ИВАН ЧУВИЛЯЕВ разбирается в том, чем были раньше и чем стали советские киностудии
В апреле общественный совет «Ленфильма» — Александр Сокуров, Андрей Сигле, Константин Лопушанский, Дмитрий СветозаровЧитать!
«ТАЛЛИНФИЛЬМ»
«Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Отель “У погибшего альпиниста”»
История. Самая западническая студия советской империи была образована сразу после оккупации страны — в 1940 году. Вполне простым и незамысловатым способом: эстонскую студию Eesti Kultuurfilm национализировали и превратили в орудие пропаганды. Соответственно до 1954 года она работала только как студия кинохроники. И только в середине 50-х стала выпускать художественные фильмы (первая лента, что характерно, — эпос про коллективизацию в буржуазной республике «Свет в Коорди», снятый Гербертом Раппопортом). Кроме того, Таллин всегда активно использовался как площадка для натуры в исторических фильмах. Да и не только исторических — где-то рядом с Нигулисте Шерлок Холмс ловил Джефферсона Хоупа, по соседству качали перьями на шляпах мушкетеры, а старые доки, на месте которых теперь стоит квартал лощеной современной архитектуры Роттермани, служили Тарковскому натурой для «Сталкера».
После 1991 года. Таллин и сейчас остается точно такой же близкой европейской натурой, как тридцать или сорок лет назад. Узкие улочки время от времени снимают, чтобы изобразить средневековую Европу. Студия, правда, к съемкам, которые здесь проводят русские кинокомпании, отношения уже никакого не имеет. Ее вычеркнули из кинопроизводства, и теперь «Таллинфильм» фактически взял на себя функции национального киноархива. Здесь занимаются хранением, реставрацией и дистрибуцией эстонских фильмов, снятых за последние сто лет. Как раз сейчас «Таллинфильм» организует мероприятия, приуроченные к празднованию столетия эстонского кино, — ретроспективы, спецпрограммы на фестивалях и, например, выставки плакатов. Кроме того, студии принадлежит кинотеатр Solaris, в котором показывают эстонское некоммерческое и документальное кино. А новейшие звезды эстонского кино вроде Вейко Ыунпуу или Ильмара Раага к студии отношения не имеют.
РИЖСКАЯ КИНОСТУДИЯ
«Стрелы Робин Гуда», «Долгая дорога в дюнах»
История. Вторая любимая историческая натура советских кинематографистов — менее лощеная, чем таллинская, — служила не столько вестником западной жизни для хрущевок, сколько пространством, где можно было легко организовать дивный новый мир, которого вовсе никогда не существовало. Или ту же западную жизнь, только с меньшим историзмом. Создали латвийскую киностудию в 1940 году примерно по той же схеме, что и «Таллинфильм», — на базе нескольких национализированных частных киностудий. Кинохроникой, правда, тут не занимались — первый игровой фильм, «Каугурское восстание», сняли в том же году. В 1961—1963 годах было построено отдельное здание студии, где разместилось три павильона — они до сих пор остаются самыми большими в Северной Европе.
После 1991 года студия, на которой для советских людей ковали образцы западной жизни, фактически прекратила свое существование. На ее территории разместился латвийский киноцентр, который занимается реставрацией и дистрибуцией фильмов. Тому же центру принадлежит действительно первоклассный рижский музей кино — в нем проводят ретроспективы Герца Франка, выставляют реликвии, связанные с именем родившегося в Риге Эйзенштейна. Осенью этого года обещают открыть новую экспозицию под названием Digital Cinema. Павильоны же студии сдают в аренду различным кинокомпаниям. Собственно кинопроизводством студия почти не занимается.
ЛИТОВСКАЯ КИНОСТУДИЯ
«Девочка и эхо», «Никто не хотел умирать», «Это сладкое слово — свобода!»
История. В отличие от прочих прибалтийских киностудий, Литовская не была собрана из частных компаний, а фактически создавалась на пустом месте. Поначалу — в Каунасе, где пережила войну, а с 1949 года — в Вильнюсе. С 1957 года на студии стали снимать художественные фильмы (первый опыт — лента режиссера Микалаускаса «Голубой горизонт»), после чего она стала главной в советской киноиндустрии машиной по производству странного, неуместного, неудобного и совсем не советского кино. Яркий пример — фильмы Жалакявичюса, вроде бы вполне про войну и становление советской власти, а на деле — сущая антисоветчина, лощеный Пекинпа в пейзажах Полесья. Это никакая не ближняя Европа для советских людей — это чисто сделанная подрывная работа.
Сейчас. Постсоветская судьба студии тоже сильно отличалась от прочих: Литовская киностудия сосредоточилась на копродукциях и вполне в этом деле преуспела. Во всяком случае, в качестве съемочной базы ее используют вполне активно: здесь снимали и «Горца», и британский сериал «Елизавета», и еще много чего.
{-page-}
«БЕЛАРУСЬФИЛЬМ»
«Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Кортик», «Бронзовая птица», «Иди и смотри»
История. Как ни странно, белорусская студия была основана в 1928 году под названием «Савецкая Беларусь» в Петербурге — в здании бывшего театра «Кривое зеркало» (не того, который петросяновский, а настоящего — в котором работал Евреинов). Сами фильмы снимались в Москве, в Минске же располагалась только кинолаборатория для выпуска кинохроники. Первый фильм, снятый собственно в Белоруссии, — «Лесная быль» — вышел на экраны в 1926 году. В 1946 году, после возвращения из эвакуации, студию переименовали в «Беларусьфильм», и вместе с тем она обрела славу главной кузницы кино для детей и юношества, развлекая, поучая — тут снимали самое назидательное кино, от «Кортика» до странной и всегда казавшейся в детстве неправильной (из-за того, что волк имеет облик Дуремара, наверное) «Красной Шапочки».
После 1991 года. Прозванная в СССР «Партизанфильмом», «Беларусьфильм» теперь работает в основном как съемочная площадка. И кормится за счет сопродукции с русскими компаниями, которые здесь находят натуру Москвы 50-х годов, — тут снимали «Стиляг» и недавнего «Шпиона». Кроме того, несколько лет назад была даже попытка создать союзное русско-белорусское кинопроизводство под эгидой союзной же телерадиовещательной корпорации, которой рулит Игорь «Оба-на» Угольников (его роль майора Пискунова в «Ширли-мырли» вспоминать не будем). Правда, ограничилось кинопроизводство только эпопеей «Брестская крепость» — телевидение же благополучно продолжает существовать. Одновременно в Белоруссии подготовили законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О кинематографии в Республике Беларусь”», согласно которому приоритетным направлением деятельности студии стало именно белорусское кино, а государство из финансирования фильмов выходит — привлекайте, дескать, частных инвесторов. И да, обольщаться не стоит — не одни русские студии работают в сопродукции с «Беларусьфильмом». Скажем, эстонец Пеэтер Симм снял здесь свой последний фильм «Одинокий остров».
Сейчас снимают
«Дастиш фантастиш». Режиссер Александр Кананович
Яркий пример нынешнего творчества студии. Вроде бы новый формат — комедия. Только вот герои ее — деревенские жители (тоже, в общем, партизаны) и пашут землю на танке.
КИНОСТУДИЯ ИМ. ДОВЖЕНКО
«Симфония Донбасса», «Человек с киноаппаратом», «Земля», «Радуга», «Тени забытых предков»
История. В 1925 году было решено организовать — помимо созданной на руинах дореволюционного кинопроизводства Одесской студии — еще одну украинскую кинофабрику — в Киеве. Так что нынешнюю студию Довженко создавали на пустом месте — и прежде, чем на ней собственно началась работа, построили павильоны. В итоге первый фильм — «Ванька и Мститель» Акселя Лундина — был выпущен на экраны в 1928 году. В первые же годы студии повезло с режиссерами — сюда пришли работать помимо Довженко Вертов, Экк, Донской. Да и дальше она была не только и не столько даже центром национальной кинематографии, сколько тихим углом, в котором можно было более-менее свободно существовать под меньшим, чем в Москве и Ленинграде, прессом.
После 1991 года. Студия Довженко по-прежнему остается стопроцентно государственным предприятием. В качестве приоритетных направлений указываются производство художественных фильмов по государственному заказу и сопродукция. Особого успеха национальному кино это все не приносит, но тем не менее оно существует.
Сейчас снимают
«Богдан-Зиновий Хмельницкий». Режиссер Николай Мащенко
Название говорит само за себя — увесистый исторический фильм, и точка. Ну и да, в некотором смысле их ответ «Тарасу Бульбе».
ОДЕССКАЯ КИНОСТУДИЯ
«Место встречи изменить нельзя», «Три мушкетера»
История. Начнем с того, что кино придумал не Эдисон и не Люмьер. Кино придумал Йося Тимченко — идите на второе кладбище и спросите. Правда, даты смущают и сбивают патриотизм — свои фильмы «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» Тимченко снял на собственноручно сконструированный аппарат в 1894 году. Ну не Эдисон. Так что насчет родины кино — отложили в сторону. Теперь о студии. Одесская киностудия — прямая наследница студии «Мирограф», которая была здесь основана купившим по случаю в Париже киноаппарат фотографом Мироном Гроссманом в 1907 году. В 1918-м Гроссман построил павильон для съемок на Французском бульваре. В это же время в Одессу перебрались другие киностудии — в частности, студия Дмитрия Харитонова, у которого снималась Вера Холодная. После того как Одессу взяли красные, сладкая жизнь кинематографистов закончилась — зато остались павильоны, которые немедленно и заняла кинофабрика Всеукраинского кинофотоуправления, а вместе с ней новое поколение режиссеров: Довженко, Лесь Курбас (более известный как главный украинский театральный классик) и другие. А в послевоенные годы Одесская киностудия стала главным производителем легкого кино и одновременно — той самой провинцией у моря, в которой лучше жить, согласно Бродскому. Во всяком случае, за этим сюда устремлялись Хуциев, Тодоровский и, прости господи, Говорухин. Да и вовсе не советская Муратова, наконец.
Сейчас. Родина самого беззаботного советского кино последние несколько лет представляла собой не слишком радостное зрелище. Единственный, кто заставлял о существовании студии помнить, — все та же Муратова. Огромный бассейн во дворе, в котором снимали батальные сцены, зарос, само здание стало понемногу разрушаться. Но в 2010 году вроде бы все пошло на поправку — при студии открыли неплохой музей (рассказывают про Тимченко и Холодную), фасад обшили блестящими блоками, у входа повесили брутальную мемориальную доску Высоцкому. Объявили о намерениях развивать сопродукции и привлекать продюсеров из России — и с переменным успехом это пока руководству студии удается.
Сейчас снимают
«Улыбка Бога». Режиссер Владимир Алеников
Очередная работа автора классических «Петрова и Васечкина». Про приезжающего в Одессу потомка, так сказать, знатного еврейского рода. С Панкратовым-Черным, Карцевым и Джигарханяном. Если эффект провинции у моря исчез, легкомысленность, пусть и потертая, на студии осталась.
{-page-}
«МОЛДОВА-ФИЛЬМ»
«Человек идет за солнцем», «Мария, Мирабела»
История. Студия образовалась в 1940 году, сразу после присоединения Молдавии к СССР. Правда, в отличие от прибалтийских республик здесь национализировать было нечего: кинопроизводства в стране не было. Поэтому в Кишиневе открыли отделение Украинской кинохроники. Хронику здесь и снимали до 1957 года — когда студия получила свое нынешнее название и на ней стали снимать художественные фильмы. Один из первых — «Человек идет за солнцем» Михаила Калика, эдакое «Я шагаю по Кишиневу» — остался лучшим из того, что было здесь когда-либо снято.
Сейчас. Студия фактически прекратила свое существование. Последние фильмы, снятые на ней, — ленты Сергея Давыдова «Чучело» (1993) и «Долина счастья» (1993). Затем — перерыв в 13 лет, и в 2006 году на «Молдова-фильме» сняли первый после перерыва фильм, короткометражку Игоря Кобылянского «Саша, Гриша и Ион». Она же стала последней на сегодняшний день работой. В структуре студии за двадцать лет ничего не поменялось — она по-прежнему принадлежит государству.
«Саша, Гриша и Ион». Режиссер Игорь Кобылянский
ЯЛТИНСКАЯ КИНОСТУДИЯ
«Праздник святого Йоргена», «Человек-амфибия», «Человек с бульвара Капуцинов», «Дети капитана Гранта»
История. Так же, как Одесская, Ялтинская киностудия расцвела во время Гражданской войны. В 1917 году в Ялту перевел кинопроизводство Александр Ханжонков и до 1919 года снимал здесь свои фильмы. Затем студию национализировали — но так как Крым постоянно переходил из рук в руки, с переменным успехом студия работала до 1921 года. Собственно, и дальше продолжалось примерно то же — студию приписывали поочередно то к Всеукраинскому кинофотоуправлению, то к тресту «Востоккино», то к «Союздетфильму», то к «Мосфильму». Так продолжалось до 1957 года, когда студия наконец была окончательно приписана к «Союздетфильму».
Сейчас. Казалось бы, непостоянство сыграло на руку студии: полную самостоятельность она получила, как раз когда остальные кинофабрики входили в полосу кризиса — в конце 80-х. Но и здесь постоянные перемены не прекратились: как и Крым, студия стала сферой интересов и России, и Украины. В итоге в 2000 году студию преобразовали в совместное русско-украинское производство. В 2003-м ее выкупила русская фирма «ПоликомИнвест» — и тут разразился скандал: территорию стали распродавать и застраивать. Наконец, в 2010 году студию снова реорганизовали: разделили на несколько компаний, предоставляющих услуги по производству фильмов. Между тем на студии за последние годы сняли несколько русских фильмов: «Водитель для Веры», «Дом солнца» и лесбо-драму «Сафо».
«ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ»
«Не горюй», «Жил певчий дрозд», «Покаяние», «Кувшин»
История. Родина самого дружелюбного из кинематографов союзных республик — глубокомысленные короткометражки про гигантские кувшины для вина, притчи-манифесты перестройки, ускорения и гласности, меланхолические данелиевские комедии, наконец, иоселианиевский Париж-на-Куре. Появилась эта студия в 1921 году — как и в остальных республиках, в рамках установления советской власти. Сперва как отдел кинохроники, но достаточно быстро переключилась на игровое кино, а с 1930 года и на анимацию. Так, с переменами названий (Госкинопром Грузии, Тбилисская киностудия, «Грузия-фильм»), сохраняла статус национальной студии и существует в этом виде, в общем, до сих пор. Важную роль сыграл и факт относительной самостоятельности республики в составе СССР (скажем, производство фильмов сильно возросло и вошло в свою золотую пору после того, как грузинский язык стал государственным во второй половине 70-х).
Сейчас. Вроде бы поначалу все было хуже некуда: мало того что собственно кинопроизводство остановилось, так еще в 2005 году в фондохранилище студии произошел пожар, уничтоживший копии большей части фильмов. Но все не так плохо: пожалуй, это единственный случай, когда студии удалось сохранить статус государственного предприятия и при этом выжить. Среди прочих успешных реформ в стране провели реструктуризацию кинопроизводства, создали центр поддержки национального фильма и включили в него студию. Теперь здесь разыгрывают тендеры, по результатам которых предоставляют для съемок павильоны и все необходимое для постпродакшена. В итоге кинопроизводство в Грузии идет полным ходом, и даже можно говорить о появлении «новой грузинской волны».
«Мне без тебя не жить». Режиссеры Леван Тутберидзе, Каха Угулава (См. трейлер)
Показанный на прошлогоднем ММКФ неонуар про внезапно разбогатевшего на тотализаторе писателя и гангстера, у которого тот занял денег.
«АРМЕНФИЛЬМ»
«В синем море, в белой пене», «Цвет граната», «Здравствуй, это я!»
Армянское кино — это в первую очередь Параджанов и классик советской анимации, автор «В синем море, в белой пене» Роберт Саакянц. Оба бренда активно работают. Сама же студия «Арменфильм» была создана, как и прочие, в начале 20-х как подразделение республиканского Наркомпроса. Первый игровой фильм — поучительная история про мракобесие и пережитки прошлого «Намус» — здесь появился в 1925 году. Снял его Амо Бек-Назарян, фигура авантюрная и заслуживающая особого внимания. Двадцатитрехлетнего спортсмена Амбарцума Ивановича Бек-Назарова в 1914 году приметил Ханжонков, и борец перековался в актера. Всего за несколько лет своей карьеры успел сняться в 70 фильмах, после революции некоторое время скитался по театрам Харькова и Тифлиса, после чего обосновался в Ереване и стал пионером армянского кино. В течение тридцати лет регулярно выпускал фильмы на народные сюжеты и почетную историко-революционную тематику, а после смерти Бек-Назаряна студия получила его имя.
Сейчас. После 1991 года студия даже по меркам бывших советских кинокомпаний оказалась совсем уж в глубоком кризисе. До 2005 года она принадлежала государству,
Читать!
{-page-}
«АЗЕРБАЙДЖАНФИЛЬМ»
«Не бойся, я с тобой», «Двадцать шесть комиссаров», «Дервиш взрывает Париж», «Допрос»
История. История студии такая же, как у прочих кавказских кинокомпаний, — появилась в 1920 году как подразделение Наркомпроса, снимала хронику. Быстро волей местных талантов переключилась на игровое кино: первый художественный фильм — «Легенда Девичьей башни» — здесь снял в 1924 году художник Владимир Баллюзек. Меняла названия («Азгоскино», «Азеркино», «Азгоскинопром», «Азерфильм», Бакинская киностудия). В 1960 году была названа именем основоположника национальной кинодраматургии Джафара Джаббарлы.
Сейчас. Азербайджан — чуть ли не единственный случай, когда после обретения независимости с национальным кинопроизводством по сути ничего особенно не изменилось. Студия по-прежнему принадлежит государству. В год выпускается несколько фильмов (рекорды — в середине нулевых, пять фильмов в год).
«КАЗАХФИЛЬМ»
«Ангел в тюбетейке», «Игла», «Чужая белая и рябой»
История. Основана в 1934 году как студия кинохроники. В 1939 году совместно с «Ленфильмом» сняла первый игровой фильм — «Амангельды». Как и прочие среднеазиатские киностудии, расцвела во время войны, когда в Казахстан эвакуировали «Мосфильм» и «Ленфильм» — тогда же их временно объединили, а после окончания войны, когда студии-гиганты из республики уехали, в Алма-Ате остались павильоны и монтажные. «Казахфильм» в СССР был на особом счету — подчинялась студия не союзному Госкино, а республиканскому, здесь был свой Союз кинематографистов. С 1966 года студия носит имя Шакена Айманова, актера и режиссера, наиболее известного по роли Джамбула в одноименном эпическом байопике 1953 года и создавшего канонический образ аксакала.
Сейчас. Казахстан провел реформу кинопроизводства одним из первых: студию разделили собственно на производственную базу и национальный продюсерский центр, который работает с независимыми студиями. Правда, спустя несколько лет — в 2000 году — киностудию, продюсерский центр, а также госкинопрокат объединили обратно. Ничего от этого, правда, не изменилось — как снимали рекордное число фильмов, так и продолжают снимать. За последние два года на студии произвели тридцать фильмов.
Сейчас снимают
«Книга легенд: таинственный лес». Режиссер Ахат Ибраев
История хулиганов Бахи и Тахи, мать которых умерла, а отец слишком занят. И вот парни решают сбежать из дома и отправиться в сказочный лес — что характерно, к мифическим существам, у которых собираются просить о воскрешении мамы.
«КИРГИЗФИЛЬМ»
«Легенда о ледяном сердце»
История. «Киргизфильм» появился одним из последних — в 1944 году — как корпункт Узбеккино, на котором снимали кинохронику. Но соседей начал догонять быстро: к середине 50-х здесь уже стали снимать художественное кино — и какое! (См. видео.) А в 60-е студия неожиданно стала еще одним местом, куда молодые режиссеры могли сбежать от всевидящего ока Госкино и снимать что-то более или менее свое. Здесь дебютировали шестидесятники Шепитько («Зной») и Кончаловский («Первый учитель»). А в 70-е годы студия стала родиной отечественного истерна — во всяком случае, классику жанра вроде «Белых маков Иссык-Куля» снимали именно здесь.
Сейчас. Студия по-прежнему принадлежит государству — занимается оцифровкой своего фонда, производит фильмы. Правда, не самостоятельно, а совместно либо с «Казахфильмом», либо с независимыми студиями. Не в казахских, конечно, масштабах, но все-таки — пару фильмов в год выпускают и активно призывают поддерживать молодых авторов. Одно заставляет сомневаться: большинство фильмов снимают на видео.
Сейчас снимают
«Аят-2». Режиссер Азамат Артыков
Часть локальной эпопеи про боксера, переживающего кризис среднего возраста и борющегося в связи с этим с мировой несправедливостью (обратите внимание на единственную фразу, которую в трейлере произносят на русском языке).
{-page-}
«УЗБЕКФИЛЬМ»
«Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», «Ташкент — город хлебный»
История. «Узбекфильм» появился раньше всех остальных среднеазиатских студий — в 1925 году как кинофабрика «Звезда Востока». На ней до войны производились классические фильмы про историю революционной и классовой борьбы в родных пустынях — вроде «Шакалов Равата». Как и в случае с «Казахфильмом», важную роль в истории студии сыграла война — в Ташкент, правда, были эвакуированы не сами студии, а только сотрудники «Беларусьфильма» и студии Довженко. Они же создали здесь киностудию заново — под руководством Михаила Ромма. Здесь же во время войны снимали «Двух бойцов». Отдельная история, конечно, — 70-е годы, когда на «Узбекфильме» произвели уникальную советско-индийскую копродукцию, совершенно болливудский мюзикл про Али-Бабу.
Сейчас. Из кризиса начала 90-х студия выбралась проверенным способом — реструктуризацией из акционерного общества в национальное агентство. Сейчас «Узбеккино» (так переименовали студию) фактически стало фондом поддержки национального кинематографа и занимается всем сразу. Самое красноречивое свидетельство нынешнего состояния студии — тот факт, что на ее сайте размещены списки «не рекомендованных к показу фильмов» и «рекомендованных», а также полный текст восьмилетней давности указа президента Республики Узбекистан о реформе кинопроизводства. Начинается он словами «В целях отражения средствами киноискусства происходящих перемен и реальных достижений на пути строительства в стране свободного демократического общества, сущности идеи национальной независимости, усиления роли и влияния кинематографии в жизни общества, особенно в воспитании молодежи, повышения идейно-художественного уровня...» Правда, все это студии не мешает успеть в этом году выпустить шесть фильмов. А в прошлом году, например, выпустили восемьдесят.
Сейчас снимают
«Забарджад». Режиссер Баходыр Одылов
Кино про одинокую даму на грани нервного срыва, приезжающую в родной кишлак и обретающую, с позволения сказать, духовное равновесие только в единении со своими корнями.
«ТАДЖИКФИЛЬМ»
«Сказание о Рустаме», «Телохранитель», «Встреча у старой мечети»
История. Студии не слишком везло с самого начала. Вроде все как у всех, но немножко по-другому. В 1930 году основана как студия кинохроники, да. Потом переключилась на художественное кино. В войну сюда были эвакуированы кинематографисты из европейской части СССР. Только все это без масштаба — и там, где всем везло, «Таджикфильм» оставался на вторых ролях. Первые игровые фильмы ничем особенно не выделялись. Эвакуировали сюда «Союздетфильм», и он особенного следа в кинематографии страны не оставил. И даже те оригинальные фильмы, которые на студии создавали, — с союзными звездами в главных ролях — были как будто уточнением к прочим работам. Вот и истерн «Телохранитель» с Солоницыным и Кайдановским — поди теперь объясни, что это не тот телохранитель и не другой и вообще не перверсивный Тарковский.
Режиссер-постановщик фильма «И еще одна ночь Шахерезады» Тахир Мухтарович Сабиров (слева) на киностудии «Таджикфильм» в 1985 году
«ТУРКМЕНФИЛЬМ»
«Тринадцать», «Состязание»
История. История «Туркменфильма» вся сплошь состоит из попыток — казалось бы, вот-вот наступит расцвет творчества, но что-то мешало. Ровно так же, как соседние студии, «Туркменфильм» появился в 1920 году как студия кинохроники, десять лет занимался производством документальных лент, затем — с середины 30-х — стали появляться первые игровые
Алжирские и туркменские кинематографисты, участники Недели алжирских фильмов в СССР, у киностудии «Туркменфильм»
Сейчас. Закрыта.
КомментарииВсего:3
Комментарии
-
Litovskoj kinostudii uzhe ne sushchestvuet. U avtora ustarevshaja informatsija.
-
Как базу ее все еще используют. Последний фильм сняли в конце прошлого года, сейчас тоже работают. Под не существованием можно понимать только отсутствие собственного кинопроизводства.
-
В Азербайджанском разделе заявлен один фильм («Спаситель человечества». Режиссер Эльхан Джафаров), а выложен совсем другой - "Gala", реж. Ш Наджафзаде. Просьба к администрации ресурса openspase.ru исправить ошибку.
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444085
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340532
- 3. Норильск. Май 1268329
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897640
- 5. Закоротило 822053
- 6. Не может прожить без ирисок 781799
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758323
- 8. Коблы и малолетки 740744
- 9. Затворник. Но пятипалый 470840
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402847
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370311
- 12. Винтаж на Болотной 343185