Вот мир, вот тело, между ними что-то происходит, внутри человека возникает нечто. Это нечто выносится на поверхность – и становится настоящим, фиксируется неровным почерком.
С помощью «поэтического» УЗИ автор просвечивает окружающую реальность
УЗИ — это неинвазивное исследование организма человека и животного с помощью ультразвуковых волн. Для получения всем известного треугольного черно-белого изображения используется специальный датчик, который одновременно генерирует и отражает ультразвуковые сигналы. Этой пластиковой штукой врач прикасается к коже исследуемого — ровно в том месте, где нужно, — и потом внимательно смотрит на монитор. ТамЧитать!
В случае Андрея Сен-Сенькова начинать рецензию на поэтическую книгу описанием (впрочем, несколько неточным) метода УЗИ совершенно логично: во-первых, описанные свойства УЗИ напрямую соотносятся с особенностями его поэтики. Во-вторых, автор книги работает врачом-узистом.
Один из наиболее радикальных новаторов на карте современной русской поэзии, Сен-Сеньков опубликовал семь книг, включающих стихи, малую прозу, опыты с визуальным искусством. Пять из них вышли в издательстве «Арго-Риск». До 2002 года автор жил в городе Борисоглебске Воронежской области, теперь живет в Москве. Недавно вышла седьмая книга («первая в твердой обложке», как заметил автор в своем ЖЖ) «бог, страдающий астрофилией» — «бог» так, с маленькой буквы. В книгу включены «просто» стихи и визуальная поэзия.
Автору «бога, страдающего астрофилией», чуть больше сорока лет, он старше почти всех, кто дебютировал в 90-е как «поколение Вавилона», но в контекст именно этой волны вписан абсолютно органично. Первое, что объединяет его с «поколением тридцатилетних», — принцип новаторства как основа авторского высказывания: работа с традицией в значительной степени ориентирована на ее преодоление. Второе —разобщенность, нелинейность (выраженная, например, в рваном синтаксисе), переживание жизни как травматического опыта — черты сознания, характерного как для авторской инстанции текстов Сен-Сенькова, так и для поколения в целом. На вызов времени каждый автор поколения отвечает по-своему, своим языком — его поэтика может существенно отличаться от близких ему по миропониманию авторов. Случай Сен-Сенькова не исключение.
Доминирование у него верлибрической миниатюры (в более ранних книгах длина текста 1—3 строки, в нынешнем издании тексты стали более развернутыми), организация этих фрагментарных миниатюр в циклы (особенно в ранних книгах) сближает его, во-первых, со Львом Рубинштейном (вспомним его «карточки»), а во-вторых — с представителями русского конкретизма (И. Ахметьев, М. Нилин). Сильна также связь Сен-Сенькова с западной поэтической традицией, в частности с французской.
Название текста Сен-Сенькова почти всегда — метафора, и не односложная. Даже в том случае, если текст не является частью цикла, ощущение циклизации не пропадает: между названием и собственно текстом возникает своеобразное напряжение, дополнительное пространство, расширяющее восприятие собственно текста. То есть текст и его название — это уже композиция. Если же стихи объединены в цикл, то название объединяет их, является тем общим, что возникает в каждом тексте цикла — и возникает всякий раз по-разному, проявляется с разных сторон. Автор занят выявлением тонких взаимосвязей между явлениями, не видимых обычным глазом.
С помощью «поэтического» УЗИ Андрей Сен-Сеньков просвечивает окружающую реальность, концентрируясь на каких-то отдельных ее проявлениях, совершенных мелочах. Повседневные мелочи при этом остраняются и преображаются так же, как орган на УЗИ, — он там весь в полосках, черно-белый, мерцающий, совсем не такой, как «на самом деле». Характерно, что в этих текстах встречается множество уменьшительных форм: мало того, что форма минималистская; мало того, что предмет, который рассматривается, — это только малая часть. Еще и формы слов соответствующие — усиливающие эффект.
Итак, речь о прицельном рассматривании мелочей, каких-то незначительностей, рассматривании будто бы в приборе для УЗИ — подробном, увеличивающем, ультразвуковом. От такой увеличенной во сто крат мелочи тянутся видимые нити, связывающие ее со всем организмом, и таким образом описание, например, супермаркета, в котором раскупаются красные домики, становится описанием экзистенциального переживания.
Визуальные тексты Сен-Сенькова построены на том же принципе: изображение приобретает функцию метафоры, которая тщательно разворачивается во все большую детальность. Так же как и с названием, между картинкой и текстом возникает поле напряжения, в котором, наверное, и живет собственно поэзия. Картинки могут быть совершенно разными: абстрактные изображения, фотографии, графика.
Что же конкретно происходит в этих текстах? Во-первых, происходит объективация внутреннего переживания — как на УЗИ. Вот мир, вот тело, между ними что-то происходит, внутри человека возникает нечто. Это нечто выносится на поверхность — и становится настоящим, фиксируется неровным почерком. Это еще не эпос, но уже и не совсем лирика. Во-вторых, происходящее между (именно между) телом и миром болит: мотив телесности и боли — но не катастрофической, а скорее такой, как при иглоукалывании, — у Сен-Сенькова повсеместен. Об этой особенности его поэтики Михаил Ямпольский, анализируя стихотворение «Царапина около Ромео», говорит: «АС только намекает нам в эпиграфе на серьезность той царапины, изображение которой он предлагает нам увидеть, но нигде в тексте прямо не говорит о ее смертельности» 1. О том же пишет Илья Кукулин: «Травма для Сен-Сенькова — не катастрофическое, а вполне естественное состояние мира, взывающее не просто к рефлексии, но к творческой способности человека. В ситуации современной русской культуры такая позиция — не уникальная, но очень редкая — вызывает чувство освобождения» 2.
Читать!
Андрей Сен-Сеньков. бог, страдающий астрофилией. М.: НЛО, серия «Новая поэзия», 2010
__________________________
1 Михаил Ямпольский. Дзен-барокко. — Новое литературное обозрение, 2003, №62
2 Илья Кукулин. «Создать человека, пока ты не человек…» – Новый мир, 2010, №1
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438059
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338321
- 3. Норильск. Май 1268294
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897610
- 5. Закоротило 822014
- 6. Не может прожить без ирисок 781641
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758034
- 8. Коблы и малолетки 740651
- 9. Затворник. Но пятипалый 470780
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402768
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370265
- 12. Винтаж на Болотной 343115