Участники и организаторы 1-го Московского фестиваля вольных издателей «Boo. буквы, звуки, цацки» поделились с OPENSPАCE.RU своими впечатлениями и соображениями
© Игорь Белый
С 21 по 23 августа в Москве, в «Галерее на Солянке» прошел 1-й Московский фестиваль вольных издателей «Boo. буквы, звуки, цацки». На нем были представлены книги более 30 «малых» издательств, выставки иллюстраций, арт-книги, рукодельные подарки и сувениры. Культурная программа включала концерты, презентации, встречи с авторами — такими как Марк Фрейдкин (он представил свою новую книгу) или Юрий Норштейн. В последний день был проведен круглый стол, на котором организаторы фестиваля объявили о создании Гильдии вольных издателей, призванной решить проблемы малых издательств, в нынешней рыночной ситуации практически отрезанных от широкого потребителя.
Фестиваль прошел с аншлагом, ставшим приятной неожиданностью для самих организаторов. В общем-то было чему удивляться: нельзя не отметить очевидные проблемы с организацией, для первого раза, вероятно, неизбежные. Свежеотремонтированное помещение подвала «Галереи на Солянке» не выдерживало наплыва посетителей — элементарно не хватало места и, главное, воздуха. Участники узнали о предстоящем мероприятии путем «сарафанного радио» и ЖЖ, а культурная программа была собрана, можно сказать, с бору по сосенке, и никакой внятной концепции в ней не прослеживалось. Можно, однако, надеяться, что в дальнейшем эти проблемы будут решены — фестиваль будет проводиться раз в полгода. Инициаторы мероприятия — Игорь Белый (издательство
Memories) и Чеслав (издательство
«ЧеБуки») — хорошо выбрали время для бета-тестирования нового начинания, проведя фестиваль во второй половине августа: в мертвый сезон доброжелательное внимание публики событию было обеспечено. Таким образом Гильдия вольных издателей смогла громко заявить о себе — начало положено, пожелаем гильдии успеха и посмотрим, что будет дальше.
Варвара Бабицкая расспросила организаторов и участников фестиваля об их впечатлениях от мероприятия, поинтересовалась, каким потребностям малых издательств призвана удовлетворять новосозданная гильдия, а также имеет ли происходящее практический смысл в плане выживания маленьких издательств в условиях кризиса или делается просто с целью поднять себе и публике настроение.
Читать текст полностью
Чеслав, издательство «ЧеБуки»
Мне кажется, фестиваль удался. Мы думали, что будет гораздо меньше издателей, а особенно читателей: получилось невероятное столпотворение, из-за этого очень душно, но зато всем интересно. Мои впечатления — это впечатления участников. Если им нравится, то и мне тоже. Но для нас не было главным собраться, поторговать книжками и разбежаться в разные стороны. Фестиваль только средство, а цель — гильдия, которая бы постоянно работала и решала проблемы малых издателей, — единый маркетинговый центр.
© Игорь Белый
Чеслав и Игорь Белый
Дело в том, что мы все умеем делать книжки и не умеем их продавать. Мы издадим тысячу штук и сидим на них целый год. У нас очень специфические проблемы. Книготорговые компании, как правило, за редким исключением, не заинтересованы в работе с малыми издателями, у которых маленький прайс-лист, редко выходят новинки и так далее. Они заточены под издательства, у которых большие тиражи, удобная хорошая дистрибуция. Компания «Берроунз» чуть ли не единственная, кто позиционирует себя в качестве оптовика. Мы им не конкуренты, мы будем сотрудничать с ними, как и с «Додо-спейсом», и с «Фаланстером», но у нас немного другой подход к этому делу. Помимо торговли книжками, мы будем создавать некое информационное поле, привлекать новых людей. Потому что во все эти книжные магазинчики и на все эти фестивали ходят одни и те же люди. Вот они сейчас пришли, увидели эти книги, но через полгода будут те же самые книги и те же самые люди. Это никому не интересно. Мы будем расширять пространство. Есть куча замечательных книг, а читатели не то что не знают, где их купить, а даже об их существовании не догадываются. Помимо фестиваля, который будет проходить раз в полгода, мы будем устраивать постоянные события, которые всем интересны. У нас будет свое собственное большое место, оно так и будет называться — «Место»; там будет магазин, офис нашего собственного оптовика, выставочный зал для презентаций, мастер-классов, концертов. И благодаря тому, что мы будем смешивать самые разные аудитории, у нас будут хорошие информационные поводы, будут приходить новые люди.
Что касается материальной стороны вопроса, то, когда нас два-три маленьких издательства, это деньги для нас неподъемные. Когда нас сорок, то, скинувшись хотя бы по десять тысяч, мы можем нанять штат специалистов. Мы умеем делать книги, но не умеем их продавать, поэтому мы берем людей, которым доверяем. Они гарантированно не тянут одеяло ни в чью сторону, не защищают ничьих отдельных интересов, а защищают интересы всей гильдии и продают книги всей гильдии. Половину книг, представленных на фестивале, не найти в магазинах. Они так и живут — от фестиваля до фестиваля. Вот замечательный пример. Эрик Брегис из Риги издает замечательные книги, у него их много, но он не может их продавать в России, потому что у него нет российского юридического лица. К нему уже вчера из «Библио-Глобуса» приходили и говорили: как только будет российское представительство, сразу берем все ваши книги. Есть частные издательства, есть проекты одной книги, есть куча издательств в регионах, которые заинтересованы в том, чтобы пробиться в Москву. Сейчас нас тут около сорока, и примерно столько же не попали на фестиваль, но написали, что хотят с нами работать.
Дмитрий Кузьмин, журнал «Воздух», издательство «Арго-риск»
Я думаю, что здесь нет никакого особенного «или», потому что выживание маленьких издательств — это в значительной степени вопрос наличия радости у их владельцев. Я, как строго малый издатель, могу сказать, что коммерческий эффект от этого занятия совершенно нулевой и ради него не стоило бы затеваться. Значит, ты затеваешься ради своих культурных, эстетических и идеологических соображений. И приятно, когда эти твои соображения поддерживаются какими-то хотя бы небольшими праздниками время от времени. Морально-психологический аспект не стоит сбрасывать со счетов. Я за половину этого мероприятия, за полтора дня из трех, продал моих поэтических сброников тысячи на три. Для этого конкретного сегмента — вполне сумма, при том что для нормального издателя это несуществующие деньги. Учитывая, что за участие организаторы брали всего полторы, как это ни смешно, данная акция имеет определенный материальный смысл. Но в большей степени, конечно, это способ привлечь к себе внимание, потусоваться и поднять себе настроение всем вместе.
Что же касается гильдии, то не совсем понятно, насколько это нужно. Для того чтобы провести такое мероприятие, никакая специальная гильдия, кажется, особо не требуется. А разговоры о том, что надо всем вместе пробиваться на книжный рынок, вызывают у меня определенные сомнения. Книжный рынок у нас устроен таким способом, что, грубо говоря, в те каналы, по которым действуют «АСТ» и «ЭКСМО», мы не попадем все равно. Даже если мы впятидесятером объединимся, нет смысла рыпаться. А каналы более скромные в некотором роде уже оприходованы — скажем, нашими друзьями из конторы, которая называется «Берроунз», которые этим занимаются уже не первый год. Трудно вообразить, чтобы новосозданная гильдия придумала на этой ниве что-то такое, до чего Леша Дьячков еще не додумался. Но за пределами распространения, наверное, какие-то идеи могут быть. Скажем, если говорить о больших книжных ярмарках, то малому издательству в одиночку взять стенд — бессмысленная трата денег. Даже на «Нон-фикшн» я один раз этот эксперимент провел, это было года четыре назад. Мы взяли стенд на троих с «Колонной» и с Маратом Гельманом, и даже втроем мы его не то чтобы сильно отбили. То есть на большой ярмарке какие-то коллективные действия, возможно, имели бы смысл. Возможно, имела бы смысл — давайте пофантазируем — премия Гильдии малых издательств за что-нибудь.
Но остается неясно, что именно мы называем малыми издательствами. Или это просто самоидентификация в чистом виде. Например, пришел «Лимбус Пресс» и сказал: «Я малое издательство». Ну, молодец, такая у тебя идентичность. Хотя есть в этом какая-то странность. Или мы определяем малое издательство по какому-то объективному количественному показателю. Можно и так, но не очень понятно, где поставить засечку и почему. Мне-то казалась бы более логичной идея ассоциации гуманитарного книгоиздания, которая производила бы отбор не по количественным, а по качественным показателям. И в этом альянсе, условно говоря, «НЛО» — оно не то чтобы сильно малое — занимало бы законное место тут же, рядом с моим «Арго-риском» или с «Водолеем». Вот от такой ассоциации какой-то мыслимый позитивный эффект, как мне кажется, мог бы быть больше. Они могли бы, скажем (в отличие от просто ассоциации малых издательств, издающей все, что угодно), выходить на вузы. Потому что их потребитель — это в значительной степени высшее образование. Просто пример. Такой инициативы пока вроде нет, а дальше — поживем, увидим.
Шаши Мартынова, издательство Livebook
Ребята большие молодцы, победили практически невозможное, и за вычетом духоты здесь жаловаться совершенно не на что. Продажи хорошие, аудитория абсолютно наша — это по сути такой микро-«Нон-фикшн», и поэтому это здорово.
Здесь участники объединены по принципу малого издательства, иногда совсем крошечного. Здесь часть издателей даже юридического лица не имеют: это индивидуальные издатели. Они не имеют никакого выхода на московские или любые другие магазины, которые не работают с ассортиментом менее нескольких десятков позиций. В первую очередь для них и нужна гильдия: совокупный прайс даст возможность этим издателям выступить на территории общей розницы. Просто даст доступ читателю к этим книгам, а издателю — к рознице, к деньгам, к известности. Существующие книготорговые компании, во-первых, не всесильны; во-вторых, они тоже работают с юрлицами. Если много людей будет сдавать в это объединенное юрлицо на комиссию книги, это юрлицо уже будет действовать на равных с другими игроками на рынке.
© Игорь Белый
Алексей Дьячков, книготорговая компания «Берроунз», издательство «КороваКниги»
Прежде всего хочу сказать, что фестиваль организован и проведен отлично. Но будущее гильдии мне представляется довольно туманным: непонятно, как все это будет происходить реально. Пока очень много слов. На самом деле институции, которые продвигают книги на большой книжный рынок, существуют. Например, книготорговая компания «Берроунз» и ряд других, которые аккумулируют десятки и сотни издательств и пытаются их продавать в магазинах, — это коммерческие организации. Мы делаем что-то хуже, что-то лучше, что-то получается, что-то не очень. Но мы стараемся, и понятно для чего — чтобы заработать себе на хорошую жизнь, и более или менее нам это удается. Мы, как люди с культурной рефлексией, еще и ставим перед собой цель, чтобы хорошие книги попали к человеку, которому они интересны, и исходим при этом из собственной выгоды. Из чего будет исходить эта гильдия, непонятно. Это некоммерческая организация, которая будет существовать на взносы, будет какой-то штат независимых сотрудников, которые будут эти книги продвигать. Бухгалтер, менеджер, PR-директор. Дело в том, что это очень дорогие сотрудники. Чтобы работать с книгами — если сам издатель не знает, что с ними делать, — успешный сотрудник должен получать огромные деньги. Иначе у него ничего не выйдет. Откуда будут браться эти деньги, если утверждается, что книги будут распространяться по издательским ценам, даже с десятипроцентной наценкой, непонятно.
Я издатель и книготорговец в одно и то же время. Мы, как книготорговая компания, компенсируем ошибки издателя в бизнес-планировании. Вот он затеял издательство как хобби, а потом решает: давай-ка это будет коммерческое предприятие. Но ничего для этого не делает. Он продолжает издавать книжу пятисотенным тиражом, она у него получается дико дорогая, он не может сделать скидки, большие магазины не готовы предоставлять место под эту книжку, потому что аналогичная книжка, выпущенная большим тиражом, стоит втрое дешевле.
© Игорь Белый
Ребята могут честно сказать: мы сделали отличный фестиваль. Это правда, и тут хорошие продажи. Скажем, все книги, представленные на нашем стенде, есть в книжном магазине «Проект ОГИ». Но народ же не ходит туда каждый день и не покупает их в таких объемах. Понятно, что это фестивальная торговля, люди пришли на событие, а попутно еще и купили книгу. Гильдия, которая проводит такие мероприятия, — это неплохо, это действительно полезная общественная организация. А продажей книг и продвижением их на рынок пускай все-таки займутся специалисты.
Бизнес как хобби вообще порочная штука. Если бы книг издавалось вдвое меньше, и при этом именно за счет непрофессиональных, то, наверно, было бы лучше. Можно издавать книги не с коммерческими целями, и издавать хорошо, но это исключения. А мы говорим о правиле. Тут такой тезис прозвучал на круглом столе: «нам нравится издавать книжки, нам не нравится их продавать». Это подается как какой-то бонус, а на самом деле это минус. Издатель предъявляет претензии к книжному оптовику, что тот плохо распространяет его книжки. На что оптовик справедливо ему отвечает: а что ты сделал для того, чтобы книжка твоя продалась? Ты выпустил книжку тысячным тиражом по большой себестоимости, в мягкой обложке с эстетским оформлением? Будь рад, если хоть что-то удалось продать! Я имею право об этом говорить, потому что я нахожусь в обоих лагерях, и мне прекрасно понятны обе позиции. Например, Макдонах выпущен моим издательством «КороваКниги» тысячным тиражом, и он практически разошелся. Но если бы я издал его в хард-ковере [твердой обложке], если бы я купил картинку с Колином Фарреллом и поставил на обложку, то продал бы за то же время десять тысяч экземпляров. Я этого не делаю, потому что для меня это хобби, а бизнес у меня другой. Мне, конечно, хочется, чтобы книжка была красивая и при этом разошлась большим тиражом, но я понимаю, что это невозможно, и в данном случае удовлетворяю какие-то свои эстетические амбиции, увлечения. Я всем доволен, а если хочу что-то получить дополнительно (дополнительное распространение, дополнительные тиражи, дополнительные деньги), мне нужно в это дополнительно вложиться. А если у меня есть книга, в которую я вложился, мне не нужна гильдия. Я пойду в «Книжный клуб 36,6» и в «АСТ», и они у меня прекрасно ее возьмут. Гильдия хочет набрать всякого мусора и пытаться его продвигать. Я не понимаю зачем.
Спасибо.
Игорь Белый.