В следующем году на показе «Человека дождя» змеи были уже ядовитыми, но все эти протесты оказались тщетными.

Оцените материал

Просмотров: 15803

Как устроена корейская киноиндустрия?

Владимир Захаров · 20/12/2011
ВЛАДИМИР ЗАХАРОВ развеивает мифы о квотах и объясняет успех одной из самых динамичных кинематографий мира

Имена:  Ким Ки Дук · Ли Чан Дон · Хон Сан Су

©  Yun Suk Bong / Reuters

Акция работников южнокорейской киноиндустрии в защиту системы квотирования. Сеул, 1998

Акция работников южнокорейской киноиндустрии в защиту системы квотирования. Сеул, 1998

Южнокорейская киноиндустрия появилась в конце 1990-х годов как будто из ниоткуда. Национальные блокбастеры составили конкуренцию американским фильмам в родном прокате и шли в кинотеатрах по всему миру. Авторские фильмы Ли Чан Дона, Хон Сан Су и Ким Ки Дока (у нас известного как Ким Ки Дук) стали регулярно попадать на европейские кинофестивали. Откуда все это взялось в стране, где диктаторские режимы к середине восьмидесятых годов зарегулировали киноиндустрию до смерти, а после смены власти на демократическую поток голливудского кино смыл все, что еще оставалось? Сложилось мнение, что южнокорейская киноиндустрия возродилась благодаря квотам и протекционистской государственной политике, но это не совсем так.

Квоты — первое, что вспоминают, когда пишут о корейском кино и индустрии. Общее мнение примерно такое: в Южной Корее действует закон, предписывающий кинотеатрам показывать корейское кино минимум 106 дней в году (в 2006 году количество дней сократили до 73), и национальное кинематографическое чудо возникло, по большому счету, благодаря этому единственному фактору. Представление иногда поддерживают сами корейские кинематографисты — во время протестов против сокращения квоты в 2006 году Пак Чхан Ук устраивал на Берлинском кинофестивале пикеты с плакатами «Корейские фильмы в опасности» и «No Screen Quota = No Oldboy».

На самом же деле чудодейственность квоты — миф, и успехам корейского кино она помогла больше косвенно, чем прямо.

Современная история квотирования кинопроката в Южной Корее началась при диктаторе Пак Чон Хи. В 1963 году был принят специальный закон о кино, призванный регулировать кинопроизводство, прокат и импорт зарубежных фильмов. В 1966-м закон дополнили упоминанием квоты — каждый корейский кинотеатр обязан был показывать корейские фильмы минимум 90 дней в году. Тогда это квотирование не имело особого смысла, так как государство полностью контролировало импорт фильмов, тем самым ограничивая конкуренцию гораздо сильнее. В 1973 году, после того как Пак Чон Хи переизбрался в обход конституции на третий срок, закон о кино отредактировали еще раз. Квоту расширили до 121 дня, но главное — в кинопроизводстве закрутили гайки. Право на ввоз зарубежного кино давали только кинокомпаниям с лицензиями, для получения которой нужно было иметь камеры, штат, снимать определенное количество фильмов в год и на темы, близкие руководству страны. Желательно еще было иметь местные награды. Количество кинокомпаний, таким образом, значительно сократилось, и импортировать им давали всего по одному фильму в год, то есть конкуренции с Голливудом практически не было, а каждая кинокомпания на зачищенной территории могла рассчитывать на большую долю рынка. Но все равно после золотого века шестидесятых корейская киноиндустрия за десять лет такой государственной «защиты» к середине восьмидесятых пришла к полному упадку. Помогла и диктаторская цензура, но в большей степени в этом были виноваты квоты. Корейские кинокомпании получали основные прибыли от проката голливудского кино, а получить право на его дистрибуцию студии могли, только сняв определенное количество национальных фильмов. Это было придумано, чтобы кинокомпании инвестировали полученные от импорта средства в родное киноискусство. Но тогдашние продюсеры предпочитали об искусстве не думать и навязанные государством обязательные фильмы старались снимать как можно быстрее и дешевле. Смотреть такой продукт желающих было немного.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Maxim Chernykh· 2011-12-20 13:16:13
    Увы, Владимир Захаров толком не развеял мифы о квотах и никак не объяснил успех одной из самых динамичных кинематографий мира...
  • blackjack· 2011-12-21 19:57:48
    Миф про квоты состоит в том, что многие считают, что корейское кино поднялось благодаря им, некоторые считают, что только благодаря им. В тексте, как мне кажется достаточно полно написано, что это не так, и что квоты сами по себе не работают.
Все новости ›