В нашем кино грянула сексуальная революция
В нашем кино грянула сексуальная революция. Нет, эротики на экране не стало больше, зато резко вырос контингент женщин-режиссеров. Уже два года назад на «Кинотавре» 7 из 14 конкурсных фильмов были подписаны женскими именами. Среди этих семи авторов к разряду классиков, безусловно, можно отнести только Киру Муратову, представившую тогда на конкурс фильм «Два в одном». Теперь на ММКФ ожидается премьера ее новейшей «Мелодии для шарманки».К статусу мэтров подбираются и снискавшая международную репутацию Светлана Проскурина («Лучшее время года») и имеющая реноме в документалистике Марина Разбежкина («Яр», вторая игровая картина режиссера). У Разбежкиной уже есть ученица Валерия Гай Германика, чей фильм «Все умрут, а я останусь» стал прошлогодней сенсацией в Канне и манифестом нового поколения анфан терриблей. Добавим к этому списку Ларису Садилову («Ничего личного»), Анну Меликян («Русалка»), Юлию Колесник («Новая Каледония»), Катю Шагалову («Однажды в провинции»), Веру Сторожеву («Путешествие с домашними животными»). Все это заметные фильмы, фестивальные успехи, призы.
Еще недавно кинорежиссура считалась чисто мужской профессией, куда допускались только отдельные пассионарии женского пола с «мужицким» характером, или, как говорили завистницы, «с яйцами» (chicks with dicks). Подобных сильных представительниц режиссерской профессии было по одной-две в каждой кинематографической державе: Лина Вертмюллер и Лилиана Кавани в Италии, Аньес Варда и Катрин Брейя во Франции, Вера Хитилова в Чехии, Марта Месарош в Венгрии, Маргарет фон Тротта в Германии, Кэтрин Бигелоу в США. У нас, помимо Киры Муратовой и Ларисы Шепитько, успешно работали еще несколько женщин, но все равно это было явное и абсолютное сексуальное меньшинство профессии.
Но что мы видим сегодня? Во Франции полностью сменился гендерный состав режиссуры: чуть ли не две трети выпускников режиссерских киношкол теперь женщины. Сработало ли это на повышение уровня национального кинематографа, вопрос спорный, но факт остается фактом. Примерно то же самое происходит в других западных странах, а также в Китае и Латинской Америке: достаточно пролистать любой фестивальный каталог, чтобы убедиться в этом. На последнем фестивале в Локарно побеждает турчанка, в Берлине одна за другой — боснийка и перуанка, и т.д и т.п.
Между тем на наших фестивалях нередко можно наблюдать, как жюри, где правят бал мужчины, довольно заметно игнорирует продукты женской режиссуры. По поводу «мужского шовинизма» достаточно сказать, что в творчестве наших режиссеров-мужчин старшего, среднего и даже молодого поколения преобладают мужские игры, темы и сюжеты. В «12» Никиты Михалкова меряются харизмами двенадцать присяжных исключительно — чего не бывает в современной жизни — мужского пола. В «9 роте» Федора Бондарчука женщина годится разве что для сеанса группового секса. В «Возвращении» Андрея Звягинцева отец выясняет отношения с двумя сыновьями в отсутствие матери, а в «Изгнании» того же автора женщину сводят в могилу, чтобы дать повод мужчинам разобраться со своей совестью.
Такое кино на Западе называют фаллоцентричным. Его засилье объясняет, почему у нас почти нет ярких молодых звезд женского пола. Но если бы даже вдруг в одночасье появились новые Маргарита Терехова, Людмила Гурченко и Анастасия Вертинская, интересно, кто бы их снимал? Ведь режиссеры, которые любят женщин, или оставили эту любовь в прошлом, или сами отошли от дел. За крайне редкими исключениями.
Впрочем, не все так мрачно. Место мужчин — первооткрывателей звезд мало-помалу занимают режиссеры-женщины. Не факт, что Рената Литвинова засияла бы столь ослепительно, если бы ее не ввела в кинематографическую вселенную (и не продолжает вести по ней до сих пор) Кира Муратова. Вера Сторожева открыла драматические возможности Ксении Кутеповой, а Анна Меликян — Маши Шалаевой. Лариса Садилова проявила эксцентрический талант Зои Кайдановской, а Светлана Проскурина открыла сразу нескольких интересных актрис плюс реанимировала для кино Наталью Седых — героиню классической киносказки «Морозко». Точно так же Рената Литвинова (уже в качестве режиссера) вернула на съемочную площадку Светлану Светличную в качестве живого мифа и посвятила трагической мифологии старых актрис документальную ленту «Нет смерти для меня».
Женщины идут. И во многом дают фору мужскому кинематографу. Женский «принципиальный и жалостливый взгляд» острее, сострадательнее, но в чем-то жестче. Мужчина в кино (если только он не гений) остается мужчиной, рациональным даже в своей чувственности: у каждого свои недостатки. Женщина же сохраняет загадочную русалочью природу, столь близкую двойственной природе искусства.
Другие колонки Андрея Плахова:
«2Асса2» и «Анна Каренина» Сергея Соловьева, 23.03.2009
Другие материалы раздела:
Павел Лунгин: «Наши политики уверены, что они всегда будут с палачами, а не с жертвами», 23.04.2009
Виктория Никифорова. «Обитаемый остров: Схватка» в прокате, 22.04.2009
Виктория Никифорова. «Рок-волна»: премьера, 20.04.2009
КомментарииВсего:3
Комментарии
-
Если Вы говорите о фильме Веры Сторожевой "Путешествие с домашними животными", то там Сторожева открыла Ксению Кутепову:-)
-
спасибо, поправили. все-таки они очень похожи:))
-
Женским кино можно назвать всё кино России, потому что в нем совершенно отсутствует расчет и драматургия. Пусть режиссерами будут чувствительные дамы или нежные валеты, всё равно, но сценарии должны писать настоящие мужчины, не важно, какого они пола на самом деле. (К примеру - Агата Кристи) Наше кино бессмысленно, фильмы в своем развитии неподвижны, как у той же Гай-Германики, где весь фильм происходит одно и то же, через запятую. Показали жестоких идиоток в первых же эпизодах, а дальше они остаются такими же, сюжета нет, нет интриги, нет развития, а только показ и показ тех же тупых идиоток. Такая вроде бы хроника. Удивительно скучная и однообразная. Не случайно Михалков эиту барышню одобрил. Видно понимает, что ему она не конкурентка. А Ксения Кутепова известна давно, не Сторожева её открыла. Последних фильмов Проскуриной не видал, а предыдущие, давние, - типичный "артхауз" с претензией.
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452146
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343590
- 3. Норильск. Май 1269734
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897919
- 5. Закоротило 822485
- 6. Не может прожить без ирисок 784251
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761367
- 8. Коблы и малолетки 741840
- 9. Затворник. Но пятипалый 473029
- 10. ЖП и крепостное право 408242
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404189
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371419