for change», а «Питербук» — о презентации сборника Леонида Аронзона «Кому что снится и другие интересные случаи». В Киеве тем временем стартовала акция «Стихи в метро», главная цель которой — «популяризация современной поэзии. Ее ядром является экспозиция стихотворений в столичном метрополитене — польская поэзия от классиков (Чеслав Милош, Вислава Шимборская, Тадеуш Ружевич, Збигнев Херберт) до талантливой молодежи (Яцек Денель, Кшиштоф Сивчик и др.)».
• Сайт «Радио Свобода» публикует транскрипт программы Елены Фанайловой «Европа в решающие моменты истории. Чеслав Милош и современность». «Когда я читал первый раз книги и стихотворения Милоша, я жил в стране, где мы еще не нашли общего языка, разговора про современную литературу, политику, мораль, культуру, тоталитарные вызовы и так далее. Первый страх, от которого меня освободил Милош, — это страх, что я буду жить без адекватного языка. Второй страх — это то, что Милош, его фасцинация к коммунизму, страх перед коммунизмом уживались с Гегелем, с необходимостью исторического процесса. И стихотворения Милоша, и трактат поэтический “Порабощенный разум”, и “Родная Европа” — это великий протест против жизни и мышления поневоле, того обстоятельства, что у тебя нет никакой возможности изменить историю. Был такой миф, что как рухнула Римская империя, пришли варвары, вандалы и так далее, так и теперь на наших глазах рухнула европейская цивилизация демократии. И я думаю, Милош был первым, кто откровенно дал эту дефиницию, а потом отбросил ее. Я уверен, что он освобождал умы. Он освободил многих из нас и от страха перед китчем», — говорит, в частности, Адам Михник. Здесь же, на «Свободе», текст выступления Игоря Померанцева перед студентами факультета журналистики Украинского католического университета во Львове:
Читать!
• «НГ-ExLibris» публикует рецензию на сборник Евгения Кольчужкина и текст Василия Манулова о Геннадии Айги. Кроме того, российское телевидение готовится к показу фильма-экранизации поэмы Иосифа Бродского «Горбунов и Горчаков», а Москва — к появлению памятника Твардовскому на Страстном бульваре. Мемориальную доску Расулу Гамзатову уже открыли.
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451897
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343470
- 3. Норильск. Май 1268892
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897756
- 5. Закоротило 822243
- 6. Не может прожить без ирисок 782889
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759782
- 8. Коблы и малолетки 741179
- 9. Затворник. Но пятипалый 471961
- 10. ЖП и крепостное право 408007
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403436
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370753