Букеровский лауреат Александр Иличевский известен двумя романами: «Ай-Петри» и «Матисс». Но в первую очередь Иличевский – мастер рассказа, и Николай Александров объяснит почему
Иличевский пишет иначе, вопреки бытовому мейнстриму. Более свежо, если хотите. В нем неожиданно проявилось и проснулось то, что, казалось бы, совершенно ушло из литературы, полностью выветрилось из нее. Внимание к миру и умение этот мир изображать. Все эти буераки, реки, раки, косогоры, лаги, логи и овраги, вся эта буйная растительность, краски дня и ночи, мерцание света, все эти топографические детали, точные и сочные слова в обозначении вот этого дерева, этого холма, этой реки — все это удивляет в рассказах Иличевского необыкновенным богатством. Он не боится описаний, а, напротив, кажется, намеренно культивирует в себе «описательный напор», неудержимый поток как будто захлебывающегося «пейзажного» письма. Он не стесняется длинных периодов и не сторонится «красивостей» — потому что они никогда не возникают у него просто так, но всегда оправданы. Дельта Волги, Крым, средняя полоса России, Подмосковье, Кавказ — география рассказов Иличевского, в общем, равна атласу России. И везде, в любом уголке, на любых широтах он чувствует себя по-писательски свободно.
Но вот что удивительно. Казалось бы, что может быть традиционнее «пейзажного» рассказа, что может быть хрестоматийнее, а следовательно — банальнее! А потому в любом тексте Иличевского есть некий сдвиг, некая странность, неожиданность. То вдруг у героя, заблудившегося в дебрях волжского низовья, появляется двойник («Горло Ушулука»). То в грозную ночь у московского путешественника таинственно исчезнет имущество («Улыбнись»). То встреча с незнакомкой в поезде на Котовск обернется настоящей ночной колдовской мистерией («Дизель»). То помощь на дороге шоферу-азербайджанцу выльется в зороастрийское жертвоприношение в канун праздника Курбан-байрам («Курбан-байрам»). Да что говорить, даже простая прогулка в подмосковном лесу может стать опасным приключением («Костер»).
Эта почти фантастика, эти странные всполохи невероятных событий тем более удивительны рядом с точностью путевых описаний, выверенными пейзажами и обстановкой, обрисованной с детальной тщательностью. Но оказывается, что это «фантастическое» обрамление и делает возможным, то есть не фальшивым, «пейзажное письмо».
И еще одна особенность поэтики Иличевского особенно бросается в глаза в рассказах. Иличевский всегда пишет об одном человеке, его мыслях, его впечатлениях и его одиночестве. Даже тогда, когда повествование ведется от третьего лица, более чем «родственное» отношение к этому третьему лицу автора чувствуется постоянно. Это он, автор, снабжает своего героя приметливостью, впечатлительностью, умением видеть мир. И другие персонажи кажутся только фигурами в этом пейзаже, кем-то увиденными людьми, отраженными в другом «я» тенями.
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451729
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343362
- 3. Норильск. Май 1268593
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822105
- 6. Не может прожить без ирисок 782250
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758763
- 8. Коблы и малолетки 740866
- 9. Затворник. Но пятипалый 471256
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403078
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370474
- 12. ЖП и крепостное право 364736