Антисанитария не оправдывается близостью к природе, а о таких обычаях, как женское обрезание, невозможно писать бесстрастно.

Оцените материал

Просмотров: 22855

Коринна Хофманн. Белая масаи

Лев Оборин · 29/03/2011
История о том, как жительница Швейцарии вышла замуж за воина масаи и прожила несколько лет в Кении, представляет собой интереснейший человеческий документ и дает множество поводов для размышлений

Имена:  Коринна Хофманн

©  Павел Пахомов

Коринна Хофманн. Белая масаи
«Масаи, — рассказывает нам один туристический сайт, — этнически принадлежат к группе нилотов — высокорослых выходцев из долины Нила. Сами масаи появились в Кении предположительно в XVI—XVII веках, практически одновременно с португальцами, высадившимися на восточном берегу континента». «Можно только удивляться, — продолжает анонимный автор, — как и почему, находясь в непосредственном контакте с цивилизацией, масаи умудряются сохранять свой ужасающий, на взгляд европейцев, образ жизни — и упрямо ощущают себя вполне счастливыми».

Коринна Хофманн — наполовину француженка, наполовину немка, родом из Швейцарии. В 1988 году она, двадцатисемилетняя, отправилась со своим бойфрендом в Кению, встретила в городе Момбасе воина масаи по имени Лкетинга — и потеряла голову от любви. Уже через несколько недель она вернулась в Кению, чтобы быть вместе с Лкетингой. Здесь нетерпеливый читатель может решить, что дальше читать незачем: африканец сначала вел себя безупречно, а затем, как только Коринна вышла за него замуж, резко изменился, обратил ее в домашнее рабство, навесил на нее всех своих родственников и промотал все ее деньги. Такие истории иногда попадают в газеты.

Но тут все было не так, и стоит сделать усилие, читая далеко не блестящий с точки зрения стилистики текст, чтобы познакомиться с нетривиальной историей Коринны Хофманн. В Кении она прожила около четырех лет, начиная с 1988-го, эти годы в книге и задокументированы. Хофманн постепенно погружалась в культуру нецивилизованных масаи, которые называли ее mzungu — просто «белая» на суахили. Жизнь с воином Лкетингой оказалась очень непростой: культуры слишком разнились во всем — от социальных представлений до сексуальных отношений. Стоит частично, не опасаясь испортить читателю удовольствие, пересказать содержание книги: Коринну ожидали грязь, непонимание, «трудности перевода», чудовищные бюрократические процедуры (как не поживиться за счет белой сумасбродки, приехавшей в Кению выходить замуж за дикаря — городские, цивилизованные кенийцы относятся к масаи с презрением), болезни, роды в кенийской больнице, поездки на неисправном автомобиле по джунглям в сезон дождей, попытки вести бизнес. Пересказ не является спойлером: здесь важнее не то, что происходило, а то, как это происходило. Во-первых, конечно, из этнографического любопытства. Во-вторых, потому, что «Белая масаи», как говорится, человеческий документ, и весьма примечательный. Повторюсь: Хофманн не обладает выдающимся литературным мастерством. Описания многочисленных поездок туда-сюда, автомобильных поломок, традиционных трапез мало отличаются друг от друга и в конце концов слегка прискучивают. Однако заметим: удивляет не только мужество и выносливость мемуаристки, но и ее память: кажется, будто она помнит каждый день, проведенный в Африке. В хронологическом порядке воспроизводятся подробности быта, случаи, разговоры. Трудно представить, чтобы Хофманн не опиралась на какой-то подготовительный материал, например дневник, — но о дневнике ничего не сообщается.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›