Не хочется пугать читателя пронафталиненным словосочетанием «любовная лирика».

Оцените материал

Просмотров: 10522

Николай Звягинцев. Улица Тассо

Кирилл Корчагин · 07/02/2012
В стихах Звягинцева гармония предустановлена, она окружает все, что происходит в этих текстах, и ничто не способно ее поколебать

Имена:  Борис Пастернак · Михаил Нилин · Николай Звягинцев

©  Тимофей Яржомбек

Николай Звягинцев. Улица Тассо
​Как, должно быть, помнит читатель, Фридрих Шеллинг утверждал, что архитектура – застывшая музыка. Если отождествить музыку с поэзией (а это не запрещенный прием), то можно сказать, что стихи Николая Звягинцева – это движущаяся архитектура. И дело тут не столько в соответствующем образовании, полученном поэтом (хотя оно, конечно, оставило свой след), сколько в особом устройстве текстов, словно бы построенных, возведенных из некоторого прочного, но в то же время подвижного (за счет самой динамики речи) материала. Эта связь стабильности и движения отражается и на уровне устройства стиха, которое, если не утомлять читателя специальными стиховедческими подробностями, почти всегда держится наиболее строгих классических и неклассических форм.

Жесткость структуры стихов Звягинцева сочетается с их внутренней разреженностью, причем разреженность эта особого рода: словарь здесь ограничен самыми употребительными единицами, но при этом понять, что же конкретно здесь происходит, часто почти невозможно: «Твоим ногам не хватает пары, / Руки держат четыре каната. / Вода полосатая, травяная / В бассейне с каменными стенами. / Скажи, что ты человек Леонардо, / Когда сойдешь с речного трамвая». Особая разреженность создается сцеплением кадров, каждый из которых в отдельности может быть расшифрован, но связь между которыми остается непрозрачной и подчиненной, видимо, какой-то сугубо внутренней логике (например, вторая и третья строки процитированного стихотворения вполне ясны, но их связь с остальным текстом, мягко говоря, неочевидна). Строго говоря, эти стихи не зашифрованы – они построены из тех деталей окружающего мира, которые не позволяют однозначно сказать, что же видел автор: другими словами, поэт не скрывает некоторое сообщение и/или картину, а изображает мир так, что мы можем уловить лишь отдельные отблески действительности. Эта техника подчеркнуто литературна, ведь подобный подход к материалу невозможен в смежных искусствах и никак не может быть переведен на их язык (несмотря на кинематографическую метафору, использованную мной выше). Таким образом, если пытаться восстанавливать действительность, скрытую в стихах Звягинцева (или лучше сказать: за стихами?), то надо быть готовым к тому, что результат так или иначе будет подобен саду расходящихся тропок.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Wight-Cube· 2012-02-09 09:20:50
    Все это замечательно и очень интересно. Сказать хочется только одно (незначительно-значительное): итак многие знают об отношениях Звягинцева с архитектурой - зачем же с этого начинать текст? Просто почему-то такие вещи (прямого отношения к поэзии не имеющие) редко кто может обойти стороной. А жаль. Без них было бы свободнее. И автору, и читателю.
  • Kirill Korchagin· 2012-02-10 20:59:01
    Я с Вами, Wight-Cube, пожалуй, не соглашусь: мне кажется, что архитектура здесь не просто метафора, а источник многих на первый взгляд чисто поэтических приемов. И воспоминание об этом, может, и навязло в зубах, однако на мой взгляд необходимо.
Все новости ›