Путинская инициатива по составлению списка ста книг, обязательных к прочтению, – пример очередной попытки бессмысленной и избыточной регламентации
Тут, как известно, на днях Комитет по охране здоровья Государственной думы РФ нового созыва рекомендовал принять в первом чтении законопроект № 625497-5. По ссылке можно во всехЧитать!
Литература тут при чем, рубрикой вы не ошиблись. Вчера, как всем уже известно, национальный лидер опубликовал статью по национальному вопросу, про которую уже много написали и успели даже выяснить, откуда она, статья, с ошибками списана. Нас, впрочем, интересует в ней ровно один абзац:
«В некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. В некоторых университетах США эта традиция сохранилась и сегодня. Наша нация всегда была читающей нацией. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать. И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или по крайней мере дадим молодым людям возможность проявить свои знания и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах».
Спичрайтер, а вслед за ним и Путин апеллируют, таким образом, к известной программе «Великие книги» (Great Books) — списку из ста главных текстов западной культуры, появившемуся на свет в результате развернувшейся в двадцатые-тридцатые годы дискуссии в академической среде США. Смысл формирования этого списка был в том, чтобы улучшить качество высшего образования, развернув его в сторону междисциплинарности, поскольку, по мнению инициаторов программы, тогдашние американские университеты слишком увлеклись узкоспециальными курсами.
Ни одна из учебных программ, сформированных на основании соответствующего списка (а на самом деле — списков), не была обязательной: курсы «Великих книг» обычно изучались немногими студентами, в отдельных группах, которым преподаватели университетов и колледжей — коль скоро те входили в соответствующее движение — уделяли, правда, особое внимание. Сегодня эти программы и вовсе преподаются в отдельных учебных заведениях, которые легко можно пересчитать по пальцам — ну не одной, но двух рук точно. Историю критики «Великих книг», от Алана Блума до критики с позиций феминизма или мультикультурализма, мы опустим, а то статья разрастется до неприличных размеров, но желающие могут погуглить.
Важно также, что «Великие книги» не были (и не являются) раз и навсегда заданным неизменным каноном — в программу изначально была заложена не просто возможность, но необходимость изменений. Как писал один из инициаторов движения Роберт Хатчинс, «по ходу истории… пишутся новые книги, по праву получающие место в списке. Книги, однажды включенные в него, заменяются другими; эти перемены будут происходить до тех пор, пока люди продолжают мыслить и писать. Задачей каждого поколения является переоценка традиции, с которой оно живет, — отказ от того, что более неприменимо, и введение вновь возникающих пополнений Великого диалога1 в контекст далекого и не слишком далекого прошлого. С одним из вариантов списка (1972 года) можно ознакомиться, например, здесь — а по этой ссылке — с составом издания «Британники».
Борьба с грызунами в начале была к чему? Путинское предложение — выразительный пример очередной попытки бессмысленной и избыточной регламентации. Сформируем, значит, список ста книг, а потом будем проверять на выпускном сочинении (одновременно, правда, уменьшим количество часов на преподавание литературы в школе — но это ладно, отдельная история). Так культурный канон не формируется. Он, надо сказать, вообще не формируется указами президента — даже после консультаций с «культурными авторитетами» (это, кстати, кто?), а возникает в результате действия сложных культурных механизмов. И попытки формирования такого канона правительством проходят примерно по той же статье, что «акарицидная обработка территории» в лесу. Или кодификация «современной литературной нормы» уполномоченным правительственным же органом в лице Института русского языка имени А.С. Пушкина.
Отдельное прекрасное чтение, из которого легко понимаешь, как именно может происходить формирование означенного списка, представляют собой уже собранные в материале РИА «Новости» предложения культурных авторитетов: российским школьникам они предлагают, в частности, в обязательном порядке читать Александра
Читать!
___________________
1 «Великий диалог» – название первого тома собрания «Великие книги Запада», изданного Encyclopædia Britannica Inc. В нем западная культура целиком рассматривается как постоянный диалог авторов все новых книг со своими предшественниками.
КомментарииВсего:14
Комментарии
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444131
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340548
- 3. Норильск. Май 1268438
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897652
- 5. Закоротило 822067
- 6. Не может прожить без ирисок 781937
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758510
- 8. Коблы и малолетки 740791
- 9. Затворник. Но пятипалый 471013
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402924
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370357
- 12. ЖП и крепостное право 343599
И для детских садов - тоже. И для ВУЗов.
А ещё ЗОЛОТЫЕ СОТНИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ШЕДЕВРОВ в изобразительном искусстве, в музыке и пр.
И о воспитании патриотизма на основе этих книг - Путин сказал всё правильно.
Хякунин иссю (яп. 百人一首) — вид антологии японских стихотворений-вака. Принцип, по которому составляется такая антология: «сто стихотворений ста поэтов», от каждого поэта — по одному стихотворению.
Самая известная Хякунин Иссю была составлена в 1235 г. Фудзивара-но Тэйка по просьбе его сына, Фудзивара-но Тамэиэ. /Википедия/
Сто видов Фудзи (яп. 富嶽百景 Fugaku Hiyaku-kei?) — серия гравюр японского художника Кацусики Хокусая, изданная в 1834—1835 годах тремя альбомами.
/Википедия/
100 знаменитых гор Японии (яп. 日本百名山 Нихон хяку мэйдзан?) — книга, составленная в 1964 году японским альпинистом и писателем по имени Кюя Фукада.[1] Список стал известен, благодаря принцу Нарухито.../Википедия/
А почему сто?
Вероятно это связано с анатомией человека - у нас по 10 пальцев на руках.
А 10 раз по 10 - будет сто, т.е. много)))
100 - это как-бы усилитель количества, а ещё красоты и мощи - поэтической, художественной или ещё какой.
Насчёт золотой... Так уж испокон веков ведется. Когда-то был Золотой век человечества. Или в русских народных сказках - Три царства: медное, серебряное и золотое. В поэзии нашей - Золотой век поэзии, Серебрянный...
А с книгами - да, просто культурный шок. Представил, как в условиях рынка (как нас уверяют) разные "писатели" изо всех сил будут лезть в этот список, выталкивая конкурентов (подобно Прилепину), агитировать за "своих", против "чужих".
tridi, публикуя свои, точнее, японские "сотни", как-то в суете забыл (или не посчитал нужным обратить) о радикальном различии японской и русской (точнее, россиянской) культур. В Японии не было национальной катастрофы 1917 года, разделившей народ. Япония - мононациональное государство с императором и религией. Чего нет в РФии.
Как тут можно сравнивать?
Не случайно, для Прилепина будут одни ценности (интересно, будет ли в списке произведения Лимонова?), а для Шендеровича - другие.
Или опять народное голосование по ТВ устроить, как с "Именем России"? Любопытно было узнать, кто не то, чтобы победит, но просто войдет в этот список.
Ну, а наивное желание "формирования национальной идентичности" с помощью рекомендуемых книг - приговор собственной беспомощности и отсутствия внятных идей в национальном вопросе.
Первый, кто говорит оппоненту, что он тролль - и есть настоящий тролль)))
Это же элементарно, Ватсон)
про ДОЛЖЕН - я уже ответил, в нём тоже есть польза, если с умом.
И высказано это предложение было устно.
А в контексте - разговор шел о том, что будет хорошо составить такой список, обсудить его с общественностью.
Аналогично было пожелание о саде в Зарядье.
И там предполагается общественное обсуждение.
Оно уже и началось.
Разумеется, вряд ли в список 100 рекомендованных книг могут войти опусы Акунина, Дмитрия Быкова, Прилепина и пр. Даже митинги оппозиции не помогут:)
А мысль Путина была в том, чтобы, благодаря чтению хороших книг, у школьников воспитывалась любовь к родине, знание ее истории и культуры.
В чём криминал?
ну, а вам не кажется, что для воспитания у них любви к родине уже есть прекрасные классные часы. содержание классных часов примерно такое: "а сегодня мы поговорим о родине. любовь к родине - важное чувство, которое должен воспитывать в себе каждый россиянин". кстати, любовь к родине воспитывают не книги, а нечто другое (скорее всего, уровень жизни).
да, конечно, прилепин вряд ли туда войдет - это я утрирую. и криминала нет, но эти же списки - просто омерзительно, понимаете? глупость. возжелается школьнику прочесть толстого или солженицына - он это и сам сделает. без лишней помощи. это не дело путина, медведева и проч. и проч. и проч. конечно, вы скажете, что подобных очень мало, что большинству нет дела до литературы. да, верно. но вы думаете, что ситуация с этим большинством изменится при введении списков?
"общественное обсуждение" - поясните. что там обсуждается? список книг или возможность существования такого списка?
такой список - это и не хорошо, и не плохо :) в нём просто нет смысла. он ничего не изменит. по крайней мере, в областях, округах, республиках - он ничего не изменит. областям, краям, республикам нужны деньги хотя бы на то, чтобы починить здания школ, купить обучающие материалы, новые книги ("я не желаю учиться по советскому учебнику 1983-го года"). а вы о списках и об обсуждении общественности говорите. и я вот не пойму, вы с другой планеты? :)