Габриэль Пачеко представлен в России всего одной книгой – однако по мироощущению он очень близок отечественному читателю
Габриэль Пачеко — один из самых заметных мексиканских иллюстраторов — пока что не очень хорошо известен в нашей стране. ВЧитать!
Пачеко сравнивают с Шагалом (еще его, правда, сравнивают с Босхом, но это сравнение воспринимать всерьез как-то не получается). В какой-то степени это, конечно, верно: «шагаловские» позы можно видеть у героев Пачеко в «Лебедином озере» или, скажем, в «Русалочке». Тем не менее важно понимать, что основное влияние на иллюстратора оказала национальная культура: доколумбова, модернистская и современная. В первую очередь это касается цветовых решений: широко используемые синий (от сапфирового до циана) и сепия или, напротив, контрастные желто-красные сочетания встречаются у Пачеко так же часто, как и в национальных мексиканских костюмах или знаменитых интерьерах «под Кало». Композиционно Пачеко также чрезвычайно близок мексиканской традиции: упомянем лишь Руфино Тамайо, Сикейроса, Диего Риверу и фотографии Грасьелы Иртубид. С Кало же Пачеко объединяет не только привычка помещать одинокие объекты в почти пустые открытые или закрытые пространства — сравните многочисленные автопортреты Кало с иллюстрациями Пачеко к текстам Андерсена, братьев Гримм и Мериме, — но и тот факт, что в 2010 году Пачеко иллюстрировал книгу Марии Баранды о Кало Frida Kahlo: Una historia posible. Работа вышла довольно неоднозначная с точки зрения художественной техники: установка на статичность, кажется, в этот раз подвела иллюстратора.
Впрочем, очевидная традиционность Пачеко — не главное его достоинство, благо каждый второй ибероамериканский иллюстратор может уверенно сказать, что не забывает своих корней. Среди таких художников — Мигель Анхель Диез, Мария Вернике, Гваделупе Белграно и многие другие. Совсем другое дело — идеи, которые как раз должны быть близки российскому читателю.
Пачеко относится к сказочной реальности со вполне ощутимой тревогой и печалью. Это не тот случай, когда иллюстратор идет за сюжетом: положим, в «Русалочке» или «Отверженных» и впрямь мало что может воодушевить, но ведь и вполне позитивные « Бременские музыканты» не вызывают у художника радости. Речь, скорее, об изначальном недоверии к сказке — двойственная материя которой достаточно вещественна, чтобы увлечь, захватить, очаровать, но недостаточно реальна, чтобы позволить читателю наказать морскую ведьму или присоединиться к мохнато-пернатому квартету братьев Гримм. В результате Пачеко берется иллюстрировать каждую новую книгу с неким чувством обреченности, с осознанием, что воплощенный им мир так и не сможет воплотиться до конца. Подобная эмоция вовсе не редкость, однако, кажется, именно для современной российской культуры она становится определяющей. Возможно, дело в не идущей у нас на спад популярности магического реализма, для которого подобное отношение демиурга к объекту творения — фактически норма (достаточно вспомнить Борхеса или — из недавнего — Мариам Петросян). Вполне вероятно, однако, и другое: Пачеко вызывает такое четкое ощущение узнавания потому, что его герои — статичные или в мнимом движении, непропорциональные, находящиеся в неестественных позах — отчетливо напоминают грустных клоунов, которые в нашей стране всегда были любимы. Кажется даже, что самый главный грустный клоун — Слава Полунин — вместе со всем своим «Кораблем дураков» незримо присутствует на картинах Пачеко. Случайно это совпадение или нет — но если и случайно, то явно не из тех случайных совпадений, что можно проигнорировать.
КомментарииВсего:3
Комментарии
-
большое спасибо! просто глоток свежего воздуха в замороченной атмосфере современного "искусства"... интерпретатор Отверженных мог бы (при желании) не хуже Шемякина проиллюстрировать и Гофмана, и Гоголя, и Достоевского...
-
у меня есть огромное желание написать об этом пачеко - вы уже второй человек, который видит его в качестве иллюстратора русской литературы)
-
настоящее себе дорогу проложит... в Музыке, к примеру, так было и с Брукнером, и с Айвзом, и с Шелси... рано или поздно, но происходит "открытие" и признание Творца, и спасибо всем тем, кто этому способствует!)
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451911
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343476
- 3. Норильск. Май 1268951
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897765
- 5. Закоротило 822253
- 6. Не может прожить без ирисок 782921
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759882
- 8. Коблы и малолетки 741209
- 9. Затворник. Но пятипалый 472023
- 10. ЖП и крепостное право 408057
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403462
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370776