Фразы вроде «она была обыкновенна в своей работе» даже по нынешним временам встречаются не в каждой газете.
Перед нами проза социальной пассивности, убеждающая читателя в том, что мучительное и рутинное растворение в бытии – единственный вариант проживания истории
Прозу Сенчина неправильно считать архаичной — это было бы значительным упрощением, как и вообще восприятие так называемого «нового реализма» через призму советских литературных институций (а ярлыки «советскости» навешивают на компанию «новых» даже умнейшие люди). И хотя стиль писателя Сенчина иЧитать!
Проза эта — реалистическая только потому, что реализмом, вообще говоря, можно назвать все, что угодно. Старый («критический») реалист видел в предметах сходство, вовлеченность их в мировой порядок, сменивший его натуралист — различие, обусловленное средствами производства и чуть ли не тактильными ощущениями, а вот «новый» реалист, похоже, наблюдает лишь их бледные тени (почти как обитатели Платоновской пещеры). Это тоже, конечно, упрощение, но, надеюсь, наглядное.
Тем не менее такой «реализм» декларирует свою миметичность: он утверждает, что подражает реальности, и даже, что передает ее достаточно точно. Но как происходит это подражание? Легко заметить, что проза Сенчина в некотором смысле кинематографична: ее изобразительные возможности словно бы ограничены взглядом камеры, причем камеры, задействованной на съемках среднего уровня постсоветского телесериала, для которого, как и для сочинений Сенчина, характерны статичные планы в бедных декорациях, бесконечные и подчеркнуто лишенные содержания диалоги. Все происходящее оказывается предельно условно, но условность эта такова, что она невольно внушает доверие потребителю телевизионных эрзацев — это то самое аристотелевское правдоподобие (противопоставленное правде), ведь из газет и популярных фильмов читатель знает, что реальность выглядит именно так. И дело не в том, что действительность сведена к очертаниям и контурам (такое письмо само по себе может быть оправдано), а в том, что она втиснута в очень жесткие схемы, абсолютно задающие ее интерпретацию.
Примеры такого отношения к реальности можно найти почти в каждом сочинении Сенчина: вот сцена в ночном клубе из рассказа «Ложка сахара». Камера ловит общую экспозицию танцующих, затем переключается на перебранку бармена с клиентом, затем — к танцовщице на подиуме (и, разумеется, герой параллельно произносит полуутробную реплику). Другой пример — рассказ «Эфир», в котором Сенчин изображает съемку ток-шоу, каким видит его внимательный, в меру искушенный в тонкостях съемочного процесса зритель. Такой двухступенчатый мимесис мог бы быть интересен умножением промежуточных реальностей (через оптику камеры и собственно писательскую оптику), но по тому, как выглядят действующие персонажи (а они у этого писателя всегда предельно обобщены и стереотипны), по нехитрой аллегоричности фабулы можно понять, что никакие эстетические задачи этим описанием не решаются. Более того, реалистическая установка здесь вообще дает сбой: телевизионные съемки — не только светская беседа. Если бы Сенчин отдал дань натурализму и показал, как чувствуют себя выморочные герои под сиянием софитов в душной студии с бесконечно ветвящимися коридорами, он мог бы подняться над уровнем газетного подвала, где стертым суконным языком описываются типовые ситуации. Хотя, конечно, фразы вроде «она была обыкновенна в своей работе» (из того же рассказа) даже по нынешним временам встречаются не в каждой газете.
Читать текст полностью
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452099
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343565
- 3. Норильск. Май 1269564
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897881
- 5. Закоротило 822426
- 6. Не может прожить без ирисок 783977
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760881
- 8. Коблы и малолетки 741700
- 9. Затворник. Но пятипалый 472855
- 10. ЖП и крепостное право 408166
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403992
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371304