90 лет назад четырем суперзвездам американского кино надоело пахать на продюсеров, и они создали свою киностудию
Чарльз Спенсер Чаплин, Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс Варк Гриффит в день создания United Artists corporation
В статье «Яркая идея четырех звезд светит нам до сих пор» кинообозреватель New York Times выясняет, насколько сегодня актуален опыт «объединенных артистов»
Согласно древнему преданию Голливуда, земля дрогнула весной 1919 года, когда четыре звезды американского кино — режиссер Д. У. Гриффит, актеры Чарли Чаплин, Дуглас Фербенкс и Мэри Пикфорд —собрались вместе, чтобы создать свою собственную кинокомпанию.Но для «Нью-Йорк таймс», опубликовавшей и прокомментировавшей одно из первых официальных заявлений свежеобразованной кинокомпании, наиболее интересный аспект проекта заключался не в «звездности» его акционеров, а в заявленном намерении компании искоренить практику так называемой «пакетной закупки». Пакетная закупка вынуждала владельцев кинотеатров приобретать целую программу кинофильмов, чтобы заполучить те несколько картин, которые им действительно нужны. «Открытая закупка до настоящего времени осуществлялась лишь несколькими компаниями, — писала «Нью-Йорк Таймс», — таким образом, заявление «Юнайтед артистс» о том, что при сделках с кинотеатрами они будут строго придерживаться политики продажи «отдельных картин», можно расценивать как знаменательное событие в киноиндустрии».
Действительно, событие знаменательное. В следующем году «Юнайтед артистс» исполнится 90 лет, в течение которых, начиная с выпуска первой полнометражной ленты «Его величество, американец» Дугласа Фербенкса, компания многократно трансформировалась и меняла владельцев. И хотя первый договор предполагал, что каждый из четырех основателей будет выпускать по четыре фильма в год, вскоре стало ясно, что такой темп им не по зубам. Тогда «Юнайтед артистс» обратилась к другим независимо настроенным режиссерам, дабы те помогли осуществить запланированное. Среди них были Бастер Китон, Норма Толмедж, Кинг Видор, Уолт Дисней, Говард Хьюз, Самуэль Голдвин, Уолтер Вагнер, Александр Корда, Дэвид Сэлзник и многие другие, чьи работы будут показаны во время пятинедельного чествования студии «Юнайтед артистс», которое начнется в эту пятницу в кинотеатре Film Forum.
Киномарафон откроется двумя наиболее знаменитыми и растиражированными картинами из багажа «ЮА» — «Манхэттен» Вуди Аллена (1979) и «Бешеный бык» Мартина Скорсезе (1980), перепечатанными на новую 35-мм пленку. Но после этого программа, организованная Брюсом Гольдстайном, репертуарным директором кинотеатра Film Forum, свернет с проторенной дорожки «самых известных фильмов компании». В воскресенье и понедельник будут проведены сдвоенные сеансы двух важнейших картин раннего Стэнли Кубрика, «Убийство» (1956) и «Тропинки славы» (1957), а в 19.45 в понедельник покажут эпическую сказку Рауля Уолша «Багдадский вор» (1924) с Фербенксом в главной роли (под живой фортепианный аккомпанемент талантливого и старательного Стива Стёрнера). Существуя не столько в качестве финансового партнера, сколько в качестве компании, предоставляющей услуги, «Юнайтед артистс» не сумела сохранить права на те фильмы, которые распространяла, и права в конечном итоге были возвращены к первоначальным продюсерам. Например, фильмы Чаплина и Пикфорд вернулись в собственность их создателей, но Film Forum тем не менее организовал репрезентативный показ их лент — по два фильма от каждого. Фильм 1926 года «Воробьи», в котором Пикфорд спасает ватагу бездомных детей от трудового лагеря в болотах, будет показан 28 апреля вместе с легкой романтической комедией года «Моя лучшая девушка» (1927). Завершится эта часть программы двумя картинами Чаплина — идеальным сочетанием комедии и мелодрамы, фильмом «Огни большого города» (1931) и самым социально ангажированным произведением Чаплина «Новые времена» (1936). 1 мая шедевр Гриффита 1919 года «Сломанные побеги» идет в паре с возвышенным и проникновенным фильмом Чарльза Лаутона «Ночь охотника» (1955), который является своеобразной данью уважения Гриффиту. 13 и 14 апреля в разное время будет показано несколько классических лент Бастера Китона.
Наиболее бурные времена «Юнайтед артистс» переживала в начале 1950-х. Тогда два продюсера, Артур Крим и Роберт Бенджамин, обратились к двум живым основателям компании, Пикфорд и Чаплину, с предложением: если Криму и Бенджамину удастся вывести переживающую не лучшие времена корпорацию из кризиса в течение пяти лет, они получают право ее купить. Стареющие звезды дали добро, и так начался самый деятельный и самый плодоносный период в истории «Юнайтед артистс». Крим и Бенджамин сотрудничали с огромным количеством независимых режиссеров, финансируя проекты последних, взамен же получая определенные права.
Вскоре у них появилась собственная студия, целый ряд фильмов, которые можно было бы определить как нечто среднее между фильмами для кинотеатров под открытым небом и лентами категории «В» (например, нуаровая классика 50-х: фильм Роберта Олдрича «Зацелуй меня до смерти» и «99 River Street» Фила Карлсона — сдвоенная демонстрация 26 апреля). Кроме того, «ЮА» выпускали работы Отто Премингера («Человек с золотой рукой»), Стэнли Крамера («Скованные одной цепью») и сотрудничали с компанией-производителем Hecht-Hill-Lancaster, которую создал Берт Ланкастер вместе со своим агентом Гарольдом Хектом и сценаристом-продюсером Джеймсом Хиллом и которая отдала «Юнайтед артистс» свою первую оскароносную картину «Марти» 1955 года (сеанс 23 апреля).
По причине того, что «Юнайтед артистс» имела право не связывать себя нормами Голливудского этического кодекса производства фильмов, принятого в 1930 году, она быстрее остальных среагировала на социальные перемены в 1960-х. В те времена пьянящей свободы корпорация выпустила такие фильмы, как «Квартира» Билли Уайлдера (сеансы 6 и 7 апреля), «Том Джонс» Тони Ричардсона (сеанс 24 апреля) и «Маньчжурский кандидат» Джона Франкенхеймера (сеанс 15 апреля). Эти фильмы обладали столь острым сексуальным и политическим акцентом, что большим компаниям было просто нечего им противопоставить.
До конца 70-х «Юнайтед артистс» выпустила такие провокационные картины, как проходивший по ведомству фильмов для взрослых «Полуночный ковбой» (сеанс 9 апреля), «Влюбленные женщины» Кена Рассела (смелая экранизация одноименного романа; сеансы 27 и 28 апреля) и мелодрама Хэла Эшби на тему войны во Вьетнаме «Возвращение» (сеанс 22 апреля), не говоря уже о сексуально откровенной ленте Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» (сеанс 25 апреля).
«Юнайтед артистс» оставалась независимой студией до 90-х годов, то есть до тех пор, пока она не оказалась футбольным мячом в финансовой игре банкиров, промоутеров и жадных студий. Сейчас корпорацией сообща владеют MGM («Метро-Голдвин-Майер») и компания Тома Круза и Полы Вагнер. А пока мы сидим и гадаем, будут ли в будущем продолжены смелые традиции «Юнайтед артистс», плоды этих традиций будут демонстрироваться во всей своей красе до 1 мая.
Опубликовано 27.03.2008
Перевод с английского Всеволод Кушнирович
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452111
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343573
- 3. Норильск. Май 1269605
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897886
- 5. Закоротило 822440
- 6. Не может прожить без ирисок 784011
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760966
- 8. Коблы и малолетки 741734
- 9. Затворник. Но пятипалый 472877
- 10. ЖП и крепостное право 408170
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404032
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371326