У маленького мальчика умирает сестра. И чтобы отвлечь себя и ее от ужаса происходящего, мальчик всю ночь играет на старой скрипке их отца.

Оцените материал

Просмотров: 14039

Ульф Старк. Черная скрипочка

Мария Скаф · 07/04/2011
Книга шведского сказочника – о том, что не стоит переставать пытаться победить смерть, не стоит переставать верить, что лично для тебя это возможно

Имена:  Ульф Старк

©  Виктория Семыкина

Ульф Старк. Черная скрипочка
Для читателя, неравнодушного к детским книгам, год начинается крайне удачно: на московском рынке появляются новые адекватные издательства, развиваются фестивали, умные и добрые книги появляются на полках с регулярностью, внушающей оптимизм. В частности, наконец-то вышла новая работа одного из лучших современных сказочников — Ульфа Старка. За «Черную скрипочку» взялся Издательский дом Мещерякова, что выглядит слегка неожиданно: ИДМ — известный покровитель классики, да и мягкий переплет для них, мягко говоря, нехарактерен: появление Старка в одном ряду с Пушкиным, Уайльдом и братьями Гримм — знак больших и интересных перемен. Впрочем, это может быть и просто комплимент (заслуженный) автору.

В легкости, с которой Старк обращается с самыми сложными темами, он сравним с Астрид Линдгрен. В безжалостности, с которой он говорит о неизбежно грустном, в почти садистической любви к печальным историям — с Андерсеном. Старка называют их прямым наследником, и это действительно так, если учитывать, что, как хороший наследник, он в чем-то пошел дальше великих предшественников.

В «Черной скрипочке» действительно много от Андерсена. С одной стороны, она, как и истории о старом доме, штопальной игле или уличном фонаре, о простых вещах, вдруг одушевляющихся и приобретающих огромное значение в глазах читателя. С другой стороны, игра на скрипочке Старка значима ровно настолько, насколько значим играющий — в отличие от историй Андерсена, где предмет перестает быть артефактом и превращается в героя.

— Берегите эту скрипку, — говорил он.
— Почему? Потому что она очень ценная?
— Ну, это зависит от того, кто на ней играет. И от того, кто слушает.


И нордическая мрачность, даже, извините, готичность в «Скрипочке» тоже от Андерсена: ее, «Девочку со спичками» и, скажем, «Оле-Лукойе» объединяет общий герой — Смерть. Для автора «Русалочки» (вот, кстати, тоже хороший пример андерсеновского подхода) вызов смерти — бесконечно отважный, но совершенно бесполезный поступок; его героям крайне редко удается выйти из такой схватки победителями. Нельзя сказать, что Старк оптимистичнее своего учителя, и все же он не так однозначен, за что ему большое спасибо.

В лунном свете возле окна стоял незнакомец. Нос его был острый, как клюв. На нем было длинное черное пальто с широкими рукавами, а на голове — черная беретка.
— Уходи! — заплакал я. — Пожалуйста, уходи!
Я сразу понял, кто этот господин.
Но в ответ он лишь покачал головой.


Читать текст полностью

КомментарииВсего:1

  • Павел Святенков· 2011-04-07 14:01:24
    А в чем оригинальность сказки? Это же "Соловей" Андерсена один в один.
Все новости ›