Корчагин относится к тому типу авторов, которые предпочитают информированность труженика неведению стихийного гения.

Оцените материал

Просмотров: 7896

Кирилл Корчагин. Пропозиции

Денис Ларионов · 15/11/2011
Субъекты, возникающие в текстах Корчагина, травмированы не фактом войны, но фактом ее отсутствия. Они вновь и вновь возвращаются на место боевых действий

Имена:  Кирилл Корчагин

©  Виктория Семыкина

Кирилл Корчагин. Пропозиции
Прежде чем начать разговор о «Пропозициях», необходимо отметить, что применительно к Кириллу Корчагину речь идет о последовательной работе, связанной с обнаружением оснований, на которых строится идентичность автора здесь и сейчас. Речь не только о сочинении оригинальных текстов. Деятельность Корчагина включает в себя также редакторскую (альманах «Акцент»), научную (участие в «Национальном корпусе русского языка») и аналитическую работу.

Касаясь последнего, уточню, что Корчагин известен как критик, много пишущий о поэзии, причем полярность поэтик разбираемых им авторов прямо-таки бросается в глаза: Вениамин Блаженный и Сергей Чудаков, Олег Юрьев и Николай Кононов, Мария Степанова и Валерий Нугатов etс. В свете этого необходимо отметить, что особый интерес для Корчагина-критика представляют авторы, осознавшие неизбежность смены поэтики или вовсе ухода из литературы в смежные сферы, а то и попросту в никуда. Ярким примером первого типа авторов являются Валерий Нугатов и Сергей Завьялов, второй тип представляет Олег Пащенко, а третий — Сергей Чудаков. При этом, как и всякого серьезного исследователя, Корчагина интересует не только сам жест, но и то, что ему предшествовало — как в собственно поэтической практике, так и в окружении поэта.

Кирилл Корчагин относится к тому типу авторов, которые предпочитают информированность труженика, день за днем работающего над своим проектом, неведению стихийного гения. Об этом, в частности, сам он говорит в небольшом автокомментарии к публикации своих текстов в петербургском альманахе «Транслит». Формально являясь ответом поэту и художнику Сергею Огурцову, короткий манифест обозначает ряд принципов собственной поэтики Корчагина. Так, в первую очередь он предупреждает, что «поэтические тексты всегда представлялись мне пространством, которое должно быть свободным от ярко выраженной “позиции автора”». При этом своей задачей он видит «реконструкцию коллективного мифа» и попытку «сыграть партию» в рамках его системы координат. Кроме того, касаясь «механики текстов», Корчагин выделяет комбинаторный характер некоторых из них (в частности, вошедшего в данную книгу текста «цветные развешаны полотна»), а также присутствующий в них диалог с рядом удаленных по времени обширных культурных явлений. Ближайшим из последних является поэзия модернизма, знание и почтение к которой парадоксальным образом сочетаются в текстах Корчагина с определенным сарказмом. Так, например, с известными своей пронзительностью строками Мандельштама происходит нечто такое, после чего они вынуждены стать частью достаточно жесткой компрессии, вмещающей в себя самые разные, подчас враждебные компоненты, что не мешает ей быть фантастически плотной:

        пусть восходит и падает медоточивый день
        осколки его на языке в тишине разрываясь
        капсулы воздуха над провожающими эти
        составы за окном за озером замороженным
        где все мы сойдемся снова конечно и треск
        распростёртый над развёрнутой вдаль.


При этом, разумеется, читателю сразу же дается понять, что перед ним не очередной извод цитатного письма, стремящегося с помощью иронии примирить противоположные регистры. Нет, скорее речь идет о некоем четко очерченном пространстве текстов, в котором разворачиваются те или иные способы говорения. Ирония при этом может считываться в самом принципе подбора тех или иных текстуальных фрагментов.

Здесь же следует упомянуть, что изучение происхождения поэтики Корчагина в свете практик, ставших для русской поэзии уже почти классическими в последние, скажем, пятьдесят лет, — такое изучение вряд ли окажется продуктивным. Мы говорим не только о пресловутой «новой искренности», метареализме и концептуализме, но и о более ранних опытах конкретистов или даже обэриутов (за исключением Александра Введенского, но и тут нужен отдельный разговор). Однако предсказуемо близкими оказываются для Корчагина авторы, чей пристальный интерес к актуальному литературному процессу совмещается с ощущением собственной отдельности в его рамках: среди них Сергей Стратановский, Аркадий Драгомощенко, Дмитрий Волчек, Сергей Завьялов, Александр Скидан, Марианна Гейде, Вадим Кейлин — и не только они.

Что — помимо постоянной рефлексии над собственным методом — сближает Корчагина с вышеперечисленными? Кажется, отмеченное Т.С. Элиотом «осознанное чувство прошлого», которое «поэт должен вырабатывать и развивать в себе <…> на протяжении всего своего творчества». При этом прошлое, естественно, смыкается с традицией, «которую нельзя унаследовать, и, если она вам нужна, обрести ее можно лишь путем серьезных усилий». И если для Скидана понятие традиции (в самом широком смысле) существовало как часть репрессивного устройства культуры в целом, требовало постоянного пересмотра, то выпускники кафедры классической филологии Стратановский и Завьялов предпочли в конце концов обратиться к самим угнетенным, миноритарным культурам, которые оказались погребенными под слоем языка победителей, парадоксальным образом исключившего из своего дискурса героическое.

Смею предположить, что Корчагин, будучи автором другого круга и поколения, воскрешает эти утраченные вроде бы голоса, которые ранее предпочитали не слышать:

        по хозяина свисту или не свисту даже
        голос звучит и поднимается колос и волны
        наступают медленно в медоточивом покое
        мартиролог твой не трогает не веселит
        плачущих на техногенных орбитах
        и обезьяна у тебя на плече плачет
        что проходит время и снова течёт
        между ветвей но и пальцев между
        боль и гниение здесь же дождутся утра
        и там где напрасен песок окликнут
        сквозь подвижную сферу ракеты
        монумент непрозрачный радости всей
        вслед за которым восходят и падают тени
        на берегу за горизонтом притихшим
        где хозяина корпус места себе не находит
        там цикадами меряют день берберы
        гор и воды проточной там поют они
        задохнувшись и вполне очевидно
        чем закончится день затаённый
        между фалангами пальцев играя
        золотом и золой электроприборов
        исчезающих к полдню и волны
        так бы исчезли но снова по хозяина
        свисту или не свисту расщеплённая
        движется ночь по техногенной орбите


Как видно, одним из главных мотивов, возникающих в вышеприведенном тексте, да и во всей книге, является война. При этом речь всегда идет о некоей минуте замирения перед боем или сразу после него: субъекты, возникающие в текстах Корчагина, травмированы не фактом войны, но фактом ее отсутствия. Они вновь и вновь возвращаются на место боевых действий, чтобы обнаружить там

        листья скорбного года на мокрой земле
        окостеневшие в утреннем инее.


Именно существование в рамках героического дискурса отличает тексты Корчагина от опытов ряда современных авторов, для которых война является метафорой, требующей изживания травмы (о них более подробно рассказано в ряде аналитических статей И.В. Кукулина). Именно отсутствие героического делает мир Возвышенного, предстающий в этих стихах, — разобранным на элементы, лишенным каких бы то ни было оснований. Тогда как категория истины, отмечает Филипп Лаку-Лабарт, неотделима от проблематики Возвышенного. Видимо, именно в этом кроется аналитический интерес Корчагина к той части советской поэзии, что создавалась в сложные двадцатые — сороковые годы.

Как уже было сказано, в книгу включен текст «цветные развешаны полотна», составленный из разрозненных строк певца комсомолии Михаила Светлова. Следует, однако, упомянуть в связи с предметом разговора и Бориса Слуцкого, чьи тексты полностью изданы сравнительно недавно. Для Слуцкого, прошедшего Великую Отечественную войну и вкусившего все «прелести» позднесталинских запретов на публикации и нормальную жизнь, война являлась ежедневной работой, чьи результаты абсурдны, а то и плачевны — ведь наутро поэт вновь открывает глаза и оказывается в странном зазоре между героическим прошлым и опустошенным настоящим.

Современный поэт, родившийся в то время, когда возможность героического подвергнута сомнению, как ни странно, оказывается в более «выигрышном» положении. Обращаясь к многовековой эпической традиции и новейшим опытам «распыления» поэтического субъекта, он освобождает текст не только от авторского присутствия (что было заявлено в приведенном выше автоописании), но и от ряда других категорий, которые могли бы быть прочитаны как релятивистские:

        взметает обрывки твоих стихов
        так ненавидит из безликой руды
        высекая танец огнестрельный
        но отменит г
оры солнечный пролетарий

        сравняет постройки тифозная вошь
        составы на всех перегонах
        только прах прах распылённый
        от тебя не останется праха.



Кирилл Корчагин. Пропозиции. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2011

 

 

 

 

 

Все новости ›