Ни одной остановки, чтобы справить нужду, никакой возможности помочь себе в случае недомогания или унять потасовку.
Ксавье Эммануэлли. Отверженные: как победить пренебрежение к изгоям?
3400 экземпляров — нормальный тираж для такой книги в России. Что значит «нормальный»? Я не знаю. Наверное, правильно было бы сказать — привычный. Книга Ксавье Эммануэлли «Отверженные» издана при поддержке Министерства иностранных дел и посольства Франции в России на деньги, насколько можно понять, ЮНИСЕФ и фонда «Самюсосьяль-Москва». К тому же ее нельзя продавать, а можно только раздавать: скорее всего, никто особенно эту книгу не увидит, а прочтут ее в основном те, кто специально интересуется вопросом. Поэтому придется начать с самого начала.Читать!
Собственно, книгу Эммануэлли раздавали на недавнем благотворительном мероприятии, состоявшемся в клубе «Х.Л.А.М», где собирали деньги для московского отделения Samusocial. Видимо, именно поэтому из тридцати написанных Эммануэлли книг именно эта была выбрана для того, чтобы познакомить российского читателя (пусть, как уже было сказано, и довольно немногочисленного) с теми принципами, на которых основана деятельность организации. Итак, Эммануэлли занят помощью не просто бедным, социально незащищенным слоям населения — в основном он интересуется теми, кто полностью выпал изо всех социальных структур: бездомными; нищими, живущими на улицах; беспризорными детьми. Особенность работы, которую делает Samusocial, состоит в том, что эти люди самостоятельно не обращаются за помощью. Никакая система стационарных бесплатных клиник не меняет ситуацию в этой области. Необходимо усилие более значительное: социальная служба скорой медицинской помощи сама приходит к этим людям и пытается установить с ними контакт, а потом уже оказать помощь.
Работа с «отверженными», исключенными, как называет их Эммануэлли, отлична и от медицины катастроф, и от обычной бесплатной «скорой помощи»: в этих случаях люди все-таки обращаются за медицинскими услугами сами. В ней гораздо существеннее выражен сугубо гуманитарный компонент. «Отверженные» описывают как отдельные аспекты методологии этой работы, так и общую философию, причем акцент делается на европейский, французский опыт автора. Для русского читателя он легче применим к известным реалиям, чем опыт работы «Врачей без границ», действующих в основном в странах третьего мира на фоне военных конфликтов*. Эммануэлли довольно подробно описывает свою работу тюремным врачом, совпавшую с началом эпидемии ВИЧ; попытки реформирования тюремной медицины, точнее, превращения ее хотя бы частично именно в медицину (начав работать в тюрьме, Эммануэлли первым делом столкнулся именно с «исключением»: заключенных лечили скорее для того, чтобы они не доставляли лишних хлопот тюремной администрации, чем для их излечения).
Следующим этапом пути, в конце концов приведшего автора к созданию Samusocial, оказалась работа в Нантере, в центре по предоставлению крова и услуг бездомным, то есть ночлежке. «Исключение» в описаниях Эммануэлли оказывается не просто метафорой социального действия, а вполне буквальным действием: «Автобусы Бригады помощи лицам, не имеющим жилья, колесившие по всему Парижу, были разделены на две герметично отделенные друг от друга части. В передней находились полицейские в голубой униформе. Окна задней части были непрозрачными и прочно закупоренными, туда помещали бездомных. <…> Автобус ездил по кварталам в течение четырех часов. Ни одной остановки, чтобы справить нужду, никакой возможности помочь себе в случае недомогания, или унять потасовку. Когда автобус приезжал в Центр, во дворе, отделенном от больничного комплекса, при неописуемых запахах и харканье я становился свидетелем падений тел, барахтавшихся в блевотине и испражнениях». Работая врачом в Нантере, Эммануэлли не оставлял попыток гуманизировать ту часть системы социального обеспечения, которая работает с «отверженными». Насколько можно понять из книги (написанной немного сбивчиво), создание Samusocial явилось результатом осознания того, что существующая государственная система слишком ригидна и общественная структура, специально занятая помощью исключенным из общества, справится в итоге с этой задачей эффективнее.
В отличие от государственных программ, работники Samusocial соблюдают принцип добровольности при оказании помощи. Еще в самом начале книги Эммануэлли справедливо говорит о том, что институционное, «государственное» сострадание легко соскальзывает к варварству, приводя в пример узаконенную в Веймарской республике из гуманистических соображений эвтаназию, впоследствии пришедшуюся очень кстати и применявшуюся уже безо всяких гуманистических целей. Второй пример подобного рода — советская система психиатрической помощи, которая создавалась с самыми благими целями и действительно одно время превосходила тогдашние западные аналоги, но на поздних этапах существования СССР породила из себя карательную психиатрию. Институционному состраданию Эммануэлли противопоставляет интимное сопереживание оказывающего помощь «исключенному» — настоящую эмпатию. Первые шаги работников социальной службы скорой медицинской помощи всегда заключаются в установлении базового человеческого контакта и в предложении даже не медицинского вмешательства, а стакана с горячим кофе или просто еды.
Вместе с тем Эммануэлли не устает повторять, что основная проблема оказания помощи «исключенным» состоит в том, что они теряют не только социальное окружение и волю к жизни, но зачастую и образ собственного тела, представление о времени и вообще базовые черты личности; теряют не только способность к саморефлексии, но отчасти и к самоощущению. Особенно это верно в отношении детей, существующих на улице с самого детства. Многие из тех, о ком он пишет, не осознают, что нуждаются в помощи, а это плохо сочетается с принципом добровольности. Эммануэлли обозначает проблему, но не предлагает ее решение. Книга вообще так устроена: это не сборник рецептов, учебник или проповедь, а скорее размышление, пусть и на высоком эмоциональном градусе. Вопросы, которые в ней поднимаются, поставлены (по крайней мере, в таком виде) сравнительно недавно и в большинстве своем еще не решены.
Детям в книге посвящен целый раздел. Речь идет не только о беспризорниках, но и, например, о несовершеннолетних, которые были насильно завербованы для участия в военных конфликтах, — с ними Эммануэлли сталкивался во время работы в Сьерра-Леоне. Пробиться к детям зачастую еще сложнее, чем к оказавшимся на дне взрослым, и эта работа требует совершенно отдельных подходов, которые Samusocial приходится создавать буквально с нуля, как и многое другое.
Помимо информации о деятельности службы, в книге довольно много исторических экскурсов и размышлений отчасти философского, отчасти идеологического порядка. Для них также справедливо то, что было сказано выше. Эммануэлли — прагматик, а не доктринер; человек, который ставит вопросы, а не только отвечает на них. Сравнивая англосаксонскую и французскую системы скорой социальной помощи, он, в частности, довольно подробно описывает их принципиальные различия, отдавая предпочтение второй, которая считает приоритетным оказание помощи на месте. Однако когда речь заходит, например, об интеграции исключенных обратно в социальную ткань, англосаксонская система — более гибкая, в меньшей степени ориентированная на пособия, которыми государство и общество попросту откупаются от бездомных, — оказывается для него более предпочтительной.
Эммануэлли скептически относится к обществу потребления, называет его «океаническим», имея в виду, что время жестких, сплошных идентичностей прошло, «материк» постепенно уступает место архипелагу, солидарность исчезает и слова Джона Донна о том, что человек не остров, постепенно теряют актуальность. В главе о психиатрической помощи «исключенным» он обрушивается на корпорации, которые, по его мнению, сформировали систему диагнозов, идущих от имеющихся лекарств, а не от человека. Вместе с тем еще больший скепсис он проявляет по отношению к попыткам марксистского анализа ситуации с исключением, полагая, что классовая риторика не проясняет ситуацию, а, напротив, запутывает, не давая выявить реальные причины возникающего отчуждения. Эммануэлли рассматривает государство не в качестве универсального социального агента, обязанного заниматься перераспределением благ в пользу неимущих. Он полагает, что с этой задачей гораздо лучше справляются структуры гражданского общества, поскольку они медленнее — хоть и неизбежно — переходят от собственно сострадания к состраданию институционному.
Читать!
Ксавье Эммануэлли (при участии Урсулы Готье). Отверженные: как победить пренебрежение к изгоям? М.: NOTA BENE, 2009
Книгу Эммануэлли можно получить бесплатно в кафе Х.Л.А.М. по адресу: 1-й Голутвинский пер., дом 3
_____________________________________
* В России «Врачи без границ» работали в Чечне. К этому периоду относятся истории с похищением Кеннета Глака и Аржана Эркела.
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
спасибо за рецензию, книжка и правда замечательная. вот здесь еще чуть-чуть о samusocialMoskva и не только http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2010/02/19/15537
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17844114
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6727831
- 3. Норильск. Май 1293660
- 4. ЖП и крепостное право 1117498
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907059
- 6. Закоротило 837177
- 7. Не может прожить без ирисок 832312
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790988
- 9. Коблы и малолетки 766233
- 10. Затворник. Но пятипалый 507966
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441921
- 12. «Роботы» против Daft Punk 409317