Бэнкс, конечно, человек ехидный, но не настолько же, чтобы писать пародию объемом в 40 печатных листов.
В «Алгебраисте» Бэнкс предстает куда более человечным и сентиментальным, чем, например, в «Осиной фабрике». Однако и сентиментальность, и человечность тщательно замаскированы, считает МАРИЯ ГАЛИНА
Бэнкса знают у нас в первую очередь по шокирующей «Осиной фабрике», но на самом деле он автор более чем тридцати романов. В том числе космоопер. Многие входят в частично переведенный у нас цикл «Культуры». Еще несколько, включая «Алгебраиста» (2004), сами по себе.Читать!
Чем же отличается космоопера от «просто» космической научной фантастики?
Классификаторы (а поклонники фантастики вообще любят все раскладывать по полочкам) могут спорить (спорить они тоже любят), но в общем можно сказать, что космоопера — это такая фантастика, где:
1) действует много разных инопланетных рас или разновидностей человеческой расы, заселяющих звездные системы;
2) обитатели галактики перемещаются с планеты на планету или из одной звездной системы в другую как угодно быстро, без особых затруднений и временных парадоксов, часто — при помощи системы порталов-червоточин;
3) галактическая ойкумена раздираема противоборствующими политическими силами и политическими интригами, при этом за кадром обычно остается некая дополнительная сила — туз в рукаве или джокер, способный изменить существующую картину мира;
4) герой вольно или невольно выступает центром кристаллизации неких событий, меняющих лицо ойкумены.
Все это, вместе взятое, позволяет автору выстроить замечательную героическую сагу с политическими интригами, подвигами и странствиями в сложных, роскошных и избыточных декорациях. К тому же современная космоопера отличается от первоначального образца двумя весьма важными особенностями. Она а) ксенофильна и б) интеллектуальна.
Ксенофильна — поскольку герой борется не со страшными синими пауками, а в альянсе с этими самыми пауками против власти с ее системой подавления. Интеллектуальна — поскольку герой чаще использует мозг, чем бластер. И если, условно говоря, плохие парни выступают за единство и гегемонию, то герой и хорошие парни — за разнообразие и анархию. Космоопера тем самым превращается в манифест интеллектуала и анархиста. Бэнкс, известный своими левыми взглядами, здесь не исключение.
Герой «Алгебраиста», представитель золотой молодежи, наследник главы влиятельного клана Фассин Таак, становится — по призванию и в силу семейной традиции — Наблюдателем, изучающим богатейшие, накопленные за миллиарды лет архивы Насельников, самой древней галактической цивилизации, обжившей практически все газовые гиганты. Во время своих исследований он натыкается на странный документ — список незарегистрированных порталов-червоточин, при помощи которых можно совершать быстрые межзвездные путешествия. У списка, однако, нет ключа — кода, позволяющего активировать порталы: за этим ключом-кодом и начинается охота, где Фассин Таак выступает, на первый взгляд, пешкой и приманкой (на деле он, как и все, ведет свою игру и в конечном счете выигрывает, как и положено герою космооперы).
Эта игра-охота разворачивается в условиях тяжелейшего политического кризиса. Меркатория — коррумпированная бюрократическая система, распространившая свою власть почти на все населенные миры, несколько десятилетий назад ввязалась в войну с искусственным разумом (ИР), что привело к схлопыванию почти всех имеющихся в наличии межзвездных порталов. В результате несколько звездных систем оказались в глубокой изоляции (так называемое Отъединение), и там сформировались две прямо противоположные политические силы. Запредельцы склонны к анархии и свободолюбивы; адепты культа Заморыша агрессивны, жестоки и стремятся к экспансии. Обе эти силы стремятся овладеть ключом к космическим порталам, обе рвутся в подвластную Меркатории систему Юлюбиса, к газовому гиганту Наскерону, где и был обнаружен список. И пока Фассин Таак, не вылезая из противоперегрузочного э-костюма, в компании чудаковатого насельника и одного еще более странного создания мотается сначала по Наскерону, а потом по большому космосу в поисках ключа, обе эти силы сталкиваются с Меркаторией и друг с другом.
Вот вкратце сюжетный задник, на фоне которого разворачивается собственно действие — поиски и попытки расшифровки ключа. Склонные к желчному юмору и возведшие интриганство в ранг искусства Насельники дурят Фассина Таака, а автор дурит нас, чтобы под конец вытащить, как и положено в космоопере, туза из рукава. Да еще в придачу несколько джокеров.
Отечественные поклонники фантастики даже поначалу заподозрили, что Бэнкс подложил читателю какую-то странную свинью. Вот, например, первые отзывы с «Фантлаба»:
…чем дальше, тем все больше убеждаешься: все происходящее — это одно сплошное «стебалово»… это смешно, это просто не может быть, не имеет права быть всерьез (поправьте меня кто-нибудь, если я ошибаюсь, но милейший автор написал пародию на космооперу, не иначе) (ALLEGORY) .
Тяжеловесно, избыточно, местами почти нечитабельно. Толстенный роман, написанный предложениями из 40—50 слов каждое — скорее художественный эксперимент (увы, далеко не оригинальный), чем развлекательное чтение (vvladimirsky) .
Бэнкс, конечно, человек ехидный, но не настолько же, чтобы писать пародию объемом в 40 печатных листов. И, конечно, экспериментатор, хотя как еще дипломированному филологу показать чуждую психологию, как не средствами языка (тут надо бы упомянуть прекрасный перевод Г. Крылова, придумавшего не только Насельников, но и могилайнеры, уракапитанов и орбиталища).
Однако роман Бэнкса — не пародия и не эксперимент.
Космоопера естественным образом развязывает автору руки. Ни необходимости соблюдать историческую достоверность. Ни вынужденных уступок политкорректности. Ни географических ограничений. Полная свобода в воплощении идей и замыслов. И тут оказывается, что Бэнкс — автор «Алгебраиста» — гораздо человечней, чем можно подумать, судя по «Осиной фабрике». И что если отбросить хитросплетения сюжета, весь калейдоскоп рас, технических и биологических гаджетов и прочих замечательных вещей, придуманных или пущенных им во вторичный оборот, то говорит Бэнкс в общем-то о довольно простых и важных вещах.
Мерзкий Архимандрит Люсиферус, тиран и злодей, с ярко-красными глазами и алмазными зубами (ну прямо как брат милейшего Хоттабыча, нехороший джинн Омар Юсуф), возглавляющий агрессивный культ Заморыша и прибирающий к рукам мирные обитаемые планеты, — конечно, мерзок. Уж так мерзок, что излишне впечатлительного читателя вполне может стошнить прямо на страницы с описаниями его злодеяний. Но лживая и коррумпированная верхушка «демократической» Меркатории не менее мерзка, хотя ее мерзость не так очевидна, не так бесхитростна и прикрывается «правильными» лозунгами и пропагандой. Мало того, она косвенно и породила тиранию Люсиферуса. А симпатичные Запредельцы, в основном озабоченные собственной безопасностью, потихоньку стравливают между собой эти две силы, просто чтобы их самих оставили в покое…
Фассину Тааку, неглупому, смелому и в меру честному, приходится выбирать между этими тремя силами, но что бы он ни выбрал, он окажется изменником. И что делать человеку, которого один раз уже сломала государственная машина, у которого отобрали семью, будущее, любимое дело, состояние — все? Который уже и не знает, где друзья, а где враги? Только поступать, как велит долг. А вот что именно он велит, каждый человек решает для себя сам.
А заодно искать четвертую силу, а если ее нет, создать такую силу самому. И эта стратегия поведения оказывается самой продуктивной.
Все эти постулаты очень человечны — и потому тривиальны и сентиментальны, а Бэнкс, похоже, больше всего опасается, что его сочтут тривиальным или, упаси боже, сентиментальным. Поэтому он тщательно маскируется, точь-в-точь как один из его персонажей — проходной, но вместе с тем ключевой для общей идеи. Он щедро наделяет своих героев брутальной лексикой, не пренебрегает откровенными сексуальными сценами, но, главное, сбивает пафос едкими высказываниями и эксцентричными выходками Насельников — древней, циничной, сумасбродной, порою шокирующей (инфантицид у них миллиардолетняя забава и традиция) расы. Эти массивные гантельки на колесах, устраивающие гонки на штормпарусниках в газовой плотной среде местного аналога Юпитера, получились настолько убедительными и по-своему притягательными, что на том же «Фантлабе» Сергей Соболев вообще предположил, что «война… только фон и оживляж для более углубленного описания мира Насельников».
Насельники, надо сказать, хотя и ведут себя странновато и вообще смахивают на иезекиилевские «колеса с глазами», не настолько чужеродны и эксцентричны, как кажется на первый взгляд. То есть, конечно, эксцентричны, но не более чем некоторые персонажи Диккенса. Вообще, эта раса, с их неприязнью к любого рода власти и в то же время повышенной заботой о социальном статусе, с их авантюризмом, твердолобостью, древней историей, любовью к розыгрышам, спортивным духом и равнодушием ко всему, что не входит в их близкое окружение, весьма напоминает английских аристократов. (Бэнкс ведь шотландец — англичане для него те же свои/чужие, что и Насельники для Фассина Таака.)
Даже инфантицид сюда укладывается, если вспомнить, в каких условиях британские аристократы еще недавно держали своих детей, чтобы создать для них «суровую школу жизни». Бэнкса, похоже, вообще интересует проблема допустимого вреда — он рассматривает ее, поворачивая то так, то эдак. «В конечном счете ты платишь деньги за то, чтобы с тобой обращались как с твоими предками, которые всю свою нелегкую жизнь тратили на то, чтобы такого обращения избежать. Это прогресс», — сухо иронизирует одна из героинь по поводу некоей «школы выживания», которую в детстве прошел богатый отпрыск богатого семейства.
Читать!
Что бы они ни выбрали, в любом случае это будет очень по-человечески.
Иэн М. Бэнкс. Алгебраист. — М.: ЭКСМО, СПб.: Домино, 2011
Перевод с английского Г. Крылова
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
у него такие хорошие книги были в самом начале, просто за жизнь, без фантастики, умные, живые...а космооперы и детективы от Бэнкса как-то не хочется читать
-
Vitaliy, не стоит давать такие обобщения, если не знаком с вопросом. Бэнкс пишет под двумя именами и в двух направлениях-стилях. В обоих случаях он всегда делал и делает это отменно.
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444062
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340432
- 3. Норильск. Май 1268309
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897626
- 5. Закоротило 822038
- 6. Не может прожить без ирисок 781761
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758230
- 8. Коблы и малолетки 740699
- 9. Затворник. Но пятипалый 470797
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402825
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370288
- 12. Винтаж на Болотной 343172