Возможно, самая известная книжка о том, что Бога нет
Ричарда Докинза можно было бы назвать самым известным атеистом на земле, если бы он сам не относился к термину «атеист» с некоторой настороженностью. В самом деле: если нет специального термина для людей, которые не верят в астрологию или лесных фей, так зачем же вводить отдельное слово для описания людей, которые не верят в Бога? «Бог как иллюзия» — возможно, лучшая книга о том, что Бога нет.К вопросу этому Докинз подходит с тщательностью, свойственной аналитической традиции: определяет терминологию, формулирует «гипотезу существования Бога», а затем последовательно рассматривает — и отбрасывает за несостоятельностью — аргументы в пользу этой гипотезы. Отдельная глава посвящена расцветшим в последнее время аргументам «от случая», твердящим на разные голоса, что обитаемый мир — слишком невероятен, чтобы возникнуть в результате каких бы то ни было естественных процессов. Насколько убедителен Докинз, каждому читателю придется решать самостоятельно — авторское предисловие прямо сообщает, что книга призвана не столько просвещать, сколько обращать.
Вопросу существования Бога посвящены четыре главы из десяти — и если бы эта проблема обсуждалась в сугубо интеллектуальном поле, здесь можно было бы остановиться. В конце концов, либо автору удалось показать, что вера в Бога ничем не отличается от веры в домовых, либо нет. Докинз, однако, идет гораздо дальше и довольно подробно обсуждает частные проблемы и нестыковки разных религий (подобно тому, как за 80 лет до него поступил Бертран Рассел в своем знаменитом памфлете «Почему я не христианин»).
Существенно, что книга Докинза адресована англоязычным читателям, и в первую очередь — американским. В Америке взаимоотношения общества и религии устроены не в пример сложнее, чем в России. Если верить социологическим опросам, больше сорока процентов американцев воспринимают текст Писания буквально, а некоторые всерьез уверены, что в ближайшее время наступит конец света. Кандидаты в президенты США вынуждены отрекаться от своих слишком ретивых духовных отцов, и не проходит и года, чтобы в каком-нибудь штате не начался очередной обезьяний процесс. Соответственно, и дискуссия там ведется не в пример эмоциональнее, чем у нас.
Не зная контекста, сложно было бы понять, зачем Докинз тратит столько времени и бумаги на обсуждение заведомо слабых аргументов — вроде отсылок к видным ученым, которые верили в Бога, или рассуждениям о том, что религия является безальтернативным источником морали в человеческом обществе. Некоторое понижение уровня дискуссии, возможно, оправданно с прагматической точки зрения, но книгу не красит. Сколь угодно хладнокровный разбор высказываний порядка «А у вас была инквизиция» — «А Гитлер был атеистом» выглядит отступлением от канонов чистоты дискуссии. Но единственное, в чем тут можно обвинить Докинза, — это выбор удобных оппонентов; его аргументация неизменно корректна.
Так получилось, что «Бог как иллюзия» — только вторая из почти десятка написанных Ричардом Докинзом книг, переведенная на русский язык (при том что первая, «Эгоистичный ген», вышла в России 15 лет назад и с тех пор не переиздавалась). И хотя это, безусловно, одна из лучших книг про религию, это не самая лучшая книга Докинза. Ситуация обещает измениться: фонд «Династия», поучаствовавший в издании «Бога…», собирается издать в ближайшее время все книги Докинза, заполнив тем самым довольно нелепую лакуну в куцем российском рынке нон-фикшн. Если российских издателей и можно убедить в том, что нон-фикшн продается не хуже художественной литературы, лучшей кандидатуры не найти.
Ричард Докинз. Бог как иллюзия. - М.: Колибри, 2008
Перевод с английского Натальи Смелковой
КомментарииВсего:6
Комментарии
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444123
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340543
- 3. Норильск. Май 1268405
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897651
- 5. Закоротило 822067
- 6. Не может прожить без ирисок 781859
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758452
- 8. Коблы и малолетки 740781
- 9. Затворник. Но пятипалый 470971
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402900
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370333
- 12. Винтаж на Болотной 343203
Остроумнейший Роберт Уилсон привел как-то забавное изречение, вычитанное им в туалете в каком-то мотеле: «Человек без бога, как рыба без велосипеда».
Отрицать существование бога (т.е. фикции) не более вредно для существования, чем отрицать существование НЛО или приведений. Отрицающий Бога как раз таки и утверждает, что творения (!) Богом вовсе не сотворены, поскольку такового с очевидностью не существует. Тут не надо путать Бога с большой буквы и бога философов или бога апофатической теологии. Бог (СББ) не существует, потому что, во-первых, Он по определению бесконечно (!!!) добр, а стало быть в мире не могло бы быть зла, даже и понятия о нем не могло быть, а оно существует. Во-вторых, всеведущий, всемогущий и благой Бог должен был изначально знать, к чему приведут его эксперименты с человеком. Раз он все-таки, несмотря на полное знание, это совершил, то он не Бог, а Злодей, что нелепо. И, в-третьих, если бы Бог существовал (пусть и злой), то он непременно бы обеспокоился, что бы на небе агромадными буквами было написано: «Я существую, трепещите». А этого нет. Последнее, впрочем, скорее шутка, а не довод.
Кончеев А.С.
"Матфей и Лука нашли выход, решив, что Иисус все-таки должен был родиться в Вифлееме. Но его появление там они объясняют по-разному. Согласно Матфею, Иосиф и Мария все время жили в Вифлееме и переехали в Назарет долгое время спустя после рождения Иисуса, по возвращении из Египта, куда они бежали, спасаясь от устроенного Иродом избиения младенцев. Лука же, напротив, считает, что во время рождения Иисуса Иосиф и Мария уже жили в Назарете. Как же тогда устроить их присутствие в Вифлееме в нужный момент? Лука объясняет, что во время наместничества в Сирии Квириния цезарь Август объявил перепись населения в целях налогообложения, и "пошли все записываться, каждый в свой город" (Лк. 2:3). Иосиф был "из дома и рода Давидова", поэтому он пошел "в город Давидов, называемый Вифлеем". Похоже, удалось все правдоподобно объяснить. Только с исторической точки зрения это полная ерунда, как наряду с другими авторами указывают Эндрю Норманн Уилсон в книге "Иисус" и Робин Лейн Фокс в книге "Неподлинная версия". Давид, если он существовал, жил почти на тысячу лет раньше Иосифа и Марии. С чего бы римлянам взбрело в голову посылать Иосифа в город, где один из его отдаленных предков жил тысячу лет назад? Это аналогично тому, как если бы мне пришлось на бланке переписи населения указать местом регистрации Эшби-де-ла-Зуш только потому, что моим предком оказался сеньор де Докейн, обосновавшийся там после вторжения в Англию вместе с Вильгельмом Завоевателем.
Более того, Лука совершает оплошность, самонадеянно упоминая события, доступные независимой проверке историков. Во время правления легата Квириния действительно проводилась перепись — не общая имперская перепись по приказу императора Августа, а местная, — но она состоялась гораздо позже, в 6 году н. э., много позже смерти Ирода. Лейн Фокс заключает, что "повествование Луки исторически невозможно и внутренне противоречиво"; тем не менее он симпатизирует стараниям Луки привести историю в соответствие с пророчеством Михея."
Лк 2:1 "В те дни цезарь Август издал указ о проведении переписи по всей обитаемой земле. 2 (Это была первая перепись. Она проводилась, когда правителем Сирии был Квири́ний.) 3 Тогда все отправились на перепись, каждый в свой город. 4 Иосиф тоже пошёл из Галилеи, из города Назаре́та, в Иудею, в город Давида, называемый Вифлее́м, потому что он был из дома и семьи Давида".
Написано "3 Тогда все отправились на перепись, КАЖДЫЙ В СВОЙ ГОРОД." Иосиф пошёл в Вифлеем потому что он там родился. А родился он там потому что был из дома и семьи Давида.
По поводу переписи. Лука ведь уточняет что речь идёт о первой переписи. Он знал и о второй, 6 или 7г. "После него, в дни переписи, появился Иуда-галиле́янин и увлёк людей за собой. Но и этот погиб, и все, кто слушался его, рассеялись кто куда" Дн 5:37.
То, что Иисус родился во время правления Квириния, вовсе не означает, что это произошло в 6 или 7 году н.э. Потому что, по имеющимся данным, Квириний становился правителем дважды. Некоторые ученые согласны с тем, что первый раз Квириний начал править примерно во 2 году до н.э.
В шестом веке до н.э. пророк Даниил предсказал появление правителя, который «пошлет сборщика податей пройти по царству славы». Далее в пророчестве говорилось, что Мессия, или «вождь завета», будет ‘сокрушен’ во время правления преемника этого царя. И действительно, Иисус был ‘сокрушен’, или казнен, в правление Тиверия, преемника Августа.
Между Матфеем и Лукой противоречий нет.