На фоне того безобразия, что творится у нас в беллетристике, критика (и часть читателей) начинает предъявлять к Рубанову завышенные ожидания: не напишет ли он Настоящий Большой Русский Роман? Это навряд ли.

Оцените материал

Просмотров: 17609

Андрей Рубанов. Психодел: повесть о жене ближнего

Кирилл Гликман · 12/04/2011
Это не самый впечатляющий из романов Рубанова, но в нем в полной мере проявилась способность автора писать убедительно

Имена:  Андрей Рубанов

©  Тимофей Яржомбек

Андрей Рубанов. Психодел: повесть о жене ближнего
«Брутальный», «тестостероновый», «маскулинный» — такими эпитетами критика награждала и награждает Андрея Рубанова. В его романах, будь то автобиографический «Сажайте, и вырастет» или фантастическая антиутопия «Хлорофилия», действуют обычно сильные мужчины, а женщинам отводится второстепенная роль. Но, похоже, писателю нравится удивлять читателей и экспертов. Не успели они еще толком осознать, что Рубанов умеет не только описывать 90-е через призму собственной биографии, но и предсказывать будущее России в антиутопической фантастике, как уже вышел новый роман, дающий не меньший повод для удивления. В «Психоделе» Рубанов описывает самую что ни на есть актуальную реальность 2010 года, а главной героиней делает девушку.

Миле тридцать, она работает бухгалтером в солидной фирме и идет по жизни с мантрой «зато я умная и красивая», помогающей преодолевать неприятности в случае их появления. Ее жених Борис — тридцатилетний красавец, принц на белом джипе, со своим бизнесом (тюнинг автомобилей) и отличным доходом со сдачи в аренду пятикомнатной квартиры в центре Москвы. Они называют себя «новыми бодрыми» и живут в полном соответствии с этим самоназванием — бодро работают, бодро отдыхают, бодро общаются, бодро любят друг друга и бодро готовятся к свадьбе. Но случается несчастье: отметив Новый год за городом — с подругой Машей, тоже тридцатилетней и бодрой, и ее бойфрендом Димой, сорокалетним и (поэтому) не особенно бодрым журналистом, «тысячником» в ЖЖ и Твиттере, — герои возвращаются в обворованную квартиру. Тут объявляется друг Бориса — сорокалетний Кирилл, по прозвищу Кактус, откупившийся от долгого тюремного срока и вернувшийся после полутора лет зоны. У Кирилла для Бориса отличные новости: ограбление его квартиры раскрыто, вор пойман, вещи найдены. Но Борис и Мила не догадываются, что кража организована самим Кактусом. Это только первый ход в большой игре, которую Кирилл начал с целью «сожрать» Бориса, оставив его без бизнеса, имущества, упомянутой квартиры в сталинском доме и... невесты. И противником Кирилла в этой партии будет не Борис, а Мила, готовая кого угодно съесть в борьбе за свое счастье.

Действие закручивается, как смерч, сперва вовлекая в себя новых персонажей, а затем расставляя их по разные стороны баррикад. Кроме трех главных героев, есть троица второстепенных, отчасти их двойников — Маша, Дима и Мудвин, каратист, сэнсэй и друг Бориса. Каждый персонаж из этой триады в романе имеет свое место и функцию — автор тщательно прописывает второй план. Еще один пласт — деятельность Кирилла, не касающаяся Бориса и Милы: средства на жизнь «людоед» тоже добывает, съедая или пробуя на вкус жертв поменьше, и Рубанов описывает этот процесс с драйвом хорошего криминального триллера. Однако ключевым событием в «Психоделе» становится поединок Кирилла и Милы, «людоеда» и его потенциальной «еды», оказавшейся достаточно смелой и сильной, чтобы испортить чудовищу аппетит.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›