Сделать трагические страницы истории комиксом, который, быть может, и не будет прочитан.

Оцените материал

Просмотров: 7834

Не слишком урожайный месяц. Проза в периодике

Денис Ларионов · 14/05/2012
Зальцман, Меклина, Кислов, Русская и Большая

Имена:  Андрей Иванов · Валерий Кислов · Екатерина Садур · Лидия Гинзбург · Маргарита Меклина · Павел Зальцман · Юз Алешковский

©  Courtesy The Art Gallery of NSW

Бен Танкард. The Gleaners

Бен Танкард. The Gleaners

Зальцман

Наверное, центральным событием отчетного периода является публикация воспоминаний поэта, прозаика, художника Павла Зальцмана, чей роман «Щенки» недавно вышел в издательстве «Водолей». В кратком предисловии, сопровождающем данную публикацию, комментаторы текста И. Кукуй и А. Зусманович сообщают о происхождении этого текста: «Блокадные воспоминания П. Зальцмана сохранились на страницах большеформатной общей тетради, в которой он в 1943—1944 гг. вел свой дневник. Текст воспоминаний занимает первые 26 исписанных с обеих сторон листов в начале тетради и 5 листов в конце. Сначала записи делались скорописью карандашом, затем (возможно, значительно позднее) обводились ручкой; тогда же вносилась правка, иногда в несколько слоев».Трудные для расшифровки и нелегкие для читателя фрагменты незаконченной «книги» Зальцмана не только предъявляют картину предвоенных и первых военных дней, на фоне которых разворачивается «внутренняя драма» автора, но и знакомят с выдающимся прозаиком, чье творчестве до этого не было достоянием широкого читателя. «Часто я покупал пирожные, и Роза не могла съесть больше одного, а мама всячески старалась избежать того, чтоб мы съели больше, но я заставлял ее есть. А потом мы читали (папа читал) или ложились поздно. Так было еще, когда Роза приходила к нам. Последнее время все это стало труднее. Мы со стеснением распивали одну бутылку пива. Папа показывал мерку в своем бокале, чтоб больше не лить, и я не настаивал. Мама говорила, что пиво ему вредит, не знаю, только ли из заботы о нем, и действительно, папа постарел, но я все надеялся, что мы успеем пожить хорошо. Я бы хотел читать вечно».


Вокруг «Проходящих характеров»

В новом, 114 номере «Нового литературного обозрения» опубликованы два текста, посвященные книге Л.Я. Гинзбург «Проходящие характеры», вышедшей год назад под редакцией Э. ван Баскирк и А. Зорина: эссе Андрея Тесля «Беспощадно зрячая» и небольшой текст Сергея Козлова «Победа и поражение Лидии Гинзбург». В частности, Козлов раскрывает дополнительное, «историческое» значение прозы Гинзбург: «Оказывается, что “промежуточная проза”, идею которой Гинзбург негромко, но твердо отстаивала в поздний период своего творчества, была лишь паллиативом, чтобы не сказать — хорошей миной при плохой игре. Оказывается, что Гинзбург считала жанр записных книжек “литературой для импотентов”, а подлинное свое призвание видела в создании романа в духе Пруста, — романа, предполагающего сотворение особого мира. Оказывается, что на этом пути она достаточно далеко продвинулась. “День Оттера” и “Рассказ о жалости и о жестокости” заставляют напряженно гадать о том, каков мог бы быть этот роман в своем конечном виде. Оказывается, что с этой точки зрения блокадная жизнь была для нее не величайшим несчастьем, а исключительным шансом, давшим ей небывалый опыт. И оказывается, что своей задачи она в конечном счете выполнить не смогла».


Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›