Иногда перед читателем брезжит надежда, что автор держит фигу в кармане, – но нет, перед нами стопроцентная беллетристика, полагает ВАРВАРА БАБИЦКАЯ
Роман «Шарлотта Исабель Хансен», который в Норвегии был назван самой успешной книгой 2008 года и получил премию книготорговцев Booksellers' Prize, проще всего охарактеризовать как дамский. В том смысле, что в центре его стоитЧитать!
И все же, думаю, внутренний конфликт авторской самоидентификации — между высоколобой прозой и прозой жизни — имел место. Ренберг вышел из него победителем, сделав этот конфликт важной темой своего романа; ему мы обязаны самыми смешными и едкими пассажами в этой довольно слащавой книжке, посвященными социальной критике. Герой по имени Ярле Клепп — подающий надежды аспирант-филолог, который занимается Прустом (символизирующим, с точки зрения common sense, все самое заумное и водянистое в гуманитарном знании), безуспешно мечтает напечатать рецензию в серьезной газете «Моргенбладет» (которая, кстати, в 2004 году назвала Ренберга в числе десяти лучших норвежских писателей), в перерывах пьет и занимается любовью с самой красивой феминисткой университета и наслаждается своей принадлежностью к кругу избранных, когда на него сваливается пренеприятнейшее известие: оказывается, семь лет назад он спьяну зачал дочь, и более того, это неведомое и нежеланное существо вот-вот на целую неделю явится к папе погостить. 6 сентября 1997 года, когда Ярле едет за дочерью в аэропорт, на улицах непривычно пусто: мир скорбит о гибели принцессы Дианы, но герой в своем коконе эгоцентризма не разделяет общего горя, поскольку просто не знает о нем. Однако семилетняя девочка с игрушечным пони в руках и с розовым рюкзачком в форме яблока быстро исправит эту прискорбную ситуацию и выведет Ярле назад к людям, понимает читатель.
Ренберг пишет о тотальном инфантилизме, специфически понятом: «Ему было 25 лет, и никто так не отдален в наше время от мира детей или птиц, как двадцатипятилетние жители западных стран, столь поглощенные собой переростки, на которых с жадностью и завистью обращены глаза всего мира. <…> 1990-е годы были временем, когда молодость не просто любили, что бывает всегда и объясняется ее очарованием, но расценивали ее также как безусловное преимущество. Долой старье! Даешь новизну! — кричали люди, открыто заявляя, что они обожают чистую кожу, и свежий взгляд, и забавную перспективу». Сетуя, что взросление обесценилось, автор, однако, так и не дает нам представления о том, что же, собственно, отличает взрослого, кроме готовности воспроизводить себе подобных. «Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало» — здесь автор совершает, на мой взгляд, глубоко традиционную, но от этого не менее досадную подтасовку.
Европа, и в особенности Скандинавия, откуда пришли к нам все главные детские книжки, от Карлсона до Финдуса, выглядит отсюда как воплощенный детский рай. Трудно не согласиться с мыслью, что в современном мире скорее уж взрослый чувствует себя потерянным и непонятым — но как раз потому, что детство превратилось в победившую идеологию. Мальтузианским взглядам не перековавшегося еще Ярле Клеппа, считающего, что в мире и без того слишком много детей, а для счастья достаточно чтения и секса, больше нет места. Если на протяжении большей части истории человечества детей считали недоделанными взрослыми, то к двадцать первому веку, стараниями Жан-Жака Руссо и доктора Спока, утвердилось другое радикальное мнение — что человек достигает пика своего развития годам, допустим, к восьми, а с этого момента только деградирует.
Ренберга, казалось бы сетующий на инфантилизм и заставляющий героя «повзрослеть», воспринимает индивидуализм, одиночество, интеллектуальные и духовные интересы уже не как жизненный выбор, а как этап, подростковый бунт, затянувшийся до двадцати пяти лет, после чего индивид снимает со стены мрачный портрет Теодора Адорно, открывает для себя добрососедские отношения, любовь и кулинарию и погружается обратно в добрый мир розовых рюкзачков в форме яблока — его символическим аналогом для взрослых может служить яблоко на их компьютерах, планшетах и телефонах.
Характерно, что автор сделал Ярле научной посредственностью: «В гуманитарных науках<…> ценили и культивировали аналитический, риторический интеллект — интеллект, не требующий ни капли знаний, но зато тем больше требующий всего, что характерно для лжецов, священников, торговцев, психологов, актеров и политиков: красноречия, находчивости, светскости, остроумия. И всем этим, как обнаружил Ярле, он обладал». Каждый мало-мальски начитанный троечник, попав в университет, делает счастливое открытие, что его навык отбрехиваться от несделанного домашнего задания составляет основу и успех его нынешних занятий. Правда, при нормальном развитии потом все оказывается несколько сложнее; и только Ярле остается вечным троечником, которого влечет не познание истины, а стиль жизни, так что домашний очаг, выходит, его единственное спасение. В книге есть уморительные эпизоды, где Ярле пытается объяснить семилетней девочке, что такое академическая среда («но на этом свободный обмен мнениями в виде диалогической мыслительной деятельности застопорился. Форум свободного мышления, сказал он. Гм, сказала Лотта. Арена для размышлений, сказал он. Гм, сказала Лотта»), или пересказывает своей матери работу Бахтина о Рабле, чтобы обосновать свое решение устроить ребенку в день рождения карнавал.
Беспроигрышный, проверенный временем прием: покажи любое умственное построение глазами детей и старушек — и оно неминуемо обнажит свою мишурность и ничтожество. Если в читателе осталась хоть крупица человеческого — детей и старушек ему крыть нечем. Становится обидно за Ренберга, который бьет ниже пояса. А ведь в моменты его блестящей социальной язвительности иногда брезжит надежда, что автор держит фигу в кармане: что в конце герой спровадит девочку со вздохом облегчения и вернется к нормальной жизни, то есть к Прусту, алкоголю и сексу без обязательств. Но нет — с каноном шутки плохи. В этом и состоит функция беллетристики — не в эстетическом или интеллектуальном поиске, не в производстве новых смыслов. Она должна давать читателю чувство прочности его мира, фиксировать норму. Без иронии, это очень приятно, когда в романе все как положено, когда каждая новая глава начинается с отвлеченного рассуждения об осени или о природе человеческого идиотизма (с тем и с другим Ренберг справляется прекрасно). А тот факт, что в отличие от героя-несмышленыша автор делает выбор в пользу опрощения сознательно, обезоруживает критика: «Харизматичный швед читал им риторический блиц-курс по историческому
Читать!
Туре Ренберг. Шарлотта Исабель Хансен. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011
Перевод с норвежского Александры Ливановой
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
Кажется, налицо очевидный баттхёрт автора статьи тире гуманитария. И сразу попытка отмазаться, мол, я-то не такая, а Ярле Клепп - научная посредственность. Видимо, невнимательно вы читали, Варвара. Героя все время все хвалят. А гуманитарные ученые и правда сродни лжецам и священникам.
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455779
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2346001
- 3. Норильск. Май 1273471
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899145
- 5. ЖП и крепостное право 853029
- 6. Закоротило 824367
- 7. Не может прожить без ирисок 791874
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766310
- 9. Коблы и малолетки 745108
- 10. Затворник. Но пятипалый 479091
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409414
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374781