«Рядом с лучшими поэтами не то что первой, а даже и второй половины своего жалкого века Самойлов чувствует себя неуютно — и мы ему этого соседства не навязываем».
Саратов, Минск, ясность, бессвязная речь, поэт с эпитетом и массовый человек
• Свежая «Волга» (№3—4, 2010) публикует среди прочего стихи Дмитрия Григорьева, Натальи Бельченко и Константина Кравцова: «Все хорошо, потерпи, отец, не так уж много осталось / До вашей встречи, до тех минут, когда / Время остановится, когда весь человек / Счастья достигнет, и времени больше не будет, / Когда погаснут в уме за ненадобностью / Идея времени, идея пространства, / И радости вашей никто не отнимет у вас». Интервью Андрею Пермякову дают сначала Максим Амелин, а затем Данил Файзов и Юрий Цветков. Амелин, в частности, говорит много интересного (хотя и спорного) о критике, филологии, ремесленности в поэзии иЧитать!
• «Октябрь» (№3, 2010) публикует подборку Владимира Салимона и новые стихи Игоря Померанцева: «В его возрасте — по крайней мере он так считал — / отношения с женщиной никаких особых открытий, / ракурсов, обертонов не предполагали. / Однако / все же / вопреки / ей удалось кардинально изменить его отношение / к тому времени суток, / которое принято называть “утро”. / Он впервые полюбил его / благодаря виду / на ее почти мальчишеский затылок / и мягкий абрис плеча». Большая публикация под названием «Страна как “тело” поэта» посвящена прошедшему в Москве осенью поэтическому биеннале. Кроме того, в критической части продолжается сериал Дмитрия Бака «Сто поэтов начала столетия». На этот раз речь идет о Дмитрии Быкове и Марии Степановой. О первом Бак, в частности, говорит: «Видимая легкость стихоговорения Дмитрия Быкова с годами становится все более затрудненной и отягченной раздумьями, все более несводимой к манерному флирту с жизнью. Однако главная черта его стилистики остается при нем: речь о склонности к афористической ясности, к афоризму как таковому. Вернее будет сказать — к метафорическому афоризму, если подразумевать, что афоризм и метафора — вещи совместные далеко не всегда. Афоризм у Быкова не самоценен, не замкнут в себе, вставлен в обширную рамку расширяющегося смысла». Тексты Степановой оказываются у Бака своеобразным контрапунктом к быковской афористической ясности: «Мария Степанова стремится приоткрыть в поэтической речи те же парадоксальные возможности, которые столетие тому назад нащупали в прозе авторы, с успехом применившие технику потока сознания: Джойс, Пруст, Фолкнер. По видимости бессвязная речь, игнорирующая законы риторики, оказывалась ближе к реальному процессу словопорождения, нежели казавшиеся высшим достижения “реализма” отточенные пассажи Тургенева или Диккенса. Словно бы забыв об усилиях Хлебникова, дадаистов и им подобных, Степанова решительно вступает на зыбкую почву эксперимента, который не желает быть экспериментом, но претендует на роль канона».
• На «Полутонах» опубликована за отчетный период небольшая подборка Василия Бородина: «горят и горят и гаснут и говорят / стремленье твоё прекрасно и все подряд // и хор ветровой вины зеленеет: ночь /и только они видны, кому не помочь // коммуна звезда из лампочек на ветру /поля дочернели в ласточку я не вру // и вдох ледяной спасение: подбери / упавшее сердце, северное, внутри». «Русский Гулливер» выпустил в свет книги уже упоминавшегося выше Константина Кравцова и Аллы Горбуновой.
• «Литкарта» отчитывается о прошедшем в Казани 27—28 марта фестивале современной поэзии «Голоса»: «Одним из главных итогов Чебоксарского фестиваля, наряду с закреплением его формата и складывания некой традиции и наряду с вовлечением литературы Казани в общероссийский поэтический контекст при упорядочении самой казанской литературной среды, является опыт возникновения дружелюбной, плодотворной среды, созданной его участниками». Там же имеет место анонс фестиваля «дебют-Саратов», который пройдет 9—10 апреля. Подробнее об этом событии в интервью «Взгляд-инфо» рассказывает Михаил Богатов. Чтобы закончить с фестивальной темой, упомянем также, что 9—11 апреля в Минске пройдет 4-й Международный фестиваль поэзии «Порядок слов». Обещают среди прочих Дмитрия Строцева, Марию Мартысевич, Андрея Хадановича, Олега Коцарева, Надю Делаланд, Марину Хаген и Юлию Скородумову. Полная афиша здесь. «НГ-ExLibris» пишет о вечере «Мадагаскар в новой русской поэзии: XXI век», «Питербук» — о состоявшемся в Санкт-Петербурге выступлении Мариуса Бурокаса, Витаса Дякшниса и Витаутаса Станкуса и о двухдневных поэтических чтениях в «Танцах». Кроме того, Parere.Ru кратко подводит итоги состоявшегося в Воронеже вечера видеопоэзии.
• На Polit.Ru выложена вторая часть беседы с Ольгой Седаковой «Дух благородного европейства и массовый человек». «Теперь побеждает массовая культура, которая становится тотальной. Я не против массовой культуры как таковой, но должно оставаться некоторое место для более взыскательной, более серьезной культуры, которое не мыслится как маргинальное. Я боюсь, что такого места больше не остается: уходят куда-то в сторону, уходят в маргиналы те, у кого другие интересы. Не те, что предлагает массовая культура», — говорит, в частности, Седакова. Там же, на Polit.Ru имеет место транскрипт беседы Леонида Костюкова с Надеждой Делаланд. «Сетевая словесность» публикует эссе Юрия Колкера «Поэт с эпитетом» о Давиде Самойлове: «Самойлов — поэт. Это так много, что можно не продолжать. Это так мало в нашей сегодняшней луже, что придется продолжить. На великого (если уж принять эту игру) не тянет. (Великих в XX веке вообще не видим.) Поэт слишком московский, слишком советский. Московский — в худшем значении этого нечистого слова; помнящий о подмостках, привязанный к сегодняшнему, приземленный. Советский — верящий, что служит народу, верящий, что народ реальность, а не литературная выдумка. Все, кто вырос в этом болоте, советские, но некоторые — более советские, чем другие: он из этих некоторых. По фактуре стиха, по языку, ракурсу и заднику — Самойлов слишком принадлежит этому страшному семидесятилетию, этому гиблому месту. Он — поэт с эпитетом. Конечно, Самойлов двумя головами выше эстрадных кривляк, вчерашних и сегодняшних. Он луч света в темном царстве. Он озаряет двадцатый век, который настолько же мельче девятнадцатого, насколько превосходит его числом томов и сочинителей. Но рядом с лучшими поэтами не то что первой, а даже и второй половины своего жалкого века Самойлов чувствует себя неуютно — и мы ему этого соседства не навязываем».
• На сайте компании «iTrex» неожиданно опубликовано интервью с Дмитрием Кузьминым о поэтическом переводе: «— Не столь важно, насколько переводчик знает язык-источник, сколь как хорошо он владеет своим собственным. Потому что любые проблемы со знанием языка-источника решаются: ты пробьёшь половину слов по словарям, интернет позволяет это сделать быстро, и по поисковикам, чтобы уточнить узус, наиболее
Читать!
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451830
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343431
- 3. Норильск. Май 1268747
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897715
- 5. Закоротило 822175
- 6. Не может прожить без ирисок 782656
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759449
- 8. Коблы и малолетки 741023
- 9. Затворник. Но пятипалый 471606
- 10. ЖП и крепостное право 407977
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403244
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370611