Шлюпки пиратов досматривали, оружие отбирали, но вывозу денег не препятствовали.

Оцените материал

Просмотров: 7366

Элиша Зинде. Пираты Сомали. Атака на цивилизацию

Михаил Визель · 27/06/2011
Книга разоблачает романтическую версию современного пиратства и объясняет, почему развитые страны ничего не могут поделать со вчерашними рыбаками на моторных лодках

Имена:  Элиша Зинде

©  Павел Пахомов

Элиша Зинде. Пираты Сомали. Атака на цивилизацию
Аннотация книги, подготовленной сотрудниками ИД «Коммерсантъ», в лучших газетных традициях с ходу сообщает, что «эта книга переворачивает представление о современном пиратстве». Но внимательное ее изучение не подтверждает броскую вводку. Автор, выступающий скорее как компилятор, поначалу скрупулезно собирает многочисленные исторические сведения о пиратстве Античности и Нового времени, вплоть до середины XIX века, когда с этим бичом морского судоходства, казалось, удалось полностью справиться. Причем порой эти сведения довольно любопытны (например, обширные выдержки из Плутарха о пребывании у морских разбойников Юлия Цезаря или из сочинения 1720 года Феофана Прокоповича под названием «Слово похвальное о флоте Российском и о победе, галерами российскими над кораблями шведскими иулиа 27 дня полученной», в котором впервые в русском языке зафиксировано само слово «пират»). Вслед за этим он приводит развернутую справку о горестном положении территории, двадцать лет назад известной как страна Сомали, и, наконец, переходит к тому, ради чего книга, собственно, затевалась: подробному, почти бесконечному списку нападений на сухогрузы, балкеры, танкеры и яхты в водах вокруг Африканского рога в 2000-х годах и муторных эпопей по освобождению (то есть выкупу) судов и экипажей. А также перечню относительно немногочисленных случаев, когда разбойников на моторках удавалось отгонять или даже брать в плен.

Впрочем, ни к чему путному это не приводило — и этому посвящена последняя, самая интересная часть книги. Автор приводит документы, объясняющие, почему мощь военных флотов всего цивилизованного мира никак не может справиться с шайками безграмотных бывших пастухов из нищих прибрежных деревушек. Парадоксальным образом им в первую очередь мешает как раз их цивилизованность: суперсовременные фрегаты и противолодочные корабли, в два счета догнав и обезвредив босоногую морскую шпану с двумя-тремя «калашниковыми», отнюдь не спешат брать их в плен, потому что тогда их придется везти на родину и предавать суду. В Гамбурге, например, такой суд впервые начался 22 ноября 2010 года. (Впрочем, не совсем впервые, а после некоторого перерыва — с 1624 года.) А это дело дорогое и муторное, а главное, оказавшись в Нидерландах или Великобритании, пираты немедленно потребуют политического убежища (конкретные примеры также приводятся), и отказать им по действующим законам оказывается очень сложно, потому что Сомали, безусловно, является территорией, где их жизнь подвергается постоянной опасности.

Кроме того, важнейшим фактором, сдерживающим возможности борьбы с современным пиратством, является запрет экипажам гражданских судов иметь на борту оружие. Гражданские вынуждены обращаться к военным, а у тех свои интересы, то есть интересы своих государств. Красноречивый пример — финал эпопеи с захватом в 2009 году украинского сухогруза «Фаина», везшего тяжелую бронетехнику с боеприпасами повстанцам Южного Судана: «После пересчета денег пираты стали на лодках покидать борт “Фаины”. Они пытались увезти с собой стрелковое оружие, но этому воспрепятствовали американские военные моряки. Шлюпки пиратов досматривали, оружие отбирали, но вывозу денег не препятствовали».

Именно подобный «прагматизм», граничащий с цинизмом (а порой далеко переходящий его границы), — вот главное, что мешает борьбе с современным пиратством. Причем сюда включается не только нежелание таскать чужие каштаны из огня, но и крайне непрозрачные порой схемы судовладения (подробнее всего, естественно, разбираются случаи с бывшими судами Черноморского морского пароходства, некогда крупнейшего в Европе), и прочное сращивание в автономиях, самопровозглашенных на территории Сомали, пиратского бизнеса с «властями», то есть с клановыми верхушками.

В этом же ряду выступает и «прагматизм» европейских рыболовецких компаний, ведших промысел с крупных судов в экономической зоне Сомали, не оставляя рыбакам на лодчонках никаких шансов. Собственно, с этого история современного пиратства и начинается — сами пираты уверяют, что они простые рыбаки, вынужденные взять «калашниковы», чтобы пресечь грабеж своих ресурсов.

Элиша Зинде постоянно разоблачает эту романтическую версию, методично показывая, что в подавляющем большинстве случаев захватчиков интересовал и интересует только выкуп, и ничего, кроме выкупа. И что отъем денег у моряков и судовладельцев превратился в налаженный бизнес. Более того, в часть общего морского бизнеса, издержки которого ложатся на плечи конечных потребителей — покупателей перевозимых по морю товаров.

Переворачивает ли это представление о современном пиратстве? Едва ли. Так что, несмотря на огромный скомпилированный материал и некоторые любопытные, хотя и спорные сопоставления (например, по мнению автора и редактора, МИД РФ не проявил никакого внимания к захвату и выкупу сухогруза «Горизонт II», потому что именно в это время правительство «было занято выкупом другого пленника — находившегося в женевской тюрьме по подозрению в крупных взятках госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии Павла Бородина», отпущенного в результате под залог в 2,9 млн долларов), рекомендовать эту книгу можно только в том случае, если вы сами — журналист-международник. Или собираетесь писать сценарий фильма «Пираты XXI века». В этом последнем случае, правда, следует предупредить: на факты лучше не опираться — очень уже они некиногеничны.

Элиша Зинде. Пираты Сомали. Атака на цивилизацию. — М.: Коммерсантъ, Астрель, 2011

 

 

 

 

 

Все новости ›