Оцените материал

Просмотров: 6823

Осенние поступления

04/09/2009
Новые советские, старые светские и конец мертвого сезона

Имена:  Александр Кабанов · Алексей Порвин · Алексей Цветков · Алла Горбунова · Андрей Поляков · Виталий Пуханов · Гали-Дана Зингер · Евгений Рейн · Евгения Риц · Кирилл Анкудинов · Лев Рубинштейн · Олеся Николаева · Фаина Гримберг · Эдгар По · Эдуард Бояков · Юлия Тишковская

©  ГТГ

Степан Бакалович. Римский поэт Катулл, читающий друзьям свои произведения. 1885

Степан Бакалович. Римский поэт Катулл, читающий друзьям свои произведения. 1885

• В новом номере «Иностранной литературы» (№8, 2009) опубликовано любопытное эссе Александры Ураковой «Байрон в маске могавка: штрихи к портрету Эдгара По»: «При жизни Эдгар По был знаменит не столько как поэт или писатель, сколько как критик, завоевавший себе репутацию литературного могавка. В январе 1849 года журнал “Холденс доллар мэгэзин” напечатал карикатуру на По: силуэт размахивающего ножом и томагавком индейца. Ко времени выхода этой публикации сравнения По с индейцем стали клише. Можно встретить, например, такое возмущенное высказывание недоброжелательно настроенного критика: “Литературный команч” По “угрожал томагавком” и “снимал скальпы” со своих врагов, “подобно виннебаго”. Но если для одних “индейская” жестокость По была равнозначна бессмысленной расправе, другие видели в ней скорее справедливое возмездие». В «Октябре» (№7, 2009) — своеобразный коллективный отчет о Всемирном дне поэзии ЮНЕСКО, празднование которого в Москве уже традиционно растянулось на месяц. На «Полутонах» появился новый номер журнала «РЕЦ» (№59, 2009) под редакцией Василия Бородина. Среди авторов Фаина Гримберг, Алла Горбунова, Юлия Тишковская, Гали-Дана Зингер, Алексей Порвин, Евгения Риц и другие.

Polit.Ru публикует стенограмму передачи «Нейтральная территория. Позиция 201», представляющую собой беседу Леонида Костюкова со Львом Рубинштейном. Беседа, к сожалению, хаотическая и довольно сбивчивая; говорят об эссеистике и журналистике, о мотивации к письму и о современном искусстве. В частности, о своих эссе Рубинштейн говорит: «Я думаю, что это такая мимикрия под публицистику. Потому что, конечно, я решаю, в общем, художественные задачи. Вольно — невольно… Мне на какие-то темы действительно хочется высказаться. Но, как в том анекдоте, все время получается автомат Калашникова. <...> Но высказываясь, я могу дольше всего писать один абзац, который меня… Чтобы найти вот то самое слово, которое вы (что мне действительно очень лестно) определяете как единственно возможное». Там же, на Polit.Ru — очередная статья о скандале с текстами Галича. Борис Долгин пишет: «Дискуссия показала, что вокруг имеющихся норм защиты авторского права нет ни малейшего консенсуса. Мы не готовы присоединиться к наиболее радикальным точкам зрения, заметим, однако, что сам по себе институт копирайта должен проектироваться исходя из двух его задач: обеспечить мотивацию создателей будущих объектов авторского права; обеспечить максимально благоприятное функционирование науки и культуры. Оптимизация по этим двум критериям является очень непростым процессом».

• Продолжают свое, как по свистку начатое, осеннее наступление «новые советские». На этот раз критик Кирилл Анкудинов решил, в духе Дм. Гаева, придать «исторический вид» группе «Московское время», опубликовав в «Литературной газете» текст под названием «Сверяясь по московскому времени». Общий пафос «письма третьего» заключается в попытке переприсвоения поэзии «Московского времени», о чем заявляется в первых же абзацах: «Московское время» — это трепетная голограмма «советской городской традиционной поэзии»; это идеальная советская лирика, очищенная от советских идеологизмов и от советской инерционности (то есть от халтуры и графомании)». Далее критик объясняет, что основателями «МВ» были А. Сопровский и А. Казинцев (нынешний заместитель главного редактора журнала «Наш современник»), а нынешние самозванцы (читай А. Цветков, Б. Кенжеев и С. Гандлевский) «фальсифицировали историю группы, изъяв из нее Михаила Лукичёва, Марию Чемерисскую, братьев Ахмеда и Аслана Шаззо. Кроме того, Анкудинов расточает комплименты Сопровскому, пытаясь представить его единомышленником Казинцева («Крайне знаменательно, что Сопровский не принял участия в престижных западнически ориентированных литпроектах конца 80-х годов»). А. Цветков опубликовал у себя в блоге энергичный и вполне исчерпывающий ответ на текст Анкудинова. И, раз уж зашла речь о «Литературной газете», не можем не опубликовать опровержение информации о цензурных изъятиях в стихах Вс. Емелина из предыдущего выпуска. Автор утверждает, что это не изъятия, а согласованная редакционная правка. Редакция же «Советиш геймланд» просит передать поэту: «Зай гезунт!»

• «Эксперт Северо-Запад» публикует рецензию Велло Саари на книгу Игоря Булатовского: «В “Стихах на время” не слова даже, а тени слов, намеренная сурдина, поставленная на все инструменты. Это происходит еще и от особенного поэтического целомудрия, чистоплотности. Поэт готов на все, только бы не допустить пафоса, не пережать. Сухость, нежность, прозрачность». Поэтическая публикация имеет место и еще в одном непрофильном здании, а именно на сайте «Сноб». Там опубликован отчет о мини-спектакле Эдуарда Боякова, поставленном по книге Елены Фанайловой в Доме-музее Пастернака в Переделкино. Текст, к сожалению, изобилует неточностями («Черные костюмы» не новая книга) и светскими глупостями («Многим было любопытно, что именно будет делать в спектакле Валерия Гай Германика, которая приехала на вечер со своей собачкой Моней. Но она раскрывать карты не торопилась. В толпе я увидела Митю Борисова, который сыпал анекдотами и был рад дружеской атмосфере вечера»). «Сноб», кажется, в отличие от «Эксперта», недооценивает собственных читателей или переоценивает степень их легкомысленности.

• Мертвый сезон окончился. В рамках проходящей сейчас ММКВЯ объявлены результаты национального конкурса «Книга года». Победитель в поэтической номинации — «500 стихотворений и поэм» Олеси Николаевой, вышедший в издательстве «Арт Хаус медиа». Сразу два литературных фестиваля происходят в начале сентября на Украине. Волошинский фестиваль, открывающийся 4 сентября, обещает среди участников А. Кабанова, Е. Рейна, А. Полякова и В. Пуханова. Новорожденный одесский Гоголевский фестиваль начинается 8 сентября. Заявлены среди прочих Б. Херсонский, М. Галина и А. Штыпель. А в первый день осени в Харькове С. Жадан представил новую книгу стихов «Лили Марлен». Кроме того, украинских политиков стало модно ловить на поэтических неточностях: то В. Янукович назовет Павла Беспощадного Павлом Бессмертным, то Ю. Тимошенко неточно процитирует Эсхила — не по первоисточнику, а по речи Р. Кеннеди 1958 года.

• Если у вас есть новости, которые вы хотели бы видеть в этих обзорах, присылайте их, пожалуйста, на адрес: [email protected]. До встречи через неделю.
Все новости ›