Это никакая не ближняя Европа для советских людей – это чисто сделанная подрывная работа.

Оцените материал

Просмотров: 103669

Советские киностудии: что там сейчас?

Иван Чувиляев · 14/05/2012
ИВАН ЧУВИЛЯЕВ разбирается в том, чем были раньше и чем стали советские киностудии

©  РИА Новости

На территории киностудии «Казахфильм», 1972 год

На территории киностудии «Казахфильм», 1972 год

В апреле общественный совет «Ленфильма» — Александр Сокуров, Андрей Сигле, Константин Лопушанский, Дмитрий Светозаров и другие — собрал пресс-конференцию, на которой призвал журналистов помочь студии с выживанием и предложил свои рецепты выхода из кризиса. Побывав на этой пресс-конференции и вняв призыву старейшин студии, ИВАН ЧУВИЛЯЕВ решил поискать возможные выходы из кризиса в истории бывших советских киностудий и разобраться, чем они были раньше и чем стали теперь.


«ТАЛЛИНФИЛЬМ»
«Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Отель “У погибшего альпиниста”»



История. Самая западническая студия советской империи была образована сразу после оккупации страны — в 1940 году. Вполне простым и незамысловатым способом: эстонскую студию Eesti Kultuurfilm национализировали и превратили в орудие пропаганды. Соответственно до 1954 года она работала только как студия кинохроники. И только в середине 50-х стала выпускать художественные фильмы (первая лента, что характерно, — эпос про коллективизацию в буржуазной республике «Свет в Коорди», снятый Гербертом Раппопортом). Кроме того, Таллин всегда активно использовался как площадка для натуры в исторических фильмах. Да и не только исторических — где-то рядом с Нигулисте Шерлок Холмс ловил Джефферсона Хоупа, по соседству качали перьями на шляпах мушкетеры, а старые доки, на месте которых теперь стоит квартал лощеной современной архитектуры Роттермани, служили Тарковскому натурой для «Сталкера».

После 1991 года. Таллин и сейчас остается точно такой же близкой европейской натурой, как тридцать или сорок лет назад. Узкие улочки время от времени снимают, чтобы изобразить средневековую Европу. Студия, правда, к съемкам, которые здесь проводят русские кинокомпании, отношения уже никакого не имеет. Ее вычеркнули из кинопроизводства, и теперь «Таллинфильм» фактически взял на себя функции национального киноархива. Здесь занимаются хранением, реставрацией и дистрибуцией эстонских фильмов, снятых за последние сто лет. Как раз сейчас «Таллинфильм» организует мероприятия, приуроченные к празднованию столетия эстонского кино, — ретроспективы, спецпрограммы на фестивалях и, например, выставки плакатов. Кроме того, студии принадлежит кинотеатр Solaris, в котором показывают эстонское некоммерческое и документальное кино. А новейшие звезды эстонского кино вроде Вейко Ыунпуу или Ильмара Раага к студии отношения не имеют.


РИЖСКАЯ КИНОСТУДИЯ
«Стрелы Робин Гуда», «Долгая дорога в дюнах»



История. Вторая любимая историческая натура советских кинематографистов — менее лощеная, чем таллинская, — служила не столько вестником западной жизни для хрущевок, сколько пространством, где можно было легко организовать дивный новый мир, которого вовсе никогда не существовало. Или ту же западную жизнь, только с меньшим историзмом. Создали латвийскую киностудию в 1940 году примерно по той же схеме, что и «Таллинфильм», — на базе нескольких национализированных частных киностудий. Кинохроникой, правда, тут не занимались — первый игровой фильм, «Каугурское восстание», сняли в том же году. В 1961—1963 годах было построено отдельное здание студии, где разместилось три павильона — они до сих пор остаются самыми большими в Северной Европе.

©  Wikimedia

Вид комплекса зданий Рижской киностудии

Вид комплекса зданий Рижской киностудии

После 1991 года студия, на которой для советских людей ковали образцы западной жизни, фактически прекратила свое существование. На ее территории разместился латвийский киноцентр, который занимается реставрацией и дистрибуцией фильмов. Тому же центру принадлежит действительно первоклассный рижский музей кино — в нем проводят ретроспективы Герца Франка, выставляют реликвии, связанные с именем родившегося в Риге Эйзенштейна. Осенью этого года обещают открыть новую экспозицию под названием Digital Cinema. Павильоны же студии сдают в аренду различным кинокомпаниям. Собственно кинопроизводством студия почти не занимается.


ЛИТОВСКАЯ КИНОСТУДИЯ
«Девочка и эхо», «Никто не хотел умирать», «Это сладкое слово — свобода!»



История. В отличие от прочих прибалтийских киностудий, Литовская не была собрана из частных компаний, а фактически создавалась на пустом месте. Поначалу — в Каунасе, где пережила войну, а с 1949 года — в Вильнюсе. С 1957 года на студии стали снимать художественные фильмы (первый опыт — лента режиссера Микалаускаса «Голубой горизонт»), после чего она стала главной в советской киноиндустрии машиной по производству странного, неуместного, неудобного и совсем не советского кино. Яркий пример — фильмы Жалакявичюса, вроде бы вполне про войну и становление советской власти, а на деле — сущая антисоветчина, лощеный Пекинпа в пейзажах Полесья. Это никакая не ближняя Европа для советских людей — это чисто сделанная подрывная работа.

©  www.fotokudra.lt

Литовская киностудия

Литовская киностудия

Сейчас. Постсоветская судьба студии тоже сильно отличалась от прочих: Литовская киностудия сосредоточилась на копродукциях и вполне в этом деле преуспела. Во всяком случае, в качестве съемочной базы ее используют вполне активно: здесь снимали и «Горца», и британский сериал «Елизавета», и еще много чего.

{-page-}

 

«БЕЛАРУСЬФИЛЬМ»
«Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Кортик», «Бронзовая птица», «Иди и смотри»



История. Как ни странно, белорусская студия была основана в 1928 году под названием «Савецкая Беларусь» в Петербурге — в здании бывшего театра «Кривое зеркало» (не того, который петросяновский, а настоящего — в котором работал Евреинов). Сами фильмы снимались в Москве, в Минске же располагалась только кинолаборатория для выпуска кинохроники. Первый фильм, снятый собственно в Белоруссии, — «Лесная быль» — вышел на экраны в 1926 году. В 1946 году, после возвращения из эвакуации, студию переименовали в «Беларусьфильм», и вместе с тем она обрела славу главной кузницы кино для детей и юношества, развлекая, поучая — тут снимали самое назидательное кино, от «Кортика» до странной и всегда казавшейся в детстве неправильной (из-за того, что волк имеет облик Дуремара, наверное) «Красной Шапочки».

©  Беларусьфильм

Белорусьфильм

Белорусьфильм

После 1991 года. Прозванная в СССР «Партизанфильмом», «Беларусьфильм» теперь работает в основном как съемочная площадка. И кормится за счет сопродукции с русскими компаниями, которые здесь находят натуру Москвы 50-х годов, — тут снимали «Стиляг» и недавнего «Шпиона». Кроме того, несколько лет назад была даже попытка создать союзное русско-белорусское кинопроизводство под эгидой союзной же телерадиовещательной корпорации, которой рулит Игорь «Оба-на» Угольников (его роль майора Пискунова в «Ширли-мырли» вспоминать не будем). Правда, ограничилось кинопроизводство только эпопеей «Брестская крепость» — телевидение же благополучно продолжает существовать. Одновременно в Белоруссии подготовили законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О кинематографии в Республике Беларусь”», согласно которому приоритетным направлением деятельности студии стало именно белорусское кино, а государство из финансирования фильмов выходит — привлекайте, дескать, частных инвесторов. И да, обольщаться не стоит — не одни русские студии работают в сопродукции с «Беларусьфильмом». Скажем, эстонец Пеэтер Симм снял здесь свой последний фильм «Одинокий остров».

Сейчас снимают

«Дастиш фантастиш». Режиссер Александр Кананович


Яркий пример нынешнего творчества студии. Вроде бы новый формат — комедия. Только вот герои ее — деревенские жители (тоже, в общем, партизаны) и пашут землю на танке.


КИНОСТУДИЯ ИМ. ДОВЖЕНКО
«Симфония Донбасса», «Человек с киноаппаратом», «Земля», «Радуга», «Тени забытых предков»



История. В 1925 году было решено организовать — помимо созданной на руинах дореволюционного кинопроизводства Одесской студии — еще одну украинскую кинофабрику — в Киеве. Так что нынешнюю студию Довженко создавали на пустом месте — и прежде, чем на ней собственно началась работа, построили павильоны. В итоге первый фильм — «Ванька и Мститель» Акселя Лундина — был выпущен на экраны в 1928 году. В первые же годы студии повезло с режиссерами — сюда пришли работать помимо Довженко Вертов, Экк, Донской. Да и дальше она была не только и не столько даже центром национальной кинематографии, сколько тихим углом, в котором можно было более-менее свободно существовать под меньшим, чем в Москве и Ленинграде, прессом.

©  dovzhenkofilm.com

Киностудия им. Довженко

Киностудия им. Довженко

После 1991 года. Студия Довженко по-прежнему остается стопроцентно государственным предприятием. В качестве приоритетных направлений указываются производство художественных фильмов по государственному заказу и сопродукция. Особого успеха национальному кино это все не приносит, но тем не менее оно существует.

Сейчас снимают

«Богдан-Зиновий Хмельницкий». Режиссер Николай Мащенко


Название говорит само за себя — увесистый исторический фильм, и точка. Ну и да, в некотором смысле их ответ «Тарасу Бульбе».


ОДЕССКАЯ КИНОСТУДИЯ
«Место встречи изменить нельзя», «Три мушкетера»

История. Начнем с того, что кино придумал не Эдисон и не Люмьер. Кино придумал Йося Тимченко — идите на второе кладбище и спросите. Правда, даты смущают и сбивают патриотизм — свои фильмы «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» Тимченко снял на собственноручно сконструированный аппарат в 1894 году. Ну не Эдисон. Так что насчет родины кино — отложили в сторону. Теперь о студии. Одесская киностудия — прямая наследница студии «Мирограф», которая была здесь основана купившим по случаю в Париже киноаппарат фотографом Мироном Гроссманом в 1907 году. В 1918-м Гроссман построил павильон для съемок на Французском бульваре. В это же время в Одессу перебрались другие киностудии — в частности, студия Дмитрия Харитонова, у которого снималась Вера Холодная. После того как Одессу взяли красные, сладкая жизнь кинематографистов закончилась — зато остались павильоны, которые немедленно и заняла кинофабрика Всеукраинского кинофотоуправления, а вместе с ней новое поколение режиссеров: Довженко, Лесь Курбас (более известный как главный украинский театральный классик) и другие. А в послевоенные годы Одесская киностудия стала главным производителем легкого кино и одновременно — той самой провинцией у моря, в которой лучше жить, согласно Бродскому. Во всяком случае, за этим сюда устремлялись Хуциев, Тодоровский и, прости господи, Говорухин. Да и вовсе не советская Муратова, наконец.

©  www.odessafilm.com.ua

Одесская киностудия

Одесская киностудия

Сейчас. Родина самого беззаботного советского кино последние несколько лет представляла собой не слишком радостное зрелище. Единственный, кто заставлял о существовании студии помнить, — все та же Муратова. Огромный бассейн во дворе, в котором снимали батальные сцены, зарос, само здание стало понемногу разрушаться. Но в 2010 году вроде бы все пошло на поправку — при студии открыли неплохой музей (рассказывают про Тимченко и Холодную), фасад обшили блестящими блоками, у входа повесили брутальную мемориальную доску Высоцкому. Объявили о намерениях развивать сопродукции и привлекать продюсеров из России — и с переменным успехом это пока руководству студии удается.

Сейчас снимают

«Улыбка Бога». Режиссер Владимир Алеников


Очередная работа автора классических «Петрова и Васечкина». Про приезжающего в Одессу потомка, так сказать, знатного еврейского рода. С Панкратовым-Черным, Карцевым и Джигарханяном. Если эффект провинции у моря исчез, легкомысленность, пусть и потертая, на студии осталась.

{-page-}

 

«МОЛДОВА-ФИЛЬМ»
«Человек идет за солнцем», «Мария, Мирабела»



История. Студия образовалась в 1940 году, сразу после присоединения Молдавии к СССР. Правда, в отличие от прибалтийских республик здесь национализировать было нечего: кинопроизводства в стране не было. Поэтому в Кишиневе открыли отделение Украинской кинохроники. Хронику здесь и снимали до 1957 года — когда студия получила свое нынешнее название и на ней стали снимать художественные фильмы. Один из первых — «Человек идет за солнцем» Михаила Калика, эдакое «Я шагаю по Кишиневу» — остался лучшим из того, что было здесь когда-либо снято.

Сейчас. Студия фактически прекратила свое существование. Последние фильмы, снятые на ней, — ленты Сергея Давыдова «Чучело» (1993) и «Долина счастья» (1993). Затем — перерыв в 13 лет, и в 2006 году на «Молдова-фильме» сняли первый после перерыва фильм, короткометражку Игоря Кобылянского «Саша, Гриша и Ион». Она же стала последней на сегодняшний день работой. В структуре студии за двадцать лет ничего не поменялось — она по-прежнему принадлежит государству.

«Саша, Гриша и Ион». Режиссер Игорь Кобылянский



ЯЛТИНСКАЯ КИНОСТУДИЯ
«Праздник святого Йоргена», «Человек-амфибия», «Человек с бульвара Капуцинов», «Дети капитана Гранта»



История. Так же, как Одесская, Ялтинская киностудия расцвела во время Гражданской войны. В 1917 году в Ялту перевел кинопроизводство Александр Ханжонков и до 1919 года снимал здесь свои фильмы. Затем студию национализировали — но так как Крым постоянно переходил из рук в руки, с переменным успехом студия работала до 1921 года. Собственно, и дальше продолжалось примерно то же — студию приписывали поочередно то к Всеукраинскому кинофотоуправлению, то к тресту «Востоккино», то к «Союздетфильму», то к «Мосфильму». Так продолжалось до 1957 года, когда студия наконец была окончательно приписана к «Союздетфильму».

©  РИА Новости

Кадр из «Человек-амфибия» Ялтинской киностудии

Кадр из «Человек-амфибия» Ялтинской киностудии

Сейчас. Казалось бы, непостоянство сыграло на руку студии: полную самостоятельность она получила, как раз когда остальные кинофабрики входили в полосу кризиса — в конце 80-х. Но и здесь постоянные перемены не прекратились: как и Крым, студия стала сферой интересов и России, и Украины. В итоге в 2000 году студию преобразовали в совместное русско-украинское производство. В 2003-м ее выкупила русская фирма «ПоликомИнвест» — и тут разразился скандал: территорию стали распродавать и застраивать. Наконец, в 2010 году студию снова реорганизовали: разделили на несколько компаний, предоставляющих услуги по производству фильмов. Между тем на студии за последние годы сняли несколько русских фильмов: «Водитель для Веры», «Дом солнца» и лесбо-драму «Сафо».


«ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ»
«Не горюй», «Жил певчий дрозд», «Покаяние», «Кувшин»

История. Родина самого дружелюбного из кинематографов союзных республик — глубокомысленные короткометражки про гигантские кувшины для вина, притчи-манифесты перестройки, ускорения и гласности, меланхолические данелиевские комедии, наконец, иоселианиевский Париж-на-Куре. Появилась эта студия в 1921 году — как и в остальных республиках, в рамках установления советской власти. Сперва как отдел кинохроники, но достаточно быстро переключилась на игровое кино, а с 1930 года и на анимацию. Так, с переменами названий (Госкинопром Грузии, Тбилисская киностудия, «Грузия-фильм»), сохраняла статус национальной студии и существует в этом виде, в общем, до сих пор. Важную роль сыграл и факт относительной самостоятельности республики в составе СССР (скажем, производство фильмов сильно возросло и вошло в свою золотую пору после того, как грузинский язык стал государственным во второй половине 70-х).

©  Предоставлено «Грузия-фильм»

Киностудия «Грузия-фильм»

Киностудия «Грузия-фильм»

Сейчас. Вроде бы поначалу все было хуже некуда: мало того что собственно кинопроизводство остановилось, так еще в 2005 году в фондохранилище студии произошел пожар, уничтоживший копии большей части фильмов. Но все не так плохо: пожалуй, это единственный случай, когда студии удалось сохранить статус государственного предприятия и при этом выжить. Среди прочих успешных реформ в стране провели реструктуризацию кинопроизводства, создали центр поддержки национального фильма и включили в него студию. Теперь здесь разыгрывают тендеры, по результатам которых предоставляют для съемок павильоны и все необходимое для постпродакшена. В итоге кинопроизводство в Грузии идет полным ходом, и даже можно говорить о появлении «новой грузинской волны».

«Мне без тебя не жить». Режиссеры Леван Тутберидзе, Каха Угулава (См. трейлер)

Показанный на прошлогоднем ММКФ неонуар про внезапно разбогатевшего на тотализаторе писателя и гангстера, у которого тот занял денег.


«АРМЕНФИЛЬМ»
«В синем море, в белой пене», «Цвет граната», «Здравствуй, это я!»



Армянское кино — это в первую очередь Параджанов и классик советской анимации, автор «В синем море, в белой пене» Роберт Саакянц. Оба бренда активно работают. Сама же студия «Арменфильм» была создана, как и прочие, в начале 20-х как подразделение республиканского Наркомпроса. Первый игровой фильм — поучительная история про мракобесие и пережитки прошлого «Намус» — здесь появился в 1925 году. Снял его Амо Бек-Назарян, фигура авантюрная и заслуживающая особого внимания. Двадцатитрехлетнего спортсмена Амбарцума Ивановича Бек-Назарова в 1914 году приметил Ханжонков, и борец перековался в актера. Всего за несколько лет своей карьеры успел сняться в 70 фильмах, после революции некоторое время скитался по театрам Харькова и Тифлиса, после чего обосновался в Ереване и стал пионером армянского кино. В течение тридцати лет регулярно выпускал фильмы на народные сюжеты и почетную историко-революционную тематику, а после смерти Бек-Назаряна студия получила его имя.

©  РИА Новости

Кадр из фильма «Здравствуй, это я» киностудии «Арменфильм»

Кадр из фильма «Здравствуй, это я» киностудии «Арменфильм»

Сейчас. После 1991 года студия даже по меркам бывших советских кинокомпаний оказалась совсем уж в глубоком кризисе. До 2005 года она принадлежала государству, после чего назрела реформа — «Арменфильм» купила компания Armenia Studios, дочернее предприятие холдинга CS Media City, принадлежащего армянской диаспоре в Штатах. В тот же холдинг входят телеканалы Armenia TV, TV5, ArmNews, радиостанция Radio 107, звукозаписывающая компания CS Recordings и издательский дом CS Publishing House. Никаких видимых перемен пока что не произошло — да и реструктуризацию компании обещали провести в течение десяти лет, а срок этот еще не истек. Разве что выложили в сеть большую часть фильмографии студии.

{-page-}

 

«АЗЕРБАЙДЖАНФИЛЬМ»
«Не бойся, я с тобой», «Двадцать шесть комиссаров», «Дервиш взрывает Париж», «Допрос»



История. История студии такая же, как у прочих кавказских кинокомпаний, — появилась в 1920 году как подразделение Наркомпроса, снимала хронику. Быстро волей местных талантов переключилась на игровое кино: первый художественный фильм — «Легенда Девичьей башни» — здесь снял в 1924 году художник Владимир Баллюзек. Меняла названия («Азгоскино», «Азеркино», «Азгоскинопром», «Азерфильм», Бакинская киностудия). В 1960 году была названа именем основоположника национальной кинодраматургии Джафара Джаббарлы.

Сейчас. Азербайджан — чуть ли не единственный случай, когда после обретения независимости с национальным кинопроизводством по сути ничего особенно не изменилось. Студия по-прежнему принадлежит государству. В год выпускается несколько фильмов (рекорды — в середине нулевых, пять фильмов в год).


«КАЗАХФИЛЬМ»
«Ангел в тюбетейке», «Игла», «Чужая белая и рябой»



История. Основана в 1934 году как студия кинохроники. В 1939 году совместно с «Ленфильмом» сняла первый игровой фильм — «Амангельды». Как и прочие среднеазиатские киностудии, расцвела во время войны, когда в Казахстан эвакуировали «Мосфильм» и «Ленфильм» — тогда же их временно объединили, а после окончания войны, когда студии-гиганты из республики уехали, в Алма-Ате остались павильоны и монтажные. «Казахфильм» в СССР был на особом счету — подчинялась студия не союзному Госкино, а республиканскому, здесь был свой Союз кинематографистов. С 1966 года студия носит имя Шакена Айманова, актера и режиссера, наиболее известного по роли Джамбула в одноименном эпическом байопике 1953 года и создавшего канонический образ аксакала.

©  РИА Новости

Киностудия «Казахфильм»

Киностудия «Казахфильм»

Сейчас. Казахстан провел реформу кинопроизводства одним из первых: студию разделили собственно на производственную базу и национальный продюсерский центр, который работает с независимыми студиями. Правда, спустя несколько лет — в 2000 году — киностудию, продюсерский центр, а также госкинопрокат объединили обратно. Ничего от этого, правда, не изменилось — как снимали рекордное число фильмов, так и продолжают снимать. За последние два года на студии произвели тридцать фильмов.

Сейчас снимают

«Книга легенд: таинственный лес». Режиссер Ахат Ибраев


История хулиганов Бахи и Тахи, мать которых умерла, а отец слишком занят. И вот парни решают сбежать из дома и отправиться в сказочный лес — что характерно, к мифическим существам, у которых собираются просить о воскрешении мамы.


«КИРГИЗФИЛЬМ»
«Легенда о ледяном сердце»



История. «Киргизфильм» появился одним из последних — в 1944 году — как корпункт Узбеккино, на котором снимали кинохронику. Но соседей начал догонять быстро: к середине 50-х здесь уже стали снимать художественное кино — и какое! (См. видео.) А в 60-е студия неожиданно стала еще одним местом, куда молодые режиссеры могли сбежать от всевидящего ока Госкино и снимать что-то более или менее свое. Здесь дебютировали шестидесятники Шепитько («Зной») и Кончаловский («Первый учитель»). А в 70-е годы студия стала родиной отечественного истерна — во всяком случае, классику жанра вроде «Белых маков Иссык-Куля» снимали именно здесь.

Сейчас. Студия по-прежнему принадлежит государству — занимается оцифровкой своего фонда, производит фильмы. Правда, не самостоятельно, а совместно либо с «Казахфильмом», либо с независимыми студиями. Не в казахских, конечно, масштабах, но все-таки — пару фильмов в год выпускают и активно призывают поддерживать молодых авторов. Одно заставляет сомневаться: большинство фильмов снимают на видео.

Сейчас снимают

«Аят-2». Режиссер Азамат Артыков


Часть локальной эпопеи про боксера, переживающего кризис среднего возраста и борющегося в связи с этим с мировой несправедливостью (обратите внимание на единственную фразу, которую в трейлере произносят на русском языке).

{-page-}

 

«УЗБЕКФИЛЬМ»
«Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», «Ташкент — город хлебный»



История. «Узбекфильм» появился раньше всех остальных среднеазиатских студий — в 1925 году как кинофабрика «Звезда Востока». На ней до войны производились классические фильмы про историю революционной и классовой борьбы в родных пустынях — вроде «Шакалов Равата». Как и в случае с «Казахфильмом», важную роль в истории студии сыграла война — в Ташкент, правда, были эвакуированы не сами студии, а только сотрудники «Беларусьфильма» и студии Довженко. Они же создали здесь киностудию заново — под руководством Михаила Ромма. Здесь же во время войны снимали «Двух бойцов». Отдельная история, конечно, — 70-е годы, когда на «Узбекфильме» произвели уникальную советско-индийскую копродукцию, совершенно болливудский мюзикл про Али-Бабу.

©  РИА-Новости

Просмотр отснятых кадров фильма киностудии «Узбекфильм», 1982

Просмотр отснятых кадров фильма киностудии «Узбекфильм», 1982

Сейчас. Из кризиса начала 90-х студия выбралась проверенным способом — реструктуризацией из акционерного общества в национальное агентство. Сейчас «Узбеккино» (так переименовали студию) фактически стало фондом поддержки национального кинематографа и занимается всем сразу. Самое красноречивое свидетельство нынешнего состояния студии — тот факт, что на ее сайте размещены списки «не рекомендованных к показу фильмов» и «рекомендованных», а также полный текст восьмилетней давности указа президента Республики Узбекистан о реформе кинопроизводства. Начинается он словами «В целях отражения средствами киноискусства происходящих перемен и реальных достижений на пути строительства в стране свободного демократического общества, сущности идеи национальной независимости, усиления роли и влияния кинематографии в жизни общества, особенно в воспитании молодежи, повышения идейно-художественного уровня...» Правда, все это студии не мешает успеть в этом году выпустить шесть фильмов. А в прошлом году, например, выпустили восемьдесят.

Сейчас снимают

«Забарджад». Режиссер Баходыр Одылов

Кино про одинокую даму на грани нервного срыва, приезжающую в родной кишлак и обретающую, с позволения сказать, духовное равновесие только в единении со своими корнями.


«ТАДЖИКФИЛЬМ»
«Сказание о Рустаме», «Телохранитель», «Встреча у старой мечети»



История. Студии не слишком везло с самого начала. Вроде все как у всех, но немножко по-другому. В 1930 году основана как студия кинохроники, да. Потом переключилась на художественное кино. В войну сюда были эвакуированы кинематографисты из европейской части СССР. Только все это без масштаба — и там, где всем везло, «Таджикфильм» оставался на вторых ролях. Первые игровые фильмы ничем особенно не выделялись. Эвакуировали сюда «Союздетфильм», и он особенного следа в кинематографии страны не оставил. И даже те оригинальные фильмы, которые на студии создавали, — с союзными звездами в главных ролях — были как будто уточнением к прочим работам. Вот и истерн «Телохранитель» с Солоницыным и Кайдановским — поди теперь объясни, что это не тот телохранитель и не другой и вообще не перверсивный Тарковский.

©  РИА-Новости

Режиссер-постановщик фильма «И еще одна ночь Шахерезады» Тахир Мухтарович Сабиров (слева) на киностудии «Таджикфильм» в 1985 году

Режиссер-постановщик фильма «И еще одна ночь Шахерезады» Тахир Мухтарович Сабиров (слева) на киностудии «Таджикфильм» в 1985 году

Сейчас. Даже на фоне прочих студий кризис на «Таджикфильме» был совсем уж глубоким и очевидным. Здесь совсем ничего не снимали и выживали только за счет производства дешевой и сердитой рекламы для местных телеканалов, а студия как была, так и остается государственной. По республиканскому закону, на кинопроизводство в год может выделяться только 100 тысяч долларов. Зато в 2005-м собрались с силами и решили почему-то особенно масштабно возродиться — эпопеей под названием «Шамсиддин Шохин». Про которую до сих пор ничего особенно не слышно.


«ТУРКМЕНФИЛЬМ»
«Тринадцать», «Состязание»



История. История «Туркменфильма» вся сплошь состоит из попыток — казалось бы, вот-вот наступит расцвет творчества, но что-то мешало. Ровно так же, как соседние студии, «Туркменфильм» появился в 1920 году как студия кинохроники, десять лет занимался производством документальных лент, затем — с середины 30-х — стали появляться первые игровые

©  РИА-Новости

Алжирские и туркменские кинематографисты, участники Недели алжирских фильмов в СССР, у киностудии «Туркменфильм»

Алжирские и туркменские кинематографисты, участники Недели алжирских фильмов в СССР, у киностудии «Туркменфильм»

ленты. Во время войны в Ашхабад эвакуировали Киностудию им. Довженко — здесь снимали Ромм и Марк Донской, и вроде бы должен был начаться золотой век студии. Но в 1948 году в Ашхабаде произошло землетрясение, которое студию — да и почти весь город — уничтожило. На восстановление кинопроизводства ушло десять лет — и только в 1958 году на «Туркменфильме» снова начали снимать кино. Как раз подоспело поколение местных выпускников ВГИКа — Булата Мансурова, Ялзы Сяйидова и других. И дальше вроде как все наладилось — даже после 1991 года кризис был не такой очевидный. Но в 1996 году Сапармурат Ниязов начал закрывать учреждения культуры — вплоть до музыкальных школ — и, в частности, закрыл «Туркменфильм». С тех пор студии — и даже ее павильонов — не существует.

Сейчас. Закрыта. ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Olga Ugriumova· 2012-05-14 23:44:21
    Litovskoj kinostudii uzhe ne sushchestvuet. U avtora ustarevshaja informatsija.
  • Ivan Chuvilaev· 2012-05-15 02:14:19
    Как базу ее все еще используют. Последний фильм сняли в конце прошлого года, сейчас тоже работают. Под не существованием можно понимать только отсутствие собственного кинопроизводства.
  • Teymur Daimi· 2012-05-15 09:20:14
    В Азербайджанском разделе заявлен один фильм («Спаситель человечества». Режиссер Эльхан Джафаров), а выложен совсем другой - "Gala", реж. Ш Наджафзаде. Просьба к администрации ресурса openspase.ru исправить ошибку.
Все новости ›