Ленину привозили показывать английский фильм «Таинственная страна», в котором карикатурным образом выводился его образ.

Оцените материал

Просмотров: 8566

Рашит Янгиров. Другое кино

Борис Нелепо · 07/06/2011
Автором собрана коллекция удивительных фактов из истории отечественного кинематографа, способная заинтересовать даже тех, кто вообще не смотрит кино

Имена:  Рашит Янгиров

©  Евгений Тонконогий

Рашит Янгиров. Другое кино
В серии «Кинотексты» вышла книга историка кино Рашита Янгирова «Другое кино: статьи по истории отечественного кино первой трети ХХ века». Сам Янгиров задумывал свой новый труд именно под этим названием, но реализовать замысел не успел — в 2008 году он скончался. В соответствии с сохранившимся планом редактор серии Абрам Рейтблат и составил этот сборник статей. Разбросанное по множеству изданий наследие Янгирова включает в себя более трех сотен публикаций. В «Другое кино» вошло 18 текстов (в том числе из «Искусства кино», «Киноведческих записок», Тыняновских сборников), расположенных в условно хронологическом порядке — от истории первой кинохроники до рассказа о восприятии советского кинематографа литераторами русского зарубежья 20—40-х годов.

Янгиров — именно историк, а не киновед, что определяет как жанр этих очерков, так и метод его работы. Каждый написанный им текст — это огромный труд по работе с архивами и периодикой (о скрупулезности этой работы говорит одно то, что ровно четверть книги занимают подробнейшие сноски и авторские примечания). Достаточно заглянуть в оглавление, чтобы получить представление о круге тем: «О русской рецепции экранных интерпретаций Евангелия», «Голливудские миражи Александра Дранкова», «Маргинальные темы в творческой практике ЛЕФа», «Киномосты между Россией и Германией: эпоха иллюзионов (1896—1919)». Сюжеты, избранные Янгировым, мало изучены, потому и требуют такого колоссального труда по поиску фактуры. Автор совершает монтаж из документов, мемуарных свидетельств и газетных вырезок, приправляя их своими остроумными предположениями; в итоге перед глазами читателя мгновенно оживает контекст, о котором идет речь. В сущности, этот сборник статей —попытка реконструкции самого момента зарождения кинематографа.

Уже в 1896 году на коронацию императора Николая II братья Люмьер присылают свою съемочную группу с киноаппаратом. Официальный российский кинематограф начнет отсчет еще через десятилетие, но сами движущиеся изображения уже мало-помалу входят в повседневную жизнь человека, неуловимым образом меняя привычный ход вещей. Открываются синематографы, показываемые в них картины усложняются и видоизменяются. Этому сопутствует появление новых профессий — например, «объяснителей» кинопоказов, комментирующих происходящее. Профессия востребована: Янгиров приводит анекдот о посещении электротеатра Розановым, интересующимся у соседа во время душераздирающей мелодрамы: «А в общем, что происходит? Комедия или трагедия?» У многих зрителей возникают схожие проблемы, и к показам начинают делать специальные кустарные программки, в которых приводится либретто, реклама, а то и вовсе правила поведения на показах (как продемонстрировал в 1909 году Гриффит в своем фильме «Эти невыносимые шляпы», проблемы с культурой коллективного просмотра возникли задолго до появления мобильных телефонов и попкорна). Одним этим кустарным киноописаниям Янгиров посвящает любопытнейшую статью «Из истории русской “деми-литературы” 1900—1910-х годов».

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›