Фантазии Анны Борисовой учитывают существующие каноны — католический, православный, мусульманский, буддийский. Но цитаты как-то уж слишком очевидны и скреплены скорее искусственно, нежели искусно
Кажущаяся невнятность мистических трактатов от Якоба Беме до Даниила Андреева, обилие в них сложных символов и метафор продиктованы не только свойственным любой герметической традиции стремлением защитить себя от профанного взгляда. И уж тем более это не следствие ущербности самих мистических прозрений. В гораздо большей степени это попытка найти язык, адекватный предмету, обозначить то, что в мире не явлено.
Писателей, разумеется, это никоим образом не смущало и не смущает. Тем более что сегодня можно черпать творческие силы не только из «Книги мертвых», или дантовского «Ада», или «Хождений Богородицы по мукам». Религиозно-мистический опыт существует теперь в контексте фэнтези и психоделической литературы. Фантастика (то есть измышление, основанное на фантазии, прихотях ума, а не откровении) давно уже никого не смущает, так что почему бы мирам иным не оказаться всего лишь параллельными мирами. Просто жизнь после смерти превращается в чуть смещенное, лишенное свободы бытие, как в романе Жана Эшноза «У рояля» (жизнеописание гениального пианиста здесь не останавливается с его смертью: вся вторая часть романа посвящена загробному существованию героя). А у Марии Рыбаковой в романе «Анна Гром и ее призрак» смерть вообще лишь повод заново — с того света — увидеть и описать прожитую жизнь.
Роман Анны Борисовой «Там» претендует на большее, то есть не удовлетворяется психологией, а подступается к религии. Психологию это, впрочем, не исключает.
Место действия — аэропорт. Здесь сходятся герои — разные и по убеждениям, и по возрасту, и по социальному положению. Шахид, ученая дама-историк, юноша-бармен, китаец, всю жизнь мечтавший стать японцем, литовская женщина с ребенком, верующая католичка, вынужденная зарабатывать своим телом, православный милиционер-кинолог, еще один милиционер, малоотличимый от бандита, парочка французов-молодоженов. У каждого своя история, своя судьба. И все они оказываются жертвами теракта.
Далее и следует описание посмертного бытия. В общем, всем воздается по вере. С некоторыми поправками, разумеется. Не может же автор упустить возможность поиграть в справедливость небесную, отличную от справедливости земной. Но все же — каждый попадает в свой мир.
Вот здесь и начинаются проблемы. Фантазии Анны Борисовой учитывают существующие каноны — католический, православный, мусульманский, буддийский. Но цитаты как-то уж слишком очевидны и скреплены скорее искусственно, нежели искусно (в основном при изображении посмертного бытия в ход идут «реанимационные» штампы — природы скорее медицинской, чем литературной). Эта эклектика понижает уровень художественной убедительности. И суть проблемы здесь не мировоззренческая, не религиозная, и даже не жанровая, а языковая.
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452541
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343884
- 3. Норильск. Май 1270617
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898133
- 5. Закоротило 822841
- 6. Не может прожить без ирисок 786692
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 763275
- 8. Коблы и малолетки 742572
- 9. Затворник. Но пятипалый 474897
- 10. ЖП и крепостное право 408525
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405279
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372242