Стихи Ратушинской, Филологическая школа с Ереминым, один документальный фильм, много современных композиторов, гражданская лирика и теоретическая лингвистика
Открытая лекция из известного цикла, которую читает на этот раз Виктор Куллэ. Сообщество литераторов, ныне именуемое Филологической школой, говорится в пресс-релизе, сложилось в Ленинграде во второй половине 1950-х годов. В него входили Михаил Красильников, Юрий Михайлов, Сергей Кулле, Александр Кондратов, Леонид Виноградов, Михаил Еремин, Владимир Уфлянд, Лев Лосев. Поэты Филологической школы, в противовес традиционному для питерских литераторов неоклассицизму, развивали прерванную линию неофутуризма и абсурдизма ОБЭРИУ. Стиль дерзкой литературной игры, рискованные хэппенинги, устраиваемые участниками школы, оказали значительное влияние практически на все существующие параллельно с ними либо возникшие позднее литературные течения и группировки.
«Авторы фильма погрузились в поэтическую жизнь Москвы и несколько осенних месяцев провели на вечерах, турнирах и пьянках поэтов в клубах “ОГИ” и “Билингва”. Странствовали по мистическим окраинам Москвы, участвовали в Биеннале поэтов и митингах оппозиции» — сообщается в анонсе. Особого проникновения в предмет, видимо, ожидать не приходится: авторы прямо говорят, что «их взгляд — взгляд дилетантов», но любопытно, что получилось. Режиссер фильма — Мария Сапрыкина.
Презентация книги Ирины Ратушинской «Стихотворения»
В издательстве «БастианBooks» вышло самое полное на сегодняшний день собрание стихотворений Ирины Ратушинской — к тому же первая ее поэтическая книга, изданная в России. В советские времена Ратушинская принимала участие в правозащитной деятельности — и писала стихи. Некоторые из этих стихов впоследствии фигурировали в тексте обвинительного приговора, по которому Ратушинская в 1982 году получила семь лет лагерей. История эта имела широкий резонанс в СССР и на Западе, благодаря чему ее досрочно выпустили в 1986 году, после чего Ратушинская уехала за границу, а потом, в 1998-м, вернулась в Россию. Книгу можно почитать онлайн, а вот — видео чтений Ирины Ратушинской:
Владимир Плунгян: «Зачем лингвисты изучают языки»
Лингвист, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН и профессор МГУ Владимир Плунгян прочтет лекцию о том, почему теоретическую лингвистику следует отличать от практического преподавания языка и от традиционной филологии и чем она, теоретическая лингвистика, вообще занимается.
Фирменный формат «Культурной инициативы» в антологическом жанре — собрать лауреатов литературных премий за какой-либо период и продемонстрировать публике. Поскольку премий много и они все разные, получается немного сложно — в смысле, концептуальной рамки нет, а только формальная. На этот раз читают Андрей Василевский (студенческая Волошинская премия), Мария Ватутина (просто Волошинская премия), Дмитрий Веденяпин (стипендия Фонда Бродского), Лев Рубинштейн (премия фестиваля «СловоNova»), Ольга Седакова (премия Данте Алигьери), Мария Степанова (премия журнала «Знамя»), Ксения Чарыева (премия «ЛитератуРРентген»). По скайпу выступят Наталья Горбаневская («Русская премия»), Владимир Гандельсман («Московский счет») и Алексей Цветков (тоже «Московский счет»).
Вечер прозаика Сергея Соколовского Соколовский — прекрасный, тонкий прозаик с несчастливой издательской судьбой, книгой выходила только его повесть «Фэст фуд», да и то уже десять лет назад. Слушать его всегда интересно, работает Соколовский в основном с малой формой, которая как нельзя лучше подходит для чтений. Не пропустите.
Фестиваль гражданской лирики
Это ежегодное мероприятие проходит в Москве третий раз (предыдущие разы — на «Винзаводе» и на World Press Photo). Организаторы пишут вот что: «Последние месяцы российской общественной жизни, вернув вопрос личной гражданской позиции в актуальную для многих повестку дня, ознаменовались и ростом интереса — читательского и авторского — к гражданскому звучанию поэтического слова. Правда, материализовался этот интерес преимущественно в формах стихотворного плаката, рифмованной агитки, в лучшем случае — игрового памфлета, то есть в формах прикладных, нацеленных на немедленную реакцию узнавания — и потому идущих вслед за уже готовыми ожиданиями и представлениями аудитории. В этих условиях Фестиваль гражданской лирики призван вновь напомнить об ином взгляде и на гражданское, и на поэтическое. Только тогда, когда насущная социальная проблематика преображена индивидуальным лирическим переживанием и благодаря этому осознана как посредующая между личным и всеобщим, она может отливаться в текст, обладающий сущностными свойствами поэтического искусства: рассчитанный на усилие понимания, способный изменить того, кто его пишет, и того, кто читает».
«Гвидеон» — журнал вездесущего «Русского Гулливера», выходящий с не совсем понятной пока периодичностью. Сетевым дополнением издания является одноименный мультимедийный портал — а может, наоборот, это журнал является приложением к порталу. Так или иначе, в числе участников обещаны Данила Давыдов, Николай Звягинцев, Вячеслав Курицын и другие.