Скоро у нас будет всего одна книга, как у милиционера из анекдота, – и нам будет достаточно.

Оцените материал

Просмотров: 17957

Электронные книги: скоро все изменится

Георгий Урушадзе · 18/02/2010
В ближайшие несколько лет объем книжного рынка в России может достичь пяти миллиардов долларов
Пару слов о личном. В прошлом году я совершил в своей жизни научно-техническую революцию: перешел на букридер. Трудно было первые три часа: смена страниц в букридере происходит через черное поле, к этому надо привыкнуть. Зато в остальном — одни плюсы: в сто грамм веса помещается примерно этаж Публичной библиотеки, синхронизация проста, можно менять размер шрифтов, к тому же без подзарядки мой украинско-тайваньский Pocketbook 301 работает больше месяца. Он был выбран по совету специалиста за неприхотливость и форматную всеядность. Теперь читать обычную книгу мне труднее, чем электронную. Из своих 37 лет я провел в обнимку с бумагами 32. И это время закончилось.

В ближайшие годы (пять лет? да ладно, гораздо быстрее) электронная книга дойдет практически до каждого активного читателя. Причины тому — сугубо экономические: цена на бумажную книгу будет и дальше расти, и за ней еще надо куда-то идти/ехать/лететь (или ждать курьера/посылки/оказии). Электронный же текст доступен либо бесплатно, либо по цене в несколько раз меньше — причем мгновенно, в любой точке мира.

Электронными книгами стал торговать классический книжный магазин «Москва»; Калифорния мечтает снабдить каждого студента букридером с положенным учебным контентом, Тайвань и Украина собираются внедрить букридеры в школы, Медведев букридером читает Ключевского, половина Литературной академии «Большой книги» изучает тексты с экрана, а простым читателям книги финалистов этой премии доступны в электронном виде — бывает, что даже и за полгода до выхода в печатный свет.

У этой мировой революции три составные части.

Во-первых, сами букридеры. Уже в этом году их будет продано два с половиной миллиона. Скорее всего, через два года ридеры станут цветными, многозадачными, обретут возможность выходить в интернет, — а кроме того, появятся текстовые редакторы, словари, игры и динамики (у Amazon Kindle они уже есть, и он умеет читать голосом — правда, пока только по-английски). Стоить эти чудеса будут не дороже двухсот долларов. Гурманам предложат iPad за четыреста. Где-то букридеры будут раздавать бесплатно — только подпишись на контент. В общем, у нас будет всего одна книга, как у милиционера из анекдота, — и нам будет достаточно.

Вторая составная часть — магазины цифрового контента. С этим в России пока не очень, продавцы (неслыханное дело) в дефиците, но с каждым месяцем количество приличных лавок будет расти.

Третья часть — новое законодательство. Пока его нет, российские законы никак не регулируют ситуацию. Но скоро будут: это письмо Госдумой изучено и отдано в работу. В результате каждая районная библиотека сможет стать цифровой.

Вождь этой мировой революции, как уже было сказано, — кошелек: в том же магазине «Москва» роман Дины Рубиной стоит 280 руб. на бумаге и 30 руб. 11 коп. без нее. Эти 30 руб. 11 коп. и есть цена книги «нетто». Электронная форма позволяет отбросить ненужное и дорогое «брутто»: традиционная книга выгодна изготовителям бумаги (Байкальский ЦБК, ау!), типографу, кладовщику, арендодателю. И, как видим, невыгодна нам. Чем это все грозит автору? Отпускная цена одного экземпляра «средней» книги в России — 80 рублей (это уже потом цепочка дистрибьюторов доводит дело финальных трехсот). Однако именно с восьмидесяти рублей автор получает свои отчисления, 7—15% (5,6—12 руб.), причем часто с большими задержками. С цены продажи электронного экземпляра автор может получить 25—50% (7,5—15 руб.) с перечислением раз в месяц или квартал (собственно, почему бы и не раз в неделю?). При этом тиражи традиционной книги который год падают, и конца этому не видно.

Получается, что автору электронные книги тоже выгоднее.

Для дистрибьюторов контента откроется еще одно золотое дно. Продавцы будут зарабатывать даже на текстах, являющихся общественным достоянием, public domain — т.е. распространяемых бесплатно. Например, можно готовить расширенные издания русской классики, вставляя туда кулинарные рецепты пушкинских времен и адреса ближайших бальных классов (для того чтобы все это хорошо работало, нужно только снабдить букридер приемником GPS, небольшая проблема по нынешним временам). Еще один более или менее очевидный пример — автоматически обновляемые путеводители с рейтингом окрестных забегаловок и гостиниц.

Самой сложной проблемой обычно называют пиратство. На самом деле проблема не так страшна, как ее рисуют осваиватели соответствующих бюджетов. Да, сегодня соотношение 80% на 20% в пользу распространителей контрафакта. Каждый пятый читатель, однако, готов платить. Несколько лет назад одно из агентств, занимающихся продажей электронных текстов, торговало книгами известного писателя, кстати говоря, противника копирайта. Его тексты были в каждой интернет-библиотеке, включая и совсем мусорные, однако покупателей оказалось достаточно. Потому что форматы подходящие, процесс оплаты прост, тексты вычитаны и исправлены. Музыке и фильмам хуже — легальные и нелегальные одинаковы.

Те, кому охота бороться за оставшиеся 80 процентов, придумывают свой формат или создают виртуальную библиотеку без возможности скачивать тексты.

Что же произойдет с традиционными издательствами, книжными магазинами и другими пережитками прошлого? Их, скорей всего, ждет судьба всех прочих пережитков.
Основных сценариев — два, оба на пользу автору и потребителю.

Первый: традиционные издательства превращаются в электронные. Собственно, многие уже создали если не свои магазины, то департаменты по продаже прав на электронные издания, а у крупнейшего издательства Random House электронные продажи за год успели вырасти на 400%. Издательство по-прежнему будет отбирать из входящего потока тексты, редактировать их, оформлять, корректировать, делать серии и продвигать свою продукцию. В жизни издательства ничего не меняется, только не нужно тратиться на склады и логистику, а в коридорах больше не пахнет типографской краской (последнюю проблему помогут решить парфюмеры). Тексты будут доступны через множество библиотек, через ящички с WiFi на улицах, в кафе и аэропортах. Книжные магазины станут редкостью, сосредоточатся (в Москве) где-нибудь в районе ГУМа и Третьяковского проезда. В этих бутиках будут продаваться художественные альбомы и бумажные версии электронных книг — в качестве дорогого подарка.

Второй: очень многие издательства закроются. Действительно, добавить свой текст в цифровую библиотеку может и сам автор. Получается гораздо быстрее, не надо ждать тиража в типографии и очереди в издательстве. Книгу, конечно, нужно отредактировать, оформить, сверстать, вычитать (а может, и перевести), но такие услуги на рынке уже доступны: например, проект «Открытая литература» не только профессионально оценивает тексты (за счет автора), но и предоставляет ему все мыслимые на книжном рынке сервисы, включая рекламные.

Собственно, электронным издателем, т.е. правообладателем и/или держателем площадки-«библиотеки» может стать каждый: университет, авиакомпания, ресторан, интернет-магазин, телекомпания или турфирма. Дальше все будет как всегда: конкуренция, ценовые войны, слияния и поглощения, выход на IPO. По этому сценарию единственный шанс для издательств — перейти в подчиненное положение, стать подрядчиками у автора. Автор наконец побудет королем (если, конечно, его книгу станут покупать). Такой расклад резко увеличит количество книг на рынке — по разным оценкам, никак не меньше, чем в десять раз. То есть в год будет появляться миллион новых названий книг — профессиональных или сделанных как профессиональные.

Этот же сценарий — мечта для литературных премий, юристов и толстых журналов. В миллионе титулов нужно как-то ориентироваться, и читатели станут платить (не прямо, так опосредованно) за экспертизу. Толстые журналы смогут стать электронными издательствами, литературными агентствами, экспертными бюро «в одном флаконе». И правильно: от их бумажного производства один убыток. С юристами тоже понятно — чем больше пиратов, тем больше востребованы их услуги.

Официальный тираж средней книги в России, по данным Российской книжной палаты, — 5692 экземпляра. Допустим, каждую электронную книгу купят пять тысяч человек, каждый из которых отдаст тридцать рублей (купят ли? конечно, конкуренция будет больше, но и доступность книг резко повысится, — хотя бы за счет покупателей в регионах, которые сейчас обделены возможностью беспрепятственно покупать малотиражные или специальные издания). Объем российского рынка электронных текстов составит в таком случае около пяти миллиардов долларов.

Это в три раза больше сегодняшнего книжного рынка, включая не только издательский, но и книготорговый бизнес. Есть о чем задуматься, — и издателям, и авторам, и читателям.

Георгий Урушадзе — генеральный директор «Группы культурных проектов»

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • arnyfrazer· 2010-02-19 11:01:12
    Все правильно сказано. И я бы еще добавил два пунктика -
    - чем меньше "бумажный" тираж книги, тем каждый конкретный экземпляр дороже. Стоимость книги тиражом в 5 и 25 тысяч может разниться в несколько раз. Так что снижение тиражей само по себе является критерием снижения конкурентоспособности бумажной книги. Цепная реакция. Чем дороже, тем меньше, а чем меньше, тем дороже.
    - автор забыл упомянуть, что, помимо букридеров, существует масса других инструментов для чтения электронных книг - телефоны, многие плейеры, PSP и т.д., которые еще выгоднее покупать в силу их многофункциональности, и превосходят существующие "ебуки" тем, что а) имеют подсветку, а значит позволяют читать при любом освещении, и б) позволяют устанавливать различное ПО, то есть, читать в наиболее удобной для конкретного юзера программе.
  • besputa· 2010-02-19 12:40:28
    С этим делом ситуация сильно затянулась: бесплатно уже мало что можно скачать, а нормальных платных сервисов нет. Абсурд - ехать за электронной версией в книжный магазин, чтобы купить диск, который для лэптопа давно уже пережиток прошлого. На Амазоне те же диски надо заказывать. Давно пора продавать книжные серии или на нормальных носителях, или через интернет.
    Цена на pdf версии неадекватна. Сверстать в том виде, в каком сейчас все выходит на бумаге, можно дома на коленке. Один pdf номер "Науки и жизни" стоит 50 р., но я не думаю, что это из-за высоких гонораров авторам.
  • vitalyleontiev· 2010-02-19 13:58:58
    Я вижу ситуацию несколько иначе. Начнем с того, что сегодняшние низкие цены на электронные книги - это, скорее, банальная заманиловка. Принять, что 30 рублей - это и есть "нетто"... Я лично так сказать не могу. Переход на цифровые книги исключает из цепочки только логистику и полиграфию, все остальные звенья остаются в неприкосновенности. Значит, при цене бумажной книги в 280 рублей издательство получает за нее около 150 (это и есть отпускная цена), из которых половина идет на полиграфию-логистику. Так что реально электронная книга не может стоит меньше 70-80, чтобы это было интересно издательству. Сейчас же в электронную торговлю идет либо старье. либо неликвид, продать которые на бумаге невозможно, по тем или иным причинам. Новинки же продвигаются скорее в рекламных целях...
    50% автор не получит в любом случае, поскольку издательство тоже должно на что-то жить. Стало быть, при упомянутой автором статьи схеме его гонорар вместо 7-15% может составит в лучшем случае 30%. Заметьте, я сознательно упускаю прибыль продавца этих текстов, который тоже явно не захочит работать меньше, чем за 50%!

    То есть в итоге вместо 300 рублей мы получаем 150. Будут ли покупать книгу за 150 рублей на электронном носителе? Будут - но только в том случае, если человека приучаст к ридерам с детства. То есть - лет через 10. Есть еще один вариант: альянс издателей/продавцов электрокниг с мобильными опреаторами. В самом деле, если NOKIA делает мобильную фонотеку, почему бы МТС, скажем, не сделать ставку на книги? Можно было бы предложить специальный тариф для покупателей смартфоенов типа HTC, с большим экраном... При этом бы деньги, понятное дело, списывались бы с мобильного счета... Вот это - очень интересный вариант развития событий...


  • gorilles· 2010-02-19 14:09:14
    Так и хочется добавить: Москва переименовывается в Старые Васюки, а Васюки — в Нью-Москва.
    Слишком уж оптимистично, на мой взгляд, выглядит недалёкое будущее электронных книг. Да, бумажные стоят дорого, но их нет в электронном виде. Автор может хоть что-то получить, пока книгу не оцифровали и не выложили на каком-нибудь эквадорском сервере.
    Представим, что книжки стали выкладывать в цифровом виде ВМЕСТО того, чтобы их печатать. Сколько людей захочет платить за то, что можно получить совершенно бесплатно? Ведь речь идёт о России, а не о itunes store. Нет, не думаю, что в пять лет что-либо подобное сможет произойти.
    К тому же, подумайте о чиновниках! Что будет кушать пожарный инспектор, если закроются книжные и типографии в его районе? А городская администрация? А налоговая? В настоящей России ситуация, описанная автором, на мой взгляд, невозможна. И очень жаль.
  • besputa· 2010-02-19 14:40:15
    В несколько кликов перевестит текст из ворда в пдф, в несколько кликов вывесить в он-лайн магазины - да при цене 10 р за скачивание новый автор остается при своих 50 тыс р за 5 тыс экземпляров, а автор бестселлера - при своем миллионе за каждые 100 тыс экземпляров. Корректор - это не обязательно издательство, дизайнер - уж точно не оно. Продвижению помогут положительные отзывы с минимальным количеством знаков эксклюзивного текста, если забанить роботов и включить рейтинг рецензентов.
  • ulyss· 2010-02-19 15:10:15
    Интересное обсуждение статью на Pro-Books.ru развернулось: http://pro-books.ru/node/3798
  • Grjomka· 2010-02-19 15:54:49
    Крутая штука и, кстати нету никаких проблем с электронными буками - можно всё скачать норм в сети бесплатно, либо же если нету самой книги в нужном формате - то можно просто текст копирнуть её и через конвертор создать оною книгу. Короче круть, однако дорогая эта штучка пока что, подожду пока подешевле станет, а там небось ещё и наворотов всяких понаделывают ))))
  • andrejczyk.blogspot.com· 2010-02-19 17:45:11
    А зачем в этой цепочке издатель?
  • ekniga· 2010-02-19 18:36:37
    Издательство "Манн, Иванов и Фарбер" (ох, надеюсь не сильно переврал название) уже реально продаёт свои книги в е-версии в Литрес по цене, если не ошибаюсь 160 рублей. И публика не только покупает по 160, но (часто, если такая возможность есть) покупает и электронную и печатную версии. Книги там уж больно хороши... Стоят своих денег.
    Что до доли АВТОРА, то в мире сейчас уже 50-70% от цены е-книги - доля АВТОРА. Издатель и продавец делят остаток. Что, впрочем, не мешает издателям требовать увеличения цены е-книг в полтора раза. Для того, чтобы увеличить реализацию ПЕЧАТНЫХ книг (на то, что увеличение цены е-книг может вызвать пиратство и падение выручки за е-книги издателям плевать - их интересуют продажи ПЕЧАТНЫХ книг
  • remez· 2010-02-19 21:44:46
    А мне с этой самой машинкой повезло меньше. Она почти сразу сломалась по неизвестной причине, и ремонт гарантии не подлежал, поэтому мне надо было уплатить 6000 рублей. Как я узнала у продавца, мой случай - не единичный. Но я очень хочу читать электронные книги, поэтому все-таки заплатила за ремонт. Что будет после - увидим.
  • xennex· 2010-02-20 00:49:08
    Ещё издательства детских книг останутся))))
  • tammie-tammie· 2010-02-20 04:24:07
    Книга как основной носитель информации должна уйти.
    Книга как ценный артефакт должна остаться.
    Но, это не в ближайшем будущем.

    Спрос на е-книги уже есть, но удовлетворить его в объеме, который позволит увеличить прибыль в сравнении с традиционным издательским бизнесом, невозможно. Так что, всё по-старому.

    А "Манн, Иванов и Фарбер" - прекрасное издательство. Они, кстати, начали продавать устройства для чтения.
  • murakami· 2010-02-21 10:49:39
    у меня самсунг д980 дуос, я на нем читаю практически все книги. экран большой, подсветки надолго хватает, книги делаю в формате ява-приложений (как игры) в программе рид-маньяк 2.6 (есть такая, ее можно скачать в интернете), очень быстро и удобно: берешь текст в формате .txt (обычный текст из блокнота, или перекодируешь .doc в .txt), загоняешь в рид-маньяк, ставишь настройки (не забудьте установить флажок напротив больших шрифтов), ждешь пару секунд - и готово.

    главное - это узнать, какого размера ява-приложения максимально поддерживаются телефоном. у меня - 500 кб. а это немало. на старых телефонах это, как правило, в 2-4 раза меньше, но это не беда: просто книга автоматически делиться на главы, и вы их по очереди устанавливаете на телефон.

    раньше, до того как купил этот телефон, читал в основном с экрана ноутбука, но его ведь с собой в дорогу не всегда возьмешь, да и зарядки ненадолго хватает, по сравнению с телефоном. а теперь у меня есть удобное , простое и доступное средство для чтения, в том числе и в транспорте... особенно когда долго едешь.

    теперь я больше не печатаю на своем домашнем принтере сотни страниц, - берегу природу-матушку.

    но это не значит. что я отказался навсегда от бумажных книг. например, своих любимых писателей - Харуки Мураками и Бориса Акунина, - я в будущем планирую приобрести в бумажном варианте, когда цена упадет на топовые издания. а пока жду, когда новинки появятся на либрусек, открываю и копирую в ворд, а потом перегоняю на телефон.

    все просто.
    P.S. рид-маньяк подходит практически для любого телефона, достаточно иметь кабель передачи данных с ПО или блютуз.
  • elizaveta_vorobej· 2010-02-22 18:56:28
    А зачем читать Дину Рубину - хоть за 280, хоть за 30?
  • quazzar· 2010-02-24 01:58:01
    В статье и комментариях много цифр, подсчетов прибыли и выгоды... Но совсем не уделяется внимания другому аспекту вопроса.
    Мне 20, "в обнимку" с бумагами провел лет 15. Да, сейчас большую часть текстовой информации читаю в цифровом виде. Да, и книги тоже. Нетбук здорово выручает. Уверен, что за таким способом будущее - налицо компактность, возможность быстрого поиска интересующей информации и пр. Кроме того, я люблю деревья.
    Но, тем не менее, если речь идет о каких-то произведениях по-настоящему важных, знаковых для человека, ни один букридер не сравнится с живыми бумажными страницами... Книжка затирается, перечитывается, она "работает", она живет.
    Так что, мне кажется, литература на бумажных носителях никуда не денется. Изменится ли ее статус - скорее всего.
    Книга как источник информации - цифровая книга. Книга для удовольствия - бумажная книга.
  • tanatocronos· 2010-07-03 15:17:40
    Книгу, которая включала бы себя все остальные книги, предсказал Хорхе Луис Борхес в "Вавилонской библиотеке". Я, конечно, не отказался бы от такой книги. Есть одно но:
    для того, чтобы она приносила пользу подростку, из неё необходимо исключить все нехорошие картинки. Когда подросток берёт бумажную книгу, можно быть уверенным, что там этих картинок не окажется. А с электронной книгой дело обстоит иначе. Где гарантия, что юноша вместо того, чтобы читать запоем, как в своё время я, когда был мальчишкой, не прирастёт взором к этим нехорошим картинкам, а о полезном чтении забудет? В электронной книге - порнояд. С этим нужно что-то делать.

    Или вот ещё что: мою книигу: Хорхе Луис Борхес. Алгорифма - вовсю тиражируют в Интернете, а мне как автору этой книги не на что оплатить этот самый интернет, потому что за литературную работу мне никто ничего не платит. Я живу в Крыму, а книгу мою тиражируют невесть где, скорее всего в России. Я никогда не отстою своих авторских прав, не имея адвоката, денег на судебный иск и т.п. Да и вообще, стоит ли овчинка выделки? Но если я занимаюсь такой трудной литературной работой как перевод поэзии, причём на моих текстах наверняка наживутся после моей смерти (а я уже не молод),то отчего бы специально созданному фонду не обеспечить мне и таким как я спокойную писательскую старость с учётом их бескорыстных литературных заслуг?
Все новости ›