В ее стихах – ничего от нашего советского… бедного мира, но весь этот мир должен быть ей благодарен за то, что она его преображала и в каком-то высшем и почти религиозном смысле спасала.

Оцените материал

Просмотров: 5176

При свете ясного дня

19/03/2010
НЛО, TCQ, интервью Кибирова и Седаковой, стихи Кенжеева и несколько текстов о Елене Шварц

Имена:  Елена Шварц · Ольга Седакова · Тимур Кибиров

©  Courtesy Galerie Mikael Andersen

Ларс Тигесен. Без названия. 2008

Ларс Тигесен. Без названия. 2008

• Появился в сети свежий номер «Нового литературного обозрения» (№101, 2010). Новую социальную поэзию представляет на этот раз Юрий Лейдерман. В блоке «Русская неподцензурная литература 1950—1980-х: современное прочтение» — статья Н.И. Николаева «Воспоминания о поэзии Александра Миронова»: «С начала 1990-х или с конца 1980-х годов в стихах А. Миронова постепенно происходит важное изменение или перемещение поэтики и тематики. Нет, нет, основные векторы те же, это тот же А. Миронов. В 1991 году кончается в России собственно XIX век, единственный век в истории действенных гуманистических ценностей. Европа, а теперь, с 1991 года, и Россия вступают в эпоху “варварства” или забвения гуманистических идеалов и культуры. О наступающей эпохе “варварства” все говорили и пророчествовали с начала прошлого века. И вот она наступила. И стихи А. Миронова 1990-х насыщаются варваризмами, бытовизмами, конкретными реалиями. <...> Прежний безбожный мир стал варварским, и А. Миронов записывает его речь». Анатолий Барзах в статье «Шорт-лист литературной премии: жанр и текст» размышляет о своей работе в оргкомитете Премии Андрея Белого: «Характерный пример формирования <...> “авангарда с человеческим лицом” дают тексты Сергея Круглова. Формально они достаточно “продвинуты”, однако “продвинутость” эта как бы “смиренна”: есть и верлибр — но синтаксически и семантически выпрямленный, сюжетный, картинный, есть и полиметрия — но сглаженная, удобочитаемая. Достаточно сложная, интеллектуальная, глубоко прочувствованная поэзия становится доступна — но не совсем для всех, а для среднеинтеллигентного читателя, который и про Шехину что-то слышал, и цитату из “Бармалея” с усмешкой опознает, и Бруно Шульца читал. Я потому говорю об этом как о некоей тенденции, что в наш шорт-лист попало (впервые) сразу несколько представителей этой формирующейся “масскультуры для избранных”: кроме Круглова, это, как отмечалось выше, Секацкий, Горалик, Кудрявцев». В «Хронике современной литературы» рецензируются поэтические сборники Вадима Месяца (Андрей Тавров) и Елены Костылевой (Кирилл Корчагин). М. Загидуллина и А. Уланов обсуждают книгу О.Н. Гринбаума «Гармония стиха Пушкина». Кроме того, в номере опубликована проходящая по несколько другому ведомству, но чрезвычайно любопытная статья Стефано Гардзонио «Русский Шансон между традицией и новаторством: жанр, история, тематика».

• Мартовский номер «Урала» (№3, 2010) представляет собой совместный проект с премией «ЛитератуРРентген». В чем тут дело, объясняет в коротком предисловии куратор и поэт из Екатеринбурга Василий Чепелев. В соответствующем блоке опубликованы стихи Демьяна Кудрявцева, Николая Кононова, Никиты Иванова, Насти Денисовой, Данилы Давыдова, Павла Гольдина и других. «Дети Ра» (№4 (66), 2010) публикуют в этот раз по большей части Кирилла Ковальджи в разных качествах, но не только. Есть также стихи Леси Тышковской, Алексея Верницкого и Александра Макарова-Кроткова: «а потом / скособочился как-то / забормотал / вот говорит как же это / если я правильно понял / дальше что-то невнятное / да и вообще». Снова с приходом весны радует читателя критик Мальцев: «Григорий Кружков в “Дружбе народов” № 1/ 2010 напечатал большую подборку. Особенно понравилось философское стихотворение, посвященное мюнхенскому муравью (почему не московскому?)».

• В «Новом мире» (№3, 2010) новые стихи Бахыта Кенжеева: «Справа — пожарная часть, слева — мёртвая церковь с бедными / куполами, в центре — неладное древо жизни, и я впервые Всевышнему лгу. / А несметное время бежит, задыхаясь, рассекая ладонями медными / воздух сухой, доставая духи и помаду, прихорашиваясь на бегу…». Здесь же обаятельная подборка Марины Бородицкой: «На балконе мерзнет скутер, / шарит месяц по стене, / спит животное компьютер — / обновляется во сне». В критической части имеет место текст Елены Гродской «Сам себе стих» о Всеволоде Некрасове. Статья Ирины Сурат «Ничей современник» посвящена одному стихотворению Осипа Мандельштама. Вышел в свет и новый номер Toronto Slavic Quaterly (№31). Опубликована, в частности, статья Н. Прозоровой «В тени Данте: А. Блок и И. Бродский».

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›