Оцените материал

Просмотров: 21757

Chicks with Dicks

Андрей Плахов · 24/04/2009
В нашем кино грянула сексуальная революция

©  PhotoXPress

Валерия Гай-Германика

Валерия Гай-Германика

В нашем кино грянула сексуальная революция. Нет, эротики на экране не стало больше, зато резко вырос контингент женщин-режиссеров. Уже два года назад на «Кинотавре» 7 из 14 конкурсных фильмов были подписаны женскими именами. Среди этих семи авторов к разряду классиков, безусловно, можно отнести только Киру Муратову, представившую тогда на конкурс фильм «Два в одном». Теперь на ММКФ ожидается премьера ее новейшей «Мелодии для шарманки».

К статусу мэтров подбираются и снискавшая международную репутацию Светлана Проскурина («Лучшее время года») и имеющая реноме в документалистике Марина Разбежкина («Яр», вторая игровая картина режиссера). У Разбежкиной уже есть ученица Валерия Гай Германика, чей фильм «Все умрут, а я останусь» стал прошлогодней сенсацией в Канне и манифестом нового поколения анфан терриблей. Добавим к этому списку Ларису Садилову («Ничего личного»), Анну Меликян («Русалка»), Юлию Колесник («Новая Каледония»), Катю Шагалову («Однажды в провинции»), Веру Сторожеву («Путешествие с домашними животными»). Все это заметные фильмы, фестивальные успехи, призы.

Еще недавно кинорежиссура считалась чисто мужской профессией, куда допускались только отдельные пассионарии женского пола с «мужицким» характером, или, как говорили завистницы, «с яйцами» (chicks with dicks). Подобных сильных представительниц режиссерской профессии было по одной-две в каждой кинематографической державе: Лина Вертмюллер и Лилиана Кавани в Италии, Аньес Варда и Катрин Брейя во Франции, Вера Хитилова в Чехии, Марта Месарош в Венгрии, Маргарет фон Тротта в Германии, Кэтрин Бигелоу в США. У нас, помимо Киры Муратовой и Ларисы Шепитько, успешно работали еще несколько женщин, но все равно это было явное и абсолютное сексуальное меньшинство профессии.

©  PhotoXPress

Екатерина Шагалова

Екатерина Шагалова

Но что мы видим сегодня? Во Франции полностью сменился гендерный состав режиссуры: чуть ли не две трети выпускников режиссерских киношкол теперь женщины. Сработало ли это на повышение уровня национального кинематографа, вопрос спорный, но факт остается фактом. Примерно то же самое происходит в других западных странах, а также в Китае и Латинской Америке: достаточно пролистать любой фестивальный каталог, чтобы убедиться в этом. На последнем фестивале в Локарно побеждает турчанка, в Берлине одна за другой — боснийка и перуанка, и т.д и т.п.

Между тем на наших фестивалях нередко можно наблюдать, как жюри, где правят бал мужчины, довольно заметно игнорирует продукты женской режиссуры. По поводу «мужского шовинизма» достаточно сказать, что в творчестве наших режиссеров-мужчин старшего, среднего и даже молодого поколения преобладают мужские игры, темы и сюжеты. В «12» Никиты Михалкова меряются харизмами двенадцать присяжных исключительно — чего не бывает в современной жизни — мужского пола. В «9 роте» Федора Бондарчука женщина годится разве что для сеанса группового секса. В «Возвращении» Андрея Звягинцева отец выясняет отношения с двумя сыновьями в отсутствие матери, а в «Изгнании» того же автора женщину сводят в могилу, чтобы дать повод мужчинам разобраться со своей совестью.

©  PhotoXPress

Лариса Садилова

Лариса Садилова

Такое кино на Западе называют фаллоцентричным. Его засилье объясняет, почему у нас почти нет ярких молодых звезд женского пола. Но если бы даже вдруг в одночасье появились новые Маргарита Терехова, Людмила Гурченко и Анастасия Вертинская, интересно, кто бы их снимал? Ведь режиссеры, которые любят женщин, или оставили эту любовь в прошлом, или сами отошли от дел. За крайне редкими исключениями.

Впрочем, не все так мрачно. Место мужчин — первооткрывателей звезд мало-помалу занимают режиссеры-женщины. Не факт, что Рената Литвинова засияла бы столь ослепительно, если бы ее не ввела в кинематографическую вселенную (и не продолжает вести по ней до сих пор) Кира Муратова. Вера Сторожева открыла драматические возможности Ксении Кутеповой, а Анна Меликян — Маши Шалаевой. Лариса Садилова проявила эксцентрический талант Зои Кайдановской, а Светлана Проскурина открыла сразу нескольких интересных актрис плюс реанимировала для кино Наталью Седых — героиню классической киносказки «Морозко». Точно так же Рената Литвинова (уже в качестве режиссера) вернула на съемочную площадку Светлану Светличную в качестве живого мифа и посвятила трагической мифологии старых актрис документальную ленту «Нет смерти для меня».

Женщины идут. И во многом дают фору мужскому кинематографу. Женский «принципиальный и жалостливый взгляд» острее, сострадательнее, но в чем-то жестче. Мужчина в кино (если только он не гений) остается мужчиной, рациональным даже в своей чувственности: у каждого свои недостатки. Женщина же сохраняет загадочную русалочью природу, столь близкую двойственной природе искусства.


Другие колонки Андрея Плахова:
«2Асса2» и «Анна Каренина» Сергея Соловьева, 23.03.2009

Другие материалы раздела:
Павел Лунгин: «Наши политики уверены, что они всегда будут с палачами, а не с жертвами», 23.04.2009
Виктория Никифорова. «Обитаемый остров: Схватка» в прокате, 22.04.2009
Виктория Никифорова. «Рок-волна»: премьера, 20.04.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Rina· 2009-04-25 21:17:35
    Если Вы говорите о фильме Веры Сторожевой "Путешествие с домашними животными", то там Сторожева открыла Ксению Кутепову:-)
  • vica· 2009-04-26 20:28:45
    спасибо, поправили. все-таки они очень похожи:))
  • bus· 2009-05-03 21:50:13
    Женским кино можно назвать всё кино России, потому что в нем совершенно отсутствует расчет и драматургия. Пусть режиссерами будут чувствительные дамы или нежные валеты, всё равно, но сценарии должны писать настоящие мужчины, не важно, какого они пола на самом деле. (К примеру - Агата Кристи) Наше кино бессмысленно, фильмы в своем развитии неподвижны, как у той же Гай-Германики, где весь фильм происходит одно и то же, через запятую. Показали жестоких идиоток в первых же эпизодах, а дальше они остаются такими же, сюжета нет, нет интриги, нет развития, а только показ и показ тех же тупых идиоток. Такая вроде бы хроника. Удивительно скучная и однообразная. Не случайно Михалков эиту барышню одобрил. Видно понимает, что ему она не конкурентка. А Ксения Кутепова известна давно, не Сторожева её открыла. Последних фильмов Проскуриной не видал, а предыдущие, давние, - типичный "артхауз" с претензией.
Все новости ›