«Поэт – это когда ты как Дилан Томас», – бросит Люси в сердцах перед разводом, и эти слова вдруг затмят собой все, что героями было сказано до этого.
Йейтс – в каком-то смысле американский аналог Фердинанда Селина. Разве что не такой брюзга
Майкл Давенпорт, с грехом пополам отслуживший в авиационных войсках, попадает в Гарвард. В первых же абзацах первой главы он знакомится с Люси Блэйн, девушкой из очень богатой семьи. Еще через несколько абзацев, в которых описывается сексуальный контакт пары, а также вполне успешное знакомство Майкла сЧитать!
Фраза «это была не самая красивая девушка на свете», оброненная Йейтсом, выдает Майкла Давенпорта с головой: во-первых, он не любит Люси. И здесь уже не важно, что будет во-вторых, хотя постойте, во-вторых — Майкл Давенпорт приспособленец. В этом весь Йейтс: одним как будто бы второстепенным штрихом дать исчерпывающую характеристику героя, определяющую все его будущие движения в романе, очертить рамки, за которые ему не удастся выбраться. Еще до середины повествования Майкл и Люси разведутся (нелогичный ход для вроде бы романиста), и дальше поиски того, что могло бы оправдать их существование, герои продолжат уже поодиночке.
Главными темами книги в результате оказываются нелюбовь и бесконечные попытки сладить с жизнью, которые — и это тоже фирменный знак Йейтса — приведут героев к краху.
Ричард Йейтс принадлежит к тому типу писателей, которые о чем бы ни рассказывали, так или иначе рассказывают о себе. Йейтс — это в каком-то смысле американский аналог Фердинанда Селина, разве что не такой брюзга. Год за годом писателя преследуют неудачи: бедность, болезни, угроза сумасшествия. Естественно, алкоголизм. Критики после успеха его первой и, как пишут сейчас во всех биографиях, the most acclaimed книги «Дорога перемен» о нем забыли, но он продолжает создавать роман за романом. Умирает Йейтс в 1992 году в безвестности, так и не дожив до того дня, когда его имя грянет на всю Америку.
Таким образом, Майкл Давенпорт — в начале романа подающий надежды молодой поэт, а в конце его сломленный равнодушием критиков, не сумевший повторить успех своего первого сборника мужчина за пятьдесят, — сам Ричард Йейтс. Автор неумолимо проступает также в жене Майкла Люси и их дочери Лауре. Подобно Флоберу, отождествлявшему себя с мадам Бовари, Ричард Йейтс, уже дошедший, видимо, до границы отчаяния, разрушает жизнь каждого своего героя с тем наслаждением, с которым можно вновь и вновь прокручивать в памяти лишь собственные ошибки и неудачи. Отзвуки предыдущих книг, схожие сюжетные повороты и общее настроение неминуемого провала могли бы отпугнуть от Йейтса тех, кто в каждой книге ищет развития авторской темы, но этому писателю его горечь к лицу.
Ричард Йейтс — певец скрытых трагедий, не нашедших выхода на поверхность. Спустя несколько лет после женитьбы на Люси Майкл встречает другую девушку, в которую, по описанию Йейтса, «до конца своей жизни будет тайно, до боли влюблен». И здесь бы завертеть интригу, но никогда никаких движений по направлению к этой девушке Майкл не совершит. Стандартные драматические коллизии не привлекают Йейтса, главная трагедия для него таится не в том, что с человеком происходит, но в том, что с ним никак не может случиться. С героями «Плача юных сердец» не происходит ни великого испытания, ни великой любви. При этом Йейтс, сам воевавший в пехоте, последовательно, из романа в роман проводит мысль, что война великим испытанием быть не может — просто потому, что не может. Пацифистский пафос обнаруживает себя в одной из лучших сцен романа: когда Майкл Давенпорт на вечеринке говорит речь в честь молодого бойца, отправленного во Вьетнам, но ее никто не поддерживает. Война — мясорубка, в которой мужчина не становится ни сильней, ни лучше.
Компромиссы, на которые герои идут в начале романа, оборачиваются годами пустоты и бесплодия. Борьба с бессилием, сковывающим героев, ни к чему не приводит. И тут Йейтс, раздраженный своими собственными, реальными неудачами, не скупится на злые метафоры: и бесталанность, и импотенция, и невозможность установить прочные связи между людьми — все эти беды преследуют Майкла Давенпорта. При общем стремлении мужчины и женщины друг к другу каждый союз подспудно разрушается изнутри, и каждая книга Йейтса будто ода этому неслышимому разрушению. Однако никакого морализаторства в «Плаче юных сердец» нет и в помине. Приговор подписывается не людям, но жизни, обрекающей их на блеклое существование. Идеальный мир, в который так стремятся попасть герои романа, ускользает от них раз за разом. «Поэт — это когда ты как Дилан Томас», — бросит Люси в сердцах перед разводом, и эти слова вдруг затмят собой все, что героями было сказано до этого, обернувшись плачем о потерянном времени и сломанных надеждах.
Читать!
Ведь и жизнь по большей части обходится без драм.
Ричард Йейтс. Плач юных сердец. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011
Перевод с английского О. Серебряной
Ссылки
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444072
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340529
- 3. Норильск. Май 1268321
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897633
- 5. Закоротило 822046
- 6. Не может прожить без ирисок 781776
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758277
- 8. Коблы и малолетки 740722
- 9. Затворник. Но пятипалый 470813
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402837
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370306
- 12. Винтаж на Болотной 343178
А разве любят только красивых? Или, когда любят, обязательно теряют возможность объективно оценить другого?